Этой весной произошло то, что мы так долго обсуждали, о чем спорили, с беспокойством и предубеждением ждали на протяжении нескольких лет, а именно — весной этого года началась реализация одного из самых масштабных проектов по благоустройству в Московской области — благоустройство Красногорского (он же в официальных источниках упоминается как «Опалиховский») лесопарка, в котором (пока еще лесу) располагается историческая и одна из самых знаменитых и протяженных лыжных трасс Московской области – Красногорская лыжная трасса (Знаменитая Утробинская трасса).
Напомню, что эта легендарная лыжная трасса существует уже более полувека, а несколько последних десятилетий круглогодично поддерживается в пригодном для тренировок и прогулок состоянии исключительно благодаря усилиям и труду небольшой команды волонтеров-лыжников и членов ГТОКЛУБА. Благодаря им до сих пор в лесу существует полноценный 20-километровый круг. Зимой здесь катаются на лыжах как начинающие лыжники и просто любители, так и профессиональные спортсмены, а ГТОКЛУБ периодически проводит соревнования по лыжным гонкам, принять участие в которых могут все желающие с любым уровнем подготовки. В бесснежное время тут можно бегать, заниматься скандинавской ходьбой и кататься на велосипедах.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
История возникновения знаменитой Красногорской трассы относится к началу 60-х годов прошлого века, когда в Красногорском лесу Заслуженный Мастер Спорта Иван Степанович Утробин, переехавший в Красногорск из Томска, решил создать здесь, около своего дома, лыжную трассу, так как нигде в окрестностях лыжных трасс не было в принципе и тренироваться было негде. Первоначально он собственными силами проложил круг около 11 км по склонам оврагов у рек Банька и Синичка, а затем увеличил его до 15 км. Трассу он создавал буквально голыми руками: где нужно, срывал лопатой бугры, выкорчевывал пни и деревья. После окончания выступления в сборной СССР по лыжным гонкам Утробин вплотную занялся трассой и приложил много усилий для ее совершенствования и популяризации. Трассу в народе прозвали «Иванов круг» или «Утробинская лыжня».
По равнинной части Красногорского леса, Геннадием Леонидовичем Краузе (Героем Социалистического Труда, директором Автокомбината №1, а также большим поклонником беговых лыж) был проложен круг для массового катания. Тот самый — круг Автокомбината. В Отрадном он построил прекрасную лыжную базу-санаторий для своих сотрудников. На базе этого санатория не раз жила сборная команда СССР, которая тренировалась здесь же, в Красногорском лесу. В честь Г. Л. Краузе назван лесной проспект на Красногорской лыжной трассе с установленной на нем мемориальной доской. Также прокладывались многокилометровые лыжни в деревни Нефедьево и Сабурово.
Вплоть до середины 90-х годов прошлого века трасса поддерживалась в идеальном состоянии. Средства на подготовку лыжной трассы поступали от Красногорского механического завода. На трассе проводилось множество соревнований, самым известным из которых была «Красногорская лыжня» — лыжные гонки, проводимые в конце декабря, в которых соревновались все известные лыжники СССР, а потом и России, и происходил отбор в сборные команды.
Но девяностые годы стали разрушительными для инфраструктуры физкультуры и спорта, а для лыжного спорта особенно, и все это прекратилось, а трасса стала периодически поддерживаться лишь собственными силами и трудом И.С. Утробина и энтузиастами лыжного спорта.
Совершенно новая глава в истории Красногорской лыжной трассы началась в 2002 году, когда было принято решение о проведении в России одного из величайших событий в лыжной истории: именно в Красногорске решено было провести Чемпионат Мира Мастеров в 2005 году! Это было по истине историческое событие для Красногорской лыжной трассы и для истории лыжного спорта в России в целом!
Началась подготовка трасс к мероприятию. Для этого в Красногорском лесу под руководством Александра Кулакова (главы оргкомитета) и Сергея Кондраткова (начальника трасс) были проведены работы по созданию двух 15-км кругов разной степени сложности. Были созданы совершенно новые лыжные петли, сооружены контруклоны на опасных спусках, расширены существующие трассы! И все это делалось руками энтузиастов! Волонтеры трудились несколько дней в неделю, порой с раннего утра и до вечера. Работа была проведена просто колоссальная!
Об этом чемпионате и подготовке к нему можно прочитать в статье журнала «Лыжный спорт» №32- за 2005 год (обязательно к прочтению!) изучая которую, можно мысленно перенестись во времени и полностью погрузится в атмосферу тех дней: «Для того, чтобы зрителям понравилось представление, главным героям пришлось потрудиться в поте лица… Ответственность за подготовку трасс легла на Сергея Кондраткова, мастера спорта из Красногорска. Порой найти его в лесу можно было по громкому шуму бензопилы, приобретенной на собственные деньги. Остальные же по старинке работали лопатами и топорами. Что ни просека — то бригада из нескольких человек. Задачи были разные: от выкорчевывания пней и уборки мусора до сооружения сложного контруклона на опасных спусках. Зимой, во время чемпионата мира, ряды «железной команды» пополнились ещё несколькими десятками человек, и эти люди уже носили гордое звание «волонтеров».
Также был построен соответствующий современным требованиям лыжный стадион, на котором появилась система искусственного оснежения, была закуплена техника для подготовки лыжной трассы. В общей сложности подготовка к чемпионату продолжалась на протяжении четырех с половиной лет.
Это значительное событие для лыжного спорта России прошло в Красногорске с 17 по 27 февраля 2005 года.
В ходе работ оргкомитет чемпионата столкнулся с тем, что лыжная трасса не была никак юридически оформлена. Но она и не могла быть оформлена по причине отсутствия такого понятия как «лыжная трасса» в Российском законодательстве. С этой же проблемой сталкиваются устроители лыжных трасс по всей России и по сей день, хотя для придания законности лыжным трассам за последние годы сделано уже многое, и мы надеемся, что скоро закон заработает.
После проведения Чемпионата Мира Мастеров в 2005 году были проведены работы по изменению профиля 5-километрового круга в соответствии с требованиями FIS, после чего появилась возможность проведения на этом круге соревнований международного уровня.
В 2020 году Межрегиональная общественная организация ГТОКЛУБ выступила организатором и провела гонку на 25 км посвященную 125-летию развития отечественного лыжного спорта и 15-летию проведения Чемпионата Мира Мастеров 2005. На эту гонку собрались лыжники, участвовавшие в чемпионате, волонтеры и активные участники организационного комитета ЧММ-2005.
Но вернемся в наше время.
Чемпионат прошел почти 20 лет назад… А в настоящее время за счет Красногорской администрации и силами сотрудников лыжного стадиона «Зоркий» зимой для тренировок на лыжах и проведения различных соревнований по лыжным гонкам, техникой готовится лишь небольшой круг 2,5-5 км, примыкающий к лыжному стадиону, так называемая «Фисовская пятерка».
Остальная, 20-километровая народная лыжная трасса, расположенная непосредственно в Красногорском лесу — на данный момент продолжает существовать лишь благодаря усилиям волонтеров и членов ГТОКЛУБА во главе с его основателем, мастером спорта СССР по лыжным гонкам — Кондратковым Сергеем Борисовичем, а также за счет небольших пожертвований неравнодушных лыжников.
Волонтеры постоянно расчищают трассу от сломленных и нависших над ней деревьев, валежника, ремонтируют мосты, прокладывают трубы, прокапывают дополнительные дренажи и канавы для отвода воды с трассы, зимой постоянно убирают мусор и подметают трассу после сильных ветров, круглый год благоустраивают и улучшают ее.
В 2019 году проект Сергея Борисовича Кондраткова «Утробинский круг — новая жизнь», посвященный поддержанию и развитию Красногорской лыжной трассы, даже стал лауреатом премии «Наше Подмосковье»!
Зимой все 20 км трассы постоянно готовятся Сергеем Борисовичем и иногда парой его помощников-волонтеров на снегоходах, купленных на его собственные средства и пожертвования лыжников. На подготовку всей трассы иногда уходит по 6-8, а иногда и более часов… Порой эти снегоходы ломаются прямо на трассе и приходится в сильный мороз, иногда ночами и в темноте ремонтировать технику самостоятельно или транспортировать ее своими силами через весь лес на базу…
В 2023 году лыжники лыжники собрали 1 миллион рублей на новый народный снегоход для Красногорской лыжной трассы
Красногорский лесопарк вошел в программу губернатора Подмосковья «Парки в лесу» по благоустройству. Всего здесь планируется благоустроить лесной массив площадью около 1,5 тысячи гектаров, а на лесной территории около 110 ГА по проекту должен быть создан большой спортивный кластер с освещенной лыжной трассой, лыжероллерной трассой протяженностью около 8,5 км и шириной 4 метра, около четырех километров из которых должны иметь систему искусственного оснежения. Также здесь будут расположены и другие спортивные сооружения и площадки.
На участке равнинного круга (около 5 км) лыжная/лыжероллерная трасса по проекту должна быть отделена от пешеходного маршрута живой изгородью и проложена параллельно пешеходным дорожкам. Конечно всем нам хотелось бы, чтобы такое разделение было предусмотрено по всей трассе, но проектировщики заявляют о невозможности реализации такого решения на всем кругу — недостаточной шириной просек. Поэтому разделение будет только там, где позволяет ширина. Но, возможно, к началу работ на этом участке лесопарка что-нибудь еще поменяется…
В проекте заложены разные цели, рекреационные и спортивные, но, как утверждают проектировщики: первоначальный импульс концепции именно в направлении спортивного развития территории, с фокусом на лыжи и сопутствующие виды спорта. При этом земли, на которых расположен лесопарк, останутся принадлежать лесному фонду.
Первое обсуждение планируемого благоустройства Красногорского лесопарка прошло в декабре 2019 года на собрании в конно-спортивном клубе «Отрада», где участники совещания обсудили создание инфраструктуры для спорта и отдыха на землях лесного фонда на территории городского округа Красногорск. Тогда лесопарк планировалось назвать — «Красногорская Ривьера». Тогда же на сайте Красногорской администрации появилось и первое сообщение о создании рекреационной зоны и нового парка.
Но данная информация вызвала у лыжников много вопросов по поводу дальнейшей судьбы лыжной трассы… Представители ГТОКЛУБА обратились к администрации г. Красногорска с просьбой о проведении общественных слушаний по данному вопросу и написали письмо главе Красногорского городского округа. К письму было собрано около 200 бумажных подписей.
На это администрацией был дан ответ, что разработка проекта пока не ведется, и как только работа начнется, об этом сразу станет известно и лыжников проинформируют.
В феврале 2020 г. представителями АОЛТ (Ассоциации «Организаторы лыжных трасс»), СОК «ГАБО» и ГТОКЛУБА была организована и проведена встреча в КСК «Отрада» с застройщиком Красногорского лесопарка (кем он являлся на тот момент) — Н. Н. Гоголем, бизнесменом и владельцем данного конно-спортивного комплекса. Собравшиеся обменялись своими представлениями и мнениями о проекте «Красногорская ривьера», а также своим видением лыжных, конных и пеших маршрутов. Застройщику были высказаны пожелания лыжников. Также были подняты вопросы о включении в рабочую группу по проекту представителей лыжного актива и ГТОКЛУБА, которые много лет готовят и поддерживают Красногорскую народную лыжную трассу.
Затем стало известно, что в июне 2020 г. в администрации Красногорска прошло совещание, на котором собравшиеся обсудили концепцию будущего лесопарка, только теперь будущее название парка было представлено как «Синичкин лесопарк». Также на совещании говорилось о том, что: «Проектная документация уже разработана», «Проект составлен с учетом пожеланий жителей, и прежде всего – спортсменов. Сложившиеся тропы и маршруты будут сохранены. Окончательный вариант проекта обязательно обсудят с жителями».
Но, к сожалению, в итоге проект был подготовлен без участия представителей лыжной общественности, что и вызвало у них гнев.
К великому изумлению и удивлению лыжников, в первоначальной опубликованной схеме будущего проекта лесопарка лыжную трассу аж в 3-х местах пересекали конные маршруты! Что совершенно недопустимо:
Конечно лыжников возмутил такой план и возникло еще больше опасений за будущее знаменитой лыжной трассы.
Тогда было решено обратиться к Губернатору Московской области. От инициативной группы ГТОКЛУБА было написано письмо
на имя Губернатора А. Ю. Воробьева с просьбой обсудить с общественностью будущий проект.
Сутью письма было требование об информировании и включении представителей лыжной общественности в рабочую группу по разработке проекта лесопарка с лыжной трассой, с целью ее сохранения и дальнейшего развития и просьба поддержать инициативу об увековечивании имени Ивана Степановича Утробина в названии будущего парка.
В июле того же года от администрации последовал ответ с согласием провести совещание с представителями лыжной общественности.
В августе 2020 г. вновь была анонсирована встреча с главой Администрации Красногорска по поводу проекта «Синичкин парк». К сожалению, представители лыжной общественности и ГТОКЛУБА узнали об этом в самый последний момент… Тем не менее, в назначенный час у здания администрации собралось более двух десятков человек, которых в администрацию сначала не хотели пускать, ссылаясь на возможность предоставить доступ лишь паре человек. Но руководители АОЛТ и ГТОКЛУБА, несмотря на это, добились проведения открытого совещания
со всеми представителями лыжного сообщества, пришедшими на встречу!
На совещании участники обсудили различные детали по проекту. Был поднят вопрос создания равнинной лыжероллерной трассы в лесу.
Создание такой трассы было обусловлено тем, что именно равнинная и, соответственно, безопасная лыжероллерная трасса в первую очередь необходима большинству людей, увлекающихся лыжным спортом в Красногорском лесу, а именно: обычным лыжникам-любителям, которых с каждым годом становится все больше, юным спортсменам, тренирующимся в детских лыжных секциях, пожилым людям, для которых крутые спуски и подъемы на лыжероллерах просто травмоопасны. А также асфальтированная лыжероллерная петля необходима здесь для того, чтобы основой равнинного лыжного круга, пользующегося наибольшей популярностью у наибольшей массы лыжников – была именно твердая и ровная основа, и, наконец-то, на трассе навсегда исчезли известные всем красногорским лыжникам (особенно тем, кто постоянно выражает свое недовольство и жалуется на плохое качество трассы на всех лыжных ресурсах) глубокие ямы, колеи, неровности и заболоченные участки на равнинном круге и особенно на проспекте Краузе, которые из года в год, перед началом зимы, волонтерам и активным членам ГТОКЛУБА приходится выравнивать, закапывать и проводить другие работы для того, чтобы к началу лыжного сезона там возможно было кататься, так как за лето эти участки сильно страдают и разбиваются.
Также на данной встрече был налажен контакт с проектировщиками для дальнейшего сотрудничества и работы по проекту с представителями лыжного сообщества и инициативной группы от ГТОКЛУБА.
В феврале 2022 года прошли общественные обсуждения по вопросам разработки концепции благоустройства лесопарка. В обсуждении также приняли участие лыжники и представители ГТОКЛУБА.
Результатом некоторой последующей работы архитекторов и проектировщиков, совместно с активом ГТОКЛУБА, стал итоговый вариант архитектурно-планировочной концепции благоустройства Красногорского лесопарка, который был представлен представителям лыжного сообщества на слушаниях в Красногорской администрации в августе 2022 г.
После этого нам пообещали взаимосвязь и сотрудничество в дальнейшей работе с инженерами и проектировщиками, и непосредственное участие в разработке уже рабочего проекта.
Но затем, осенью того же, 2022 года, связь с архитекторами пропала по неизвестным причинам, а контакт с новыми разработчиками проекта нам никто не предоставил… Спустя несколько месяцев, когда от представителей Министерства благоустройства Московской области стало известно, что проект начнет реализовываться уже весной следующего (2023) года — мы конечно начали активно искать возможность наладить связь с новыми проектировщиками. Благодаря усилиям председателя совета АОЛТ — Фищенко Геннадия Васильевича, взаимодействие с проектным бюро Межрегионстрой и непосредственно с руководителем проекта благоустройства Красногорского лесопарка было налажено. Была организована встреча с представителями АОЛТ И ГТОКЛУБА в офисе разработчиков и внесены некоторые замечания и поправки в проект.
В дальнейшем была проведена некоторая совместная работа по части рабочего проекта лыжной и лыжероллерной трасс. Были частично учтены пожелания Кондраткова Сергея Борисовича: внесены изменения и поправки в трассировку трассы на нескольких участках, направление движения, учтены коррективы по разметке трассы, дренажу, прокладке труб и габионов в проблемных местах.
Все эти поправки были помечены в проекте и нам пообещали, что все изменения будут зафиксированы в итоговом его варианте. К сожалению, остались некоторые нерешенные задачи и спорные моменты по технической части. В частности, большой вопрос вызывают предложенные проектировщиками на некоторых рельефных участках трассы некие конструкции — ступопандусы, якобы являющиеся единственным решением для безопасного прохода пешеходами данных участков:
Сооружение таких конструкций совершенно недопустимо на лыжной трассе, по которой будет проезжать снегоуплотняющая техника для ее периодической подготовки в зимнее время… Я всё же надеюсь, что эти и другие вопросы еще можно будет обсудить и решить с исполнителями уже непосредственно в ходе работ.
Проектировщики также рассказали нам о том, что реализация проекта будет проходить в несколько этапов, за несколько лет. Но на тот момент информации о том, когда и какие именно этапы будут реализованы в первую очередь – у них не было.
В итоге начало работ отложилось на год, и реализация проекта началось лишь весной текущего, 2024 года.
В первую очередь работ попала южная часть территории лесопарка, по которой преимущественно НЕ проходит лыжная трасса. Эту площадь планируют благоустроить до конца 2024 года. Это территория лесного массива площадью около 44 га между жилым сектором г. Красногорск со стороны ул. Карбышева с одной стороны и р. Банькой с другой, далее — вокруг Черневской поляны и до ЖК «Изумрудные холмы», а также небольшой участок на противоположном берегу р. Баньки, проходящий вдоль реки по территории платной рыбалки к плотине и воротам нижнего лыжного стадиона, и, вероятно, будет задействована небольшая часть фисовской пятерки.
Но, к сожалению, в площадь благоустройства в этом году вошла также и часть существующей 20-километровой лыжной трассы, а именно часть петли расположенной недалеко от Черневской поляны. Там уже активно идут работы.
По схеме работ, этот участок лыжни получится как бы «вырезанным» из привычной нам схемы трассы. Но строители заявляют, что по всей благоустраиваемой в этом году территории: вдоль реки Баньки от плотины до Черневской поляны и вокруг неё, а далее до Изумрудных холмов — зимой будет проходить прогулочная лыжная трасса шириной 3 метра. Для подготовки этой лыжной трассы от ворот нижнего стадиона и вдоль р. Баньки предусмотрен проезд для снегоуплотняющей техники, который по плану, зимой, должен стать частью этой новой освещенной лыжной трассы. Далее он будет уходить в лес на другую сторону реки. На этом участке также с начала лета уже ведутся работы.
Надеюсь, что все вышеперечисленное реализуется уже в наступающем новом лыжном сезоне и часть исторической лыжной трассы не превратится в прогулочную пешеходную тропу для жителей новостроек… В любом случае, уже этой зимой привычный круг знаменитой Утробинской лыжной трассы явно будет изменен в связи с начавшимся благоустройством… Будем надеяться на то, что мы не потеряем этот участок знаменитой лыжни.
Благоустройство остальной и основной части Красногорского лесопарка с лыжными трассами будет осуществлено в 25-26 гг., при реализации следующих этапов работ.
В каком именно году будет начато строительство непосредственно лыжероллерной трассы: в 25 или 26 г. — пока точно неизвестно. Дело в том, что в планах на ближайшее будущее также соединить Красногорскую лыжную трассу с будущими, проектируемыми в данный момент, трассами в районе Митино, на противоположном от Красногоркой трассы берегу р. Синички, и начать реализацию этих двух проектов в один год. Там, в лесном массиве, в будущем парке «Новая звезда» будут построены лыжная и лыжероллерная трассы протяженностью около 11 км: Новую лыжню и многофункциональный парк обустроят у Центра биатлона «Новая звезда» (mos.ru)
Сейчас в разработке проекта парка «Новая звезда» также принимают участие представители лыжного сообщества, которые курируют проект и представляют интересы лыжников. Правда пока окончательно не решено каким образом соединить эти две трассы, и получится ли это сделать.
Очень надеюсь на то, что разработанный проект лыжной и лыжероллерной трасс в осуществляемом сценарии благоустройства Красногорского (Опалиховского) лесопарка – реализуется в полной мере, а историческая Утробинская лыжная трасса будет целиком сохранена, продолжит существовать и дальше, а также будет постоянно готовиться современной профессиональной техникой, и поддерживаться силами государства, а не исчезнет, не сократится и не вытеснится из Красногорского лесопарка другими слоями населения с разнообразными увлечениями и интересами, а лыжный спорт в этом округе станет еще более популярным!
Но уже сейчас точно ясно лишь одно: в истории этой знаменитой лыжной трассы начинается совершенно новая глава…
Добавлю еще немного своих мыслей. Возможно, некоторым покажется что я пытаюсь как-то превознести или написать восторженную статью про это благоустройство. Это не так. Я лишь делюсь имеющейся информацией. Но я считаю, что будет хорошо, если в будущем парке будет построена именно лыжероллерная трасса, а не только возникнут парковые дорожки, которые лишь зимой будут использоваться как лыжная трасса, а вся 25-километровая лыжная трасса (Красногорская народная лыжная трасса + фисовская пятерка) сохранится и будет постоянно готовится профессиональной техникой за счет средств из бюджета (нужно же государству здоровое и спортивное население?). Благоустройство этого лесопарка, на мой взгляд, поможет сохранить этот лес от застройки, которая семимильными шагами наступает со всех сторон… Постараемся следить за тем, чтоб историческая лыжная трасса не сократилась ни на километр, и будем по возможности информировать и держать в курсе событий!
Конечно, многим хотелось бы, чтоб лес остался нетронутым… но это, во-первых, в настоящее время при существующих реалиях в лесу, находящимся в непосредственной близости с Москвой, наверное невозможно, а во-вторых, ну нельзя ведь бесконечно пользоваться трудами лишь нескольких волонтеров, которые круглогодично готовят и поддерживают своими силами такую протяженную трассу для всех нас, и которые на голом энтузиазме делают так МНОГО для такого ОГРОМНОГО количества людей, гуляющих и тренирующихся в Красногорском лесопарке! В то время, как тренирующихся на лыжной трассе тысячи, десятки тысяч, а может и сотни тысяч человек, а ряды волонтеров, готовых трудится просто так на благо ВСЕХ и народной лыжной трассы, пополняются лишь единицами… Силы и энтузиазм у людей, к сожалению, не вечны.
Но также хочу отметить, что для того, чтобы беголыжные трассы у нас развивались, сохранялись и процветали, как отдельные спортивные и туристические объекты, а не становились лишь частью так называемых парковых развлечений в благоустраиваемых бывших лесах (где, помимо лыжников, проводит по-разному свой досуг, гуляет и отдыхает и масса другого населения) эти трассы надо развивать и уделять им особое внимание на государственном уровне, придавая им на законном основании статус особого объекта. Жаль, что пока многие наши чиновники и благоустроители не понимают этой разницы: что так называемые трассы и дорожки для прогулок на лыжах в парках (и одновременно на санках, пешком, на самокатах, с собаками и тп) и качественные лыжные трассы, которые летом являются терренкурами для прогулок, ходьбы, беговых тренировок и катания на велосипедах — это совершенно разные вещи! Но мы в АОЛТ будем добиваться законности и развития лыжных трасс и дальше, и попробуем в ближайшем будущем на примере проекта лыжных трасс и лыжных туристических маршрутов в ГАБО воплотить в жизнь идею о том, как правильно и при поддержке государства надо создавать и развивать протяженные лыжные трассы в России!
Добавлю также еще, что несмотря на то, что возможно в скором будущем, на некоторых лыжных трассах после благоустройства труд волонтеров будет уже не востребован, но я все же рада тому, что мне удалось застать эти времена, когда большинство популярных народных лыжных трасс пока еще готовятся и поддерживаются трудом и руками обычных людей — энтузиастов и волонтеров, и мