14.07.2024

Богач-бедняк Архыз

Богач-бедняк Архыз

— А зачем в Архыз-то едешь?


— Ну… специально я в него не поеду, а уж если «на раене» оказался – то почему бы и нет? Крюк не большой.


— 700 верст – небольшой?


— Уже нет)))


(Диалог у Трикони в Красной поляне перед стартом в дорогу)

Как понятно со слов выше – в Архыз я не собиралась по собственной воле ехать. Надо признать – я избалована европейскими курортами и отечественная безальтернативность мне в тягость. Из-за чего часто имею изжогу, особенно по части (по-прежнему!) ненавязчивого сервиса и кривобокого хоспиталити, что может придать моему рассказу некоторую печаль.) Но я постараюсь быть максимально объективной!

Путь мой лежал из Красной поляны. Вообще я уже домой в Москву собиралась, но шальная идея – самая крепкая. В результате я узнала «короткую» дорогу: Туапсе – Шаумян – Майкоп – Зеленчукская. Дорогая разная, в основном хуже, чем ожидаешь. Бензин самый дорогой в стране.


Итак, после 12 часов дороги в темноте въехала я в поселок (не путать с курортом!) Архыз.

Тут надо сделать небольшую ремарку. Архызов 2. Поселок и курорт. Это не одно и тоже. Это как поселок Красная поляна и курорт Роза Хутор если бы между ними не было Эсто-Садка и проч, а был бы лес.

Так вот. Сначала все попадают в поселок Архыз. Это старое горское поселение, благо что в туристические маршруты Архыз входил с советских времен – местные жители уже не в первом поколении видят туристов, что уже хорошо и никто никого на шашлык уже не режет. Но, очевидно, со своим горским колоритом. Особенно это заметно по эклектике местной архитектуры – «я его слепила из того что было»… Сайгон и черкизон на одной улице. Ну вы поняли. Плюс, последнее время (со слов более опытных в местном туризме товарищей) исламизация довольно выпукло дает о себе знать, мечети строятся, муэдзины утром кричат, алкоголь в публичных местах не подают. Имейте ввиду.

Здесь, в поселке Архыз, собсно, вся жизнь и есть. Магазины, едальни, прокаты, гостишки. Это все тут. Ничего шикарного, конечно, нет и в помине. Что-то свежее, уже хорошо построенное на 3 звезды потянет. На лучшее в поселке не расcчитывайте. Прокатов – вся улица. Такое ощущение, что я одна со своими лыжами приехала. От главной улицы ответвляются заледенелые канавки прилегающих проездов-тупиков, где гнездятся разные «объекты гостеприимства». Забито было все. Нет. ВСЕ. Забегаю вперед, скажу, что нам с подругой путем невероятного стечения обстоятельств удалось заселиться на одну ночь. Но – в строительный вагончик!!! Вагончик, Карл! По соседству сдавали микро-домик на 5ых за 17 тыс.руб/сутки. К вопросу о ценах на новогодние каникулы в период пандемии.

Основная масса туристов живет именно здесь. И каждое утро это масса перемещается из поселка на курорта. Между ними около 9 км. Есть какие-то маршрутки с какими-то неподдающимися осознанию правилами проезда (см фото ниже). Есть такси, но их не хватает. А еще туча народу приехала на своих тачках. И в конце катального дня пробка стоит все 9 км – от курорта до поселка 1.5-2 часа.

Это объявление висит на остановке на КУРОРТЕ. Скипасс предлагают купить в ПОСЕЛКЕ. между ними 9 км. На этой самой маршрутке
Это объявление висит на остановке на КУРОРТЕ. Скипасс предлагают купить в ПОСЕЛКЕ. между ними 9 км. На этой самой маршрутке

Тут логично еще раз закатить глаза от количества народу. Это похоже на стихийное бедствие. Ни один курорт/место отдыха/точка на карте не были в готов к такому единовременному наплыву жаждущих отдыха и праздника. Надо это признать. Наша туристическая отрасль и ее серый периметр – не готов еще переварить ту массу отдыхающих, которая образовалась благодаря закрытым границам. Мест размещения не хватает, персонала (не то что обученного – любого не криворукого!) не хватает, терпения и опыта всем не хватает. Поэтому упаси вас бог ездить на популярные курорты на праздники.

Кегельбан из катающихся на самом верху северного склона
Кегельбан из катающихся на самом верху северного склона

Поезжайте в Архыз в низкий сезон! Вот это я смело могу порекомендовать.

Итак, проехав всего 9 км вы попадаете на курорт Архыз. Курорт Архыз – искусственно созданная сущность, находящаяся в управлении КСК (Курорты Северного Кавказа). КСК – также искусственно созданная сущность по управлению несуществующими курортами Северного Кавказа. Раз в несколько лет у сущностей меняются руководители, кто-то отправляется под суд, кто-то в Лондон, кто-то в министерские кресла. И исправно в пропасть падает многомиллиардный бюджет этого управления по управлению управлений. Справедливости ради надо отметить, что бюджеты в Архызе по склонам сползали, а не летели и все-таки осели в виде хорошей (без иронии) технической инфраструктуры курорта.

Кафе Лунка на Лунной поляне. Тут же касса и какие-то невразумительные помещения, в которые еще не вдохнули курортую жизнь
Кафе Лунка на Лунной поляне. Тут же касса и какие-то невразумительные помещения, в которые еще не вдохнули курортую жизнь

Считайте сами – дорога до курорта от Зеленчукской (более 40 км) – есть. Оснежение — есть. Современные подъемники – есть. «Сердце» курорта – центральная площадь, вокруг которой построены хорошие гостиницы, рестораны, прокаты, сервисы, магазины – есть.  Парковки, дорожки, указатели – есть. Причем, все это строится в едином архитектурном стиле, что только радует. Проблема одна – пока часть объектов все еще строится. 

Дорожки, парковки и сопутствующая инфраструктура курорта
Дорожки, парковки и сопутствующая инфраструктура курорта

Вокруг много каких-то котлованов с арматурами или цоколями будущих зданий. Поэтому эстетическая составляющая хромает. Про еду не скажу ничего – ни к какой раздаче еды было не подойти. Скипассы – дешевые по сравнению с КП. День катания 2400 р (тариф новогодний!). Карт склонов нет. То есть я слышала в очереди, что их кто-то в какой-то кассе видел, но по факту – только в приложении, да еще и скачать пдфку надо. Но, собсно, незатейливость расположения трасс искупает этот нюанс.

Вид на трассы южного склона со склонов северного сектора
Вид на трассы южного склона со склонов северного сектора

Итак, трассы. Расположены налево и направо от долины. Юг и Север соответственно. Все трассы можно обозначить сине-красным. Везде есть хорошие такие перегибы. Везде есть положняки. В целом расположение, длина/ширина, рельеф понравились. Даже не смотря на компактность курорта (пока всего 25 км трасс, как-то так), они не скучные. Огромный плюс – это большая часть трасс проложены в лесу. И это очень красивый елово-сосновый лес. Глаза радуются и ветер не дует. Трассы готовить умеют. Но и тут не повезло с погодой – естественного снега было исчезающе мало, подложку, видимо, закатывали сырой ну и закатали под тонюсенькую пудру пушек почти лед. Было жестко, овальные канты не справлялись. С учетом загруженностью склонов ломами и камнями – было даже трудно от всех уворачиваться. Но, помним – это самое неудачное время в году. И просто не выпал снег)))

Весь Юг заканчивается вот таким широченным выполаживанием - один огромный лягушатник
Весь Юг заканчивается вот таким широченным выполаживанием — один огромный лягушатник
Красивые лесные трассы на Юге
Красивые лесные трассы на Юге
Если подождать, то даже на пике посещаемости можно прокатиться почти в одиночестве. Ну почти)

Резюме: Стоит ли ехать в Архыз? Стоит! Я бы с
удовольствием поехала бы туда в конце марта, под яркое солнышко. Вокруг были бы
зеленые сосны, крокусы на проталинах, на трассах мягкий снег, на лице очковый
загар, утром звон капели – что может быть лучше? Ну а когда все достроят –
будет вообще все прекрасно. Я верю в это. Во всяком случае – сильно хочу!


Источник

Loading