Хотелось бы познакомить любителей лыжного спорта с лыжной трассой Нововоронино и проследить основные этапы в ее развитии. Начать знакомство предлагаю со строительства мостов. Это было огромным стимулом для дальнейшего обустройства и строительства лыжной базы. Надеюсь, наш опыт пригодится и другим устроителям трасс. Всё делается на энтузиазме и помощи неравнодушных людей и самих лыжников, и очень приятно отметить, что количество волонтеров и неравнодушных людей увеличивается, и для многих эта трасса становится частичкой их жизни. На данной трассе выросло несколько поколений лыжников и любителей здорового образа жизни. Много в нашей жизни трудностей, проблем, но есть и хорошие начинания, и их необходимо поддерживать, поощрять и развивать. Этот отчет как раз о такой небольшой положительной деятельности:
Приближается окончание 2020 года. Этот год был довольно сложным во многих отношениях, чего однако нельзя сказать о проделанных работах по усовершенствованию лыжной трассы Нововоронино. Год 2019-2020 был годом нового толчка к развитию лыжного спорта в Софрино-1. Подготовка трассы и проведение соревнований вышли на совершенно новый уровень. Трасса готовилась к соревнованиям специальной техникой (ратрак), а это предъявляет особые требования к обустройству. Прошедший сезон был малоснежен, использовались в основном поля. Для подготовки трассы по новым требованиям необходимо многое сделать. Основное препятствие для прохождения тяжелой техники (ратрак) по трассе – это мосты. В течение многих лет (а трасса существует фактически с 1980 года) в качестве использовали бревна, уложенные поперек речки Вязь, поверх которых делался настил. Основными недостатками таких мостов была их недолговечность и небольшая прочность. Весенний паводок 2020 года подтвердил эти недостатки: фактически все четыре моста были разрушены в разной степени. Менее всего пострадал первый мост, его реконструировали осенью 2019 года.
Буран свободно проходил по данным мостам, а вот ратрак весом около 5 тонн нет. После проведения лыжного марафона «Лыжня в Лавру» 23 февраля 2020 года были проанализированы и обобщены все недостатки трассы. Основным недостатком была невозможность готовить трассу ретраком, отсюда встал вопрос необходимости строительства новых мостов, а их на лесной пятерке всего четыре. Была проведена огромная работа по поиску оптимальной конструкции мостов. Изучен опыт эксплуатации других трасс. С учетом этого приняли решение строить мосты на винтовых сваях и использовать швеллер, в качестве несущей конструкции. По приглашению СОК ГАБО наши представители посетили трассу этого клуба и ознакомились более детально с трассой и мостами. Очень тепло встретил, показал, рассказал и обещал всяческую поддержку председатель СОК ГАБО Геннадий Фищенко.
Мосты на предстоящий сезон – это основное, но трассу необходимо поддерживать в хорошем состоянии на протяжении всего года. 5 мая были организованы первые работы по очистке от поваленных деревьев, веток и вырубке подлеска.
Одновременно с этим уже в начале июня приступили к косьбе на трассе.
Июнь месяц прошел в обсуждении конструкций мостов и поиска материалов. Одновременно был организован сбор денежных средств для закупки материалов для мостов. Окончательное решение было принято после поездки в ГАБО. В итоге решили использовать винтовые сваи длиной 3-4 метра. Швеллер использовать 14, длиной 6 метров. Ширина речки Вязь на трассе не более 3-4 метров. Приняли решение строить первым второй мост и на нем отработать все стадии строительства.
К разборке второго моста приступили 15 августа и подготовили его для работ по установке винтовых свай. Для этого полностью разобрали настил и складировали на берегах речки. Два бревна оставили для удобства работы с винтовыми сваями. Берега речки выровняли и убрали поваленные деревья, ветки и почистили русло речки.
Швеллер, винтовые сваи и оголовки закупили и привезли 17 августа.
Одновременно с закупкой металла закупили краску и кисти для покраски швеллеров, электроды, отрезные круги, магнитный уровень, водяной уровень, песчано-цементную смесь, бензин, колеса для бензогенератора. По мере работы приходилось закупать и дополнительные материалы и инструменты. Многое использовали из своих инструментов и материалов. Делали всевозможные приспособления и инструменты для работ. Очень много сделал Михаил Курдюков (инструмент, материалы, предоставление места для работы по подготовке всего для мостов).
