22.11.2024

Зимняя Сербия

Зимняя Сербия

Тимур Довбенко

Моё путешествие в Сербию получилось несколько спонтанным. У меня намечался отпуск в конце декабря 2016 — начале января 2017 года. Размышляя, куда же поехать, я в первую очередь думал посетить какой-нибудь горнолыжный курорт за пределами России. Ранее я уже бывал на горнолыжных курортах России, таких как Шерегеш (Кемеровская область), Абзаково и Банное (оба рядом с Магнитогорском), а также на Красной поляне (г. Сочи). А т. к. хотелось изведать что-то новое, в смысле «горнолыжки», и при этом побывать за границей, мой выбор пал на Сербию с её безвизовым режимом (в моём случае было самым важным), относительно дешёвым перелётом (около 18 000 руб. туда-обратно) и, как потом оказалось, с вполне демократичными ценами на проживание, питание и посещение достопримечательностей. Здесь стоит отметить, что информации для самостоятельного путешествия по Сербии крайне мало, а которая есть и та в большинстве случаев устаревшая. Информацию приходилось собирать просто по крупицам. Конечно это не относится к достопримечательностям, бронированию жилья и мест, где можно поесть, т. к. здесь можно воспользоваться общеизвестными сайтами. Но такая информация, как общественный транспорт в том же Белграде, путешествие по Сербии автобусом, телефонная связь, явно в недостаточном количестве. Ну что же, обо всём по порядку.Зимняя Сербия


Первоначально мне повезло увидеть Белград с борта самолёта, при этом район нового Белграда, который расположен ближе всего к аэропорту, с застройкой его кварталов однотипными домами, был виден особенно отчётливо.

Зимняя Сербия
Зимняя Сербия

Районы старого и нового Белграда условно разделены рекой Сава.

В самом аэропорту на выходе с телескопического трапа нас встречали полицейские, которые у всех проверяли паспорта. То ли они кого-то ждали именно с России, то ли это у них обычная процедура для всех рейсов, прилетающих из-за границы, но в других своих поездках такого я не встречал.

Зимняя Сербия

В зале выдачи багажа есть автомат по обмену валюты, а также туристический информационный центр, который был закрыт в связи с празднованием Православного Рождества. К слову сказать, Рождество здесь явно святой праздник, т. к. в Белграде практически ничего не работало в этот день: магазины, кафе и рестораны в большинстве своём были закрыты. Что же касается обмена валюты в автомате, то я не знаю насколько выгоден курс, 50 евро я обменял при выходе в зал прилётов, остальную валюту уже в городе.

Зимняя Сербия

О разнице курса валют в аэропорту и городе судите сами по приведённым ниже фотографиям.

Зимняя Сербия
Зимняя Сербия
Зимняя Сербия

На официальном сайте аэропорта можно найти информацию по транспортному сообщению с Белградом: маршруты общественного транспорта (с указанием тарифа, времени и пути следования) и такси (с указанием тарифов поездок не только до Белграда, но и по всей Сербии). Также здесь имеются ссылки на официальные сайты железнодорожной компании (информация на сербском и английском) и двух автобусных компаний (информация только на сербском), осуществляющих междугородние, региональные и международные перевозки. Если не знаете сербского, рекомендую использовать браузеры, поддерживающие функцию перевода.

Из существующих вариантов я выбрал бюджетный вариант поездки до Белграда, при выходе из здания аэропорта сразу же увидел автобус A1, который мне и был нужен.

Зимняя Сербия

Так я доехал до площади Славия (является конечным пунктом маршрута A1), попутно замечая вывески знакомых русскому человеку компаний Газпромнефти, Лукойла, Сбербанка и ВТБ.

Зимняя Сербия

Маршрут А1 проходит через находящиеся рядом друг с другом железнодорожный и автобусный вокзалы Белграда.

Зимняя Сербия

Первоначально в Белграде я остановился в отеле «Excelsior», находящемся недалеко от Народной скупщины Сербии и церкви Святого Марка. По возвращении же в Белград из Копаоника остановился в отеле «Slavija Garni», находящемся на площади Славия, который рекомендую за соотношение цена/качество/местоположение.

Зимняя Сербия

Дома района старого Белграда своей архитектурой абсолютно такие же, как и здания времён царской постройки в России.

Зимняя Сербия
Зимняя Сербия
Зимняя Сербия

При этом они соседствуют с постройками коммунистического периода Югославии, отличающиеся своей серой и унылой архитектурой, и современными зданиями.

Для меня Белград показался очень похожим на российский город: здесь и вывески и таблички на кириллице с русскими названиями, троллейбусы и трамваи. При этом конечно есть и свои отличительные особенности.
Для знакомства с основными достопримечательностями Белграда мне хватило полутора дней. За это время я успел побывать на улице Скадарска, где располагаются дорогие рестораны, в которых при этом можно хорошо поужинать за рублей 800 (на одного человека), площади Республики, пешеходной улице Князя Михайлова, в белградской крепости, увидеть соборы святого Марка и святого Саввы, побывать в военном музее и музее Николы Теслы.

На мой взгляд 3 дней вполне достаточно, для знакомства с Белградом и посещения музеев, если вы конечно не увлекаетесь искусством, тогда, наверное, не хватит и недели. При этом, планируя своё посещение в Белград, учтите, что в большинстве, если не во всех, музеев нерабочим днём является понедельник, а также, конечно же, национальные праздники. Отдельно остановлюсь на музее Николы Теслы и военном музее, которые мне довелось посетить.

В музее Николы Теслы проводятся небольшие экскурсии на английском языке, время их проведения конечно нужно уточнять, мне довелось застать их где-то около полудня. Экскурсия начинается с просмотра фильма о Николе Тесле, затем в дело вступает экскурсовод, который рассказывает и показывает некоторые из изобретений Теслы. Гвоздём программы, как я полагаю, является свечение ламп, которые выдаются посетителями, под воздействием электрических полей и электрическая дуга между рукой добровольцев из числа посетителей и электродом, тем самым ощущающих на себе воздействие электричества. Ничего на первый взгляд выдающегося в представленных экспозициях для нашего времени, но, как справедливо отмечает экскурсовод, изобретения являлись прорывными и новаторскими для того времени. Также в музее представлены фотографии членов семьи Николы Теслы, его личные вещи и урна в виде шара с прахом знаменитого изобретателя.

Что касается военного музея, то его экспозиции свидетельствуют о многочисленных войнах, произошедших на многострадальной сербской земле, начиная с давних времён и заканчивая натовскими бомбёжками 1999 года. Меня наиболее заинтересовали периоды первой и второй мировых войн с фотографиями тех времён, а также войны 1998 и 1999 годов с экспозициями, на которых представлено оружие сербской армии и захваченное у боевиков. Кстати свидетельства натовских бомбёжек до сих пор сознательно сохранены сербскими властями, как память о произошедших событиях. Лично мне довелось увидеть разрушенное здание бывшего министерства обороны Югославии.

Что касается местной телефонной связи, то здесь ничего сказать не могу, так как местную сим-карту не покупал, знаю только, что её можно купить в обычном газетном киоске, а также конечно в отделениях операторов сотовой связи.

Теперь немного о системе общественного транспорта Белграда. Транспорт представлен дневными и ночными автобусами, маршрутками, обозначенными буквой Е и номером маршрута, а также, как упоминалось ранее, троллейбусами и трамваями. Билеты на маршрутки покупаются только у водителя. Билеты на остальной транспорт можно купить в обычном газетном киоске.

Лично я купил «Бус Плус» на один день, заплатив 40 динар за саму карточку и 250 динар за тариф.

При входе в транспорт полученную карточку нужно прислонять к специальному терминалу для считывания, к слову сказать, не с первого раза получается отметить карточку в терминале. В терминале также указывается информация о названии следующей остановки.

При этом очень редко я наблюдал, что кто-то отмечает билет в терминале, не знаю, может у них месячные проездные которые не требуют этого. Контролёров я вообще ни разу не встретил, хотя в интернете пишут, что можно встретить часто, наверное это происходит в летнее время, а зимой в холода у них желания особого нет. Много остановочных пунктов снабжены информацией об останавливающемся здесь общественном транспорте, а также картой с маршрутами их движения. Кроме того указывается номер остановочного пункта и зона, в которой он располагается.

Если послать запрос *011*номер остановки#, в ответ получите информацию в скольких остановках от вас находится соответствующий общественный транспорт. Вот такая хитрая система. Правда здесь стоит отметить, что указанный сервис, по-видимому, работает только с местными SIM-картами, т. к. мне ничего не приходило. Что касается какого-нибудь приложения с GPS-навигацией, то такого я не нашёл. Единственно, что я нашёл в App Store это приложение EasyEway, в котором есть информация о маршрутах движения общественного транспорта некоторых городов нескольких стран, в том числе и сербского Белграда. Задав начальные и конечные точки, можно получить информацию о соответствующих маршрутах и остановочных пунктах. Плохо то, что для работы требуется интернет-соединение, несмотря на отсутствие GPS-координат нахождения общественного транспорта. Так что есть, что развивать и куда расти.

Такси в Белграде я не пользовался. В App Store смог найти только одно приложение такси, которое даже со второго раза удалось скачать, но так и ни разу не удалось запустить.

Для путешествующих на автомобиле полезно будет знать, что бензин в зависимости от марки стоит в районе 140–150 динар.

Стоит также отметить. что в Белграде помимо обычной полиции, есть и коммунальная полиция, задачей которых, по информации взятой мной из интернета, является борьба с безбилетным проездом, с излишним шумом в домах, с контролем времени работы магазинов.
Что касается междугороднего и международного наземного транспортного сообщения Сербии, то в интернете нашёл один полезный сайт BalkanAviator, на котором представлена информация об имеющихся рейсах, времени отправления и прибытия в пункт назначения. Информация конечно же требует уточнения на автовокзале. Как я упоминал ранее, белградский автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом. При этом в непосредственной близости от белградского автовокзала находится автовокзал перевозчика Ласта. Автобусы до Копаоника, в том числе перевозчика Ласта, отправляются с белградского автовокзала. Для примерной оценки стоимости автобусных билетов скажу, что билет до Копаоника на 10.01.2017 перевозчика Ласта мне обошёлся в 1720 динар, плюс к этому непосредственно водителю платится 40 динар при наличии багажа.

Теперь о Копаонике. Автобусы приезжают на стоянку, расположенную рядом с горнолыжным центром. Если ваше жильё находится на удалении от горнолыжного центра смело берите такси, т. к. даже расстояние в 2 км по горной дороге с багажом преодолеть будет трудно. Можете заранее не беспокоится о заказе такси, т. к. вас с нетерпнием уже будут ждать местные таксисты на автобусной стоянке. В сторону отеля Putnik, Sumska Kuca дорога преимущественно идёт на спуск. Такси от горнолыжного центра до Sumska Kuca мне обходилось в 300–450 динар, видимо у кого как позволяла совесть. Такси вполне спокойно можно поймать и по дороге. Для того чтобы купить SKI PASS идите в направлении подъёмников, мимо не пройдёте. Что касается пунктов проката, то их здесь много. Цена проката для обычных лыж или сноуборда составляет примерно 1000 динар в день. Подъёмники заканчиваю работу в 16 часов. Здесь дам небольшой совет: если у Вас нет своих лыж или сноуборда не торопитесь покупать SKI PASS на так называемое ночное катание с освещённой трассой. Подъёмник на освещённую трассу работает с 19 до 22 часов, при этом пункты проката обычно работают до 18 часов и я встретил лишь один, который работает до 21 часа.

Резюмируя свои впечатления от пребывания в Сербии, могу сказать, что чего-то выдающегося и впечатляющего я не увидел, но при этом я и не обманулся в своих ожиданиях, как ожидавшая увидеть балканский колорит ведущая одной из наших программ, один из выпусков которой был посвящён Сербии и её столице. Думаю, что для знакомства с балканским колоритом, необходимо погружаться сюда с головой, побывав на Балканах продолжительный период времени, путешествую по территории Сербии и других балканских стран, при этом активно общаясь с местными жителями.

Хочу отметить, что так я увидел Белград и частично Сербию, посещая его зимой во время аномальных для этих мест морозов.

Другой человек увидит Сербию с абсолютно другой стороны. Составлять своё впечатление только на основании данной статьи не следует, здесь как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Источник

Loading