18.07.2024

Королевская гонка. Рассказ Ивана Гаранина [из 1977 года] о том, как он выиграл знаменитую Ваза-Лоппет

Королевская гонка. Рассказ Ивана Гаранина [из 1977 года] о том, как он выиграл знаменитую Ваза-Лоппет

На днях опубликовал у нас на сайте репортаж с гонки «Финляндия Хиихто» 1996 года, вышедший в бумажном номере журнала «Лыжные гонки» №1 за 1996 год. В нём в очередной раз (в который раз!) я ссылаюсь на знаменитый репортаж Ивана Гаранина, выигравшего сверхмарафон Васалоппет в далёком 1977 году, и записанный тогда со слов Ивана Ивановича блестящим спортивным журналистом Анатолием Коршуновым. И поскольку на этот репортаж я на протяжении своей долгой журналистской биографии ссылался много раз, мне захотелось, наконец, разыскать эту вырезку из «Советского спорта» и разместить в этом репортаже в качестве иллюстрации.

Я обратился за помощью к сообществу skisport.ru, и мне немедленно помогли: наш форумчанин Кирилл с ником Bor Ki дал ссылку на архив «Советского спорта», где размещены все номера этой газеты за разные годы выпуска (отличный, кстати, архив, редакции «Советского спорта» — респект). Но у меня всё никак не получалось сохранить с сайта приличных размеров копию – такую, чтобы при клике на неё она разворачивалась в таком размере, чтобы всё легко читалось. И тут на помощь пришёл наш читатель с ником Sergio Leone – он подсказал, как скачать эту публикацию в формате pdf, а уж иллюстрацию из формата pdf я сам без труда конвертировал в формат jpg. Так что теперь, если вы кликнете по иллюстрации мышкой (иллюстрация ниже), вы всё сможете без труда прочитать.


Перед тем, как использовать эту иллюстрацию, я ещё раз погуглил Сеть по запросам «Иван Гаранин Королевская гонка» и «Иван Гаранин Васалоппет», но нет — Сеть не отозвалась ни текстом, ни иллюстрацией. И тогда я решил разместить этот репортаж у нас на сайте и в виде готового, вычищенного текста, и в виде иллюстрации.

В своё время этот репортаж оказался для нас настоящей бомбой. Хорошо помню это время – мне 16 лет, я один из лидеров ДЮСШ Ворошиловского района г. Москвы, мы постоянно «толкаемся», обыгрывая друг друга, с Игорем Гавриленко – нынешним владельцем компании STC из Балабаново. После школы наши с Игорем баталии продолжились: я стал студентом МГУ, он – МАИ, и все студенческие годы мы с ним так и гонялись, жёстко конкурируя на лыжне. Мы бредили в те годы лыжными гонками, они и были нашей жизнью, и потому репортаж этот Гаранина в буквальном смысле произвёл на нас тогда эффект «сноса башки», открыл глаза нам на мир совсем других лыжных гонок – мир иной, нам доселе не известный, неведомый. Просто перенеситесь мысленно в ту эпоху: поздние брежневские годы, наглухо закрытая, застёгнутая на все пуговицы от всего остального мира страна, холодная война, железный занавес, шансов выехать за рубеж – ноль. Ну, если только вы не выбрали своей стезёй работу в дипломатическом корпусе или в спецслужбах. Есть отдельные счастливчики из числа артистов, учёных, спортсменов, кому разрешается покинуть пределы страны, чтобы достойно представлять её за рубежом, но таковых – считанные единицы, быть может – десятки. Мы, мальчишки 70-х, точно знали, что нам никогда не пересечь этой границы, никогда не увидеть эти дальние страны, наша планида – родившись здесь, здесь прожить свою жизнь и здесь же умереть.

Теперь вы понимаете, на КАКОЙ мир открыли нам глаза Иван Гаранин и Анатолий Коршунов? Они подарили даже не мечту – мечтать в те годы об этих гонках было глупо и бессмысленно, как о полёте на Марс – они подарили знание о том, как это происходит, оказывается, у них… Двенадцать тысяч человек на старте, 90 км классики, бессонная ночь перед стартом, мешки с одеждой, очередь на стартовом подъёме, черничный кисель, 5 (6, 7, 8) часов борьбы с самим собой и бесконечное счастье после финиша.

…Распад СССР, рухнувший железный занавес, открывшиеся границы, марафоны Worldloppet и Euroloppet, путешествия по миру с лыжным паспортом в кармане и лыжным чехлом в руке – всё это будет потом, а в 1977 году этот репортаж просто пробил гигантскую брешь в нашем сознании, миропонимании, ощущении – именно тогда, в 1977-м, мы узнали обо всём этом впервые.

Обидно, что этот репортаж никто не выложил в Сети до сих пор – он того точно стоит. Ну да ладно, пусть это сделаем первыми мы. Сделаем с поклоном и благодарностью как к Ивану Гаранину и Анатолию Коршунову, так и всем тем, благодаря кому этот мир в конце 80-х годов прошлого века нам открылся, и благодаря кому мы поехали по миру с лыжными чехлами в руках. 

Репортаж Ивана Гаранина, записанный журналистом Анатолием Коршуновым. Газета "Советский спорт", №89 за 1977 год. ФОТО КЛИКАБЕЛЬНО!
Репортаж Ивана Гаранина, записанный журналистом Анатолием Коршуновым. Газета «Советский спорт», №89 за 1977 год. ФОТО КЛИКАБЕЛЬНО!Газета «Советский спорт». №89 за 1977 год.

 

*   *   *

Королевская гонка. Рассказ Ивана Гаранина о том, как он выиграл знаменитую «Ваза-Лоппет»

РАЗНЫЕ бывают гонки. Обычные не в счет — я имею в виду уникальные. Скажем, за год до Олимпийских игр в Инсбруке мне пришлось участвовать в лыжных соревнованиях на глетчере. На настоящем, между прочим, глетчере, в Австрийских Альпах, на высоте чуть ли не 3,5 тысячи метров. Очень необычная гонка… Но самая замечательная это, конечно же, «Ваза-лоппет».

Рассказывают, будто бы в 1522 году король Швеции собрался тайно бежать в Норвегию (в стране им были очень недовольны). Зимой с верными ему людьми он прошел на лыжах от Селена до Моро (сейчас это небольшие городки), откуда открывался свободный путь в Норвегию…

Вообще-то в итоге король никуда не убежал. Но от Селена до Моро все же на лыжах прошел. А через четыре века — в 1922 году об этой истории вспомнили и решили провести гонку, повторявшую путь того самого короля, 85 километров. Гонка всем понравилась. Популярность «Ваза-лоппет» необычайно велика. Причем гонка не зависит ни от чего и ни от кого. Даже национальная лыжная федерация Швеции над ней не властна. У гонки свой организационный комитет, который функционирует круглогодично. Прошла очередная гонка, тут же подаются заявки на участие в следующем году. Каждый желающий вносит 100 крон и ждет все лето и осень, готовясь в поте лица, старта. Причем число участников постоянно растет. В этом году их было уже 11 800. Среди них 250 спортсменов, представлявших национальные сборные различных стран, остальные лыжники-любители (мы их называем туристами) со всего мира, даже из США.

Селен, как я сказал, небольшой городок, протянувшийся вдоль реки. Старт дается почти на его окраине, на площади длиной с километр. Первые два ряда спортсмены, за ними в 20 метрах туристы строго по занятым в предыдущей гонке номерам. Первая тысяча, вторая… Те, кто стартуют впервые, — в последних рядах.

Справиться с такой армадой лыжников дело нелегкое. Все пританцовывают на месте, рвутся в бой, оглядываются назад… Зазеваешься — затопчут, попадешь в кучу — не выберешься. Когда-то, говорят, и даже совсем недавно, старт давался по выстрелу из пушки. Но я этого выстрела никогда не слышал. Лавина трогалась с места всегда минут на 5-10 раньше… Не ждать же… Сейчас организаторы придумали: перед стартующими устанавливается металлическая сетка. Ровно в 7.45 утра она резко поднимается вверх — и пошел!

Но о гонке ещё успеется. Сначала об организации. За несколько минут до старта ты раздеваешься и бросаешь свои вещи в мешок, на котором обозначен номер, соответствующий твоему стартовому. У меня, например, был 210-й. Мешки грузят в автобусы и увозят в Моро… Финишировал — тут же ставишь лыжи (нечто вроде стеллажа) на свой номер. B двадцати шагах автобус — садишься и едешь в сауну. Перед сауной, опять-таки в порядке номеров уже разложены мешки. Берёшь свой — паришься, моешься… Затем тут же в столовой обедаешь. Снова — в автобус, на финиш, берешь лыжи и… свободен до 17 часов – награждения.

Такова организация. Всё просто, рационально, быстро. Заведенный ритуал не меняется уж не знаю, сколько лет… Селен с Моро соединяет шоссе, трасса гонки то приближается к нему, то отдаляется. С старта тянутся прекрасно подготовленные колеи. Через 5 км их остаётся четыре. Гонку по шоссе сопровождают тысячи две машин, трассу на протяжении всего времени гонки патрулирует вертолет. Местность живописная: ухоженные леса, аккуратные симпатичные деревеньки. Повсюду — зрители. 

На старт Васалоппет ежегодно выходит около 12.000 человек.
На старт Васалоппет ежегодно выходит около 12.000 человек. Скриншот с видео.

*

Последние метры Ивана Гаранина на той самой победной Васалоппет 1977 года. Уже с лавровым венком победителя на шее.
Последние метры Ивана Гаранина на той самой победной Васалоппет 1977 года. Уже с лавровым венком победителя на шее.Скриншот с видео.

*

Иван Гаранин празднует победу в Васалоппет 1977 года.
Иван Гаранин празднует победу в Васалоппет 1977 года.Скриншот с видео.

На 28-м километре первый питательный пункт. Всего их пять. Черничный и лимонный напитки, дольки апельсинов. Есть нужно обязательно. Гонка тяжелая. Так просто 85 километров не одолеешь. Я пробовал трижды, прежде чем в ней победил.

Впервые я стартовал в «Ваза-лоппет» в 1972 году, почти сразу после Олимпийских игр в Саппоро. Бежал, кстати, тогда и олимпийский чемпион на 30-километровой дистанции Вячеслав Веденин. Он стал вторым, я – восьмым. На следующий год я занял одиннадцатое место и, наконец, еще год спустя — второе. Помню, в том — 1974-м — году я сделал все, что мог. Но вот годом раньше, когда занял одиннадцатое место, вполне мог оказаться и первым. Мы тогда далеко оторвались от всех — я, Федор Симашев и швед Томас Магнуссон. Оставалось немного, но резко ухудшилось скольжение. Магнуссон остановился и перемазал лыжи, мы же с Симашевым решили потерпеть. Жалко как-то: отыгрываешь, отыгрываешь и вдруг просто так взять и за здорово живешь отдать минуту, другую. Но это была ошибка. Магнуссон вернул всё потерянное и выиграл, а мы вконец измотались…

О самой гонке. Она требует специальной подготовки. Веденин не первый олимпийский чемпион, который потерпел в ней неудачу. Дистанция 85 километров требует не столько скорости, сколько огромной выносливости, великого запаса прочности. Побеждает тот, кто сумеет примерно к 70-му километру сохранить больше сил. Уходить вперед раньше, отрываться, что-то предпринимать просто не имеет смысла.

 В этот раз мы пробежали километров тридцать (кроме меня выступали Александр Суслов и Александр Пятыгин), скорость хорошая, но, конечно, не максимальная. Суслов мне говорит: «Прибавим!». Я понимаю — ему хочется прибавить, сил-то много. Но я знаю, чего он не знает: как эти силы неожиданно быстро иссякают в конце. Поэтому я ему ответил: «Подожди. Спешить начнем после 60-го километра».

 К роковым шестидесятым я чувствовал себя неплохо и полностью контролировал запас сил и скорость. Но вскоре группа начала редеть на глазах. К отметке 70 км нас осталось восемь, в том числе испытаннейшие сверхмарафонцы — финны Сиитонен, Костка и Киннунен. В это время обычно от большой потери соли в организме начинает сводить мышцы. У меня еще на 55-м километре свело грудные — такая острая боль… На старте я взял в дорогу солевые таблетки и баночку мази «0 минус 5» -на всякий случай. Но, верно, когда первый раз доставал из кармашка таблетку, остальные выронил… Пока сказал об этом тренерам, пока те сумели передать мне новые таблетки, пришлось изрядно потерпеть. Но в конце концов все прошло.

И вот настало время посмотреть, в ком сколько осталось сил… Раза три я вышел вперед, «подергал» наш и без того маленький караван — он тут же развалился. Нас осталось трое: я, Костка и Киннунен. Но Костка вскоре совершенно изнемог и встал. Киннунен же еще километра два меня преследовал. Но и ему пришлось резко сбросить скорость. Теперь путь был свободен! И я уже, словно не чувствовал усталости, хотя, как потом выяснилось, потерял за гонку 4 килограмма веса.

Километров за десять до финиша зрители стоят сплошной стеной. Ты бежишь в узком коридоре, возбужденный гул голосов гонит тебя вперед и вперед, даже если и нет сил. Последний километр лыжни проложен прямо по улицам города. На асфальт толсто насыпан снег, утрамбован, вырезана лыжня. За 100 метров до финиша победительница местного конкурса красоты (он специально проводится перед гонкой) мисс Моро надела мне на шею большущий лавровый венок, и так — через 4:30.34 после старта — я пересек финиш. Последний же из финишировавших шел около 12 часов.

Интересно, сколько времени потребовалось шведскому королю, чтобы одолеть расстояние между Селеном и Моро в том, 1522 году?.. В нынешней гонке, кстати, тоже стартовал король — Карл XVI Густав. Чтобы не привлекать к себе особого внимания, он стартовал инкогнито, и всю гонку не снимал с глаз темных очков. Почти никто и не знал, что король участвует в соревнованиях. Он занял 5708-е место. Был очень доволен результатом и на финише картинно упал на колени. В прессе по этому поводу шутили, что, дескать, впервые за несколько столетий шведского короля увидели на коленях… В 17.00 на церемонии награждения он как ни в чем не бывало вручал отличившимся медали и призы.

Словом, гонка получилась по-настоящему королевской.

Рассказ И. ГАРАНИНА записал А. КОРШУНОВ.

    *   *   *

Что ещё посмотреть / почитать?

— Видеосюжет с той самой Васалоппет 1977 года (1 минута 17 секунд). 

— Интервью Ивана Гаранина сайту skisport.ru (2020 год) — там очень много рассказывается в том числе и об этой победной для Ивана Ивановича гонке. 

— Ну, и уже совсем экзотика — видеорепортаж о самой первой Васалоппет 1922 года — 2 минуты 16 секунд (очень атмосферно 🙂  ).


Источник

Loading