Итак, непосредственно к установке мостов, а именно винтовых свай приступили 22 августа. Во время производства работ были опробованы всевозможные варианты и выбраны оптимальные решения.
Первый этап вкручивания винтовых свай был завершен на всех четырех мостах 5 сентября. При вкручивании винтовых свай на четвертом мосту попали на каменные глыбы, и сваи постоянно уводило в сторону от необходимой разметки. Пришлось проявить сноровку и смекалку. В начале работы проводили, используя бревна от старых мостов, в дальнейшем для устройства настилов использовали швеллер. Огромную помощь по доставке материалов от вагончика на стартовой поляне до мостов оказали военнослужащие местного гарнизона. Также не остались в стороне от стройки и местные жители. Благодаря Александру и его автомобилю ГАЗ-66 производилась доставка крупногабаритных грузов (швеллер двутавр 14 6 м, весит 150 кг) и пиломатериалы: брус 100х150х6000 в количестве 120 штук. Кроме всего, бензогенератор, сварочный аппарат, болгарка, ЦСП в мешках по 40 кг.
После установки всех винтовых свай для четырех мостов провели определение уровня, на котором необходимо отрезать сваи и на них приварить оголовки. Здесь поджидали также определенные проблемы с разметкой. Уровень мостов относительно берега оказался разным: от 400 мм до 1200 мм. Были сделаны специальные приспособления для разметки линии резки под 90 и 45 градусов. Важной вехой в производстве работ стали сварочные работы. И здесь не все пошло гладко. Первый бензогенератор мощностью 6,5 кВт, оказался трехфазным. Из-за этого в первый день смогли только обрезать винтовые сваи болгаркой 1,1 кВт. Генератор отключался при включении болгарки 2,0 кВт, а сварочный аппарат не заработал совсем, мощности одной фазы оказалось недостаточно.
Пришлось восстанавливать однофазный генератор мощностью 6,5 кВт. При восстановлении заменили свечи, переделали посадочное место для аккумулятора, закупили колеса и ось, для того чтобы было возможно его катить. Во время производства работ второй арендованный генератор вышел из строя, пришлось его сдавать обратно. Сварочные работы выполнили в течение четырех рабочих дней. Каждый день доставляли весь инструмент от вагончика к месту производства работ. Одновременно со сварочными работами производили покраску металлоконструкции и мест сварки. Сварочные работы были завершены 24 сентября. Погода благоприятствовала их производству – было сухо и тепло. В это время пошли грибы, росли буквально под ногами. В районе мостов было очень много поваленных гнилых деревьев.
Одновременно с возведением мостов проводили работы по очистке русла речки Вязь от поваленных деревьев, веток и всякого мусора. 26 сентября по лыжной трассе была открыта Литературная аллея.
Специально для участников первого маршрута был подготовлен один из мостов, так что участники прогулки по Литературной аллее первыми опробовали мосты и оценили их и прилегающую территорию.
Следующим этапом в строительстве была закупка пиломатериалов: брус 100х150х6000, доска 50х100х6000. Кроме того, были нам предоставлены 6 канистр Био-защиты для обработки бруса и доски. Био-защиту нам предоставили в качестве спонсорской помощи. Закупка бруса и доски и их доставка – также спонсорская помощь. Весь брус и доску предстояло обработать, просушить и доставить к мостам. Предварительно еще предстояло распилить брус на трехметровые части. Брус длиной 3 метра предстояло уложить на мосты, предварительно закрепив к оголовку и швеллерам брус длиной 6 метров. Здесь также значительную помощь оказали в/с гарнизона и водитель ГАЗ-66 Александр. В ходе работ пришлось закупить аккумулятор для машины в качестве благодарности за оказанную помощь.
После доставки пиломатериалов в лес предстояло еще этот материал разнести конкретно к каждому мосту, а это расстояние от 30 до 50 метров. Все это было сделано, и первый мост сооружен 5 октября. Первыми опробовали мост юные лыжники из местного спортивного клуба «Выбор». В этот же день сделали настил на третьем мосту.
Крепили брус гвоздями длиной 200 мм, оставляя зазор между брусом в 20 мм. К брусу с торцов крепили доску 50х100х6000 и поверх этой доски и бруса прибивали еще одну доску 50х100х6000.
Окончательно все мосты соорудили 20 октября, и в этот день пошел первый в сезоне снег.
Одновременно с возведением мостов через речку Вязь на лесной пятерке проводились работы по сооружению мостов между средним и большим полем. Из Сергиева Посада были доставлены железобетонные трубы длиной 5 метров и диаметром 1 метр в количестве 4 штук.
Эти трубы с помощью экскаватора уложили в русло речки, и соорудили два моста.
После сооружения мостов приступили к планировке рельефа. На первых 500 метрах до первого моста были проведены следующие работы:
1. Засыпана и выровнена яма.
2. Выкорчеван пень и спланирован грунт на его месте.
3. Спуск к мосту срезан, грунт перемещен вниз и спланирован. Со спуска стала просматриваться вся трасса до моста. Вокруг моста убраны бревна, ветки, вычищено русло речки.
После второго моста подъем спланирован, перед ним уложена труба диаметром 250 мм и длиной 4 метра. Сделаны водостоки по обе стороны трассы. Подъем выровняли, отсыпали грунт, убрали поваленные деревья и вырубили подлесок. Нырок перед третьим мостом. Спланировали грунт, уложили трубу для стока воды диаметром 400 мм и длиной 6 метров. Сделали контруклон, отсыпали его грунтом. Убрали вокруг валежник, ветки, вырубили подлесок.
Спуск к третьему мосту. Вручную сравняли и переместили грунт вниз. Сделали контруклон и отсыпали его.
Нырок на отметке 2,4 км выровняли, уложили на дно два ряда бревен толщиной 40 см и длиной по 4 метра. Настил отсыпали грунтом.
Прочистили трассу на отметке от 2,5 до отметки 3,2 км. Подъем после четвертого моста выровняли, переместили грунт ближе к мосту, расшили трассу.
На отметке 3,6 км выровняли колеи от колесной техники. Уложили трубу диаметром 250 мм длиной 3 метра для отвода воды. Сровняли и отсыпали грунт на дамбе. После дамбы сделали контруклон, заложили его бревнами и отсыпали грунтом.
Дополнительно к лесной пятерке прочистили 2,5 км трассы. Распилили поваленные деревья, убрали подлесок, завалили колеи от колесной техники.
Очистили аллею от Нововоронино до лесной пятерки.
Убрали два огромных пня на отметках 2,0 км и 2,4 км.
Дополнительно провели разведку лесного массива и нашли просеки по лесным кварталам, что позволит сделать трассу в лесу длиной 12,5 км. Сделали треки данной трассы. Кроме того, нашли просеки соединяющие трассу Нововоронино с полями Мураново. Это тропа альтернатива ДвЛ. Имеется возможность сделать трассу в один круг длиной в 50 км, разные трассы для выхода и захода к Мураново. Работы продолжаются. В настоящее время готовятся таблички для разметки и указателей. Представлена схема трассы с диаграммой рельефа и указанием основных точек.
Уважаемые друзья!
Для проведения плановых работ по содержанию и улучшению лыжной трассы Нововоронино в межсезонье, появилась необходимость в приобретении квадроцикла с прицепом.
Протяжённость трассы растет, а вместе с этим растет и время доставки волонтеров и инструмента в места проведения субботников. Для оперативного решения всех задач нужен квадроцикл и прицеп.
Стоимость выбранной нами модели и прицепа составляет ~450.000₽ (б/у)
На сегодняшний день мы располагаем суммой 100.000₽, осталось 350.000₽
Кто желает и имеет возможность нам помочь, можно сделать перевод на карту, привязанную к номеру лыжной базы: 89255989452, Ольга Алексеевна Ч. или сделать перевод денежных средств на р/с организации по QR коду ниже.
Просьба, максимально распространите информацию, для нас и это большая помощь.
Заранее благодарим всех вас, что помогаете нам развивать лыжную трассу Нововоронино.
Спасибо!
https://vk.com/wall-51976629_2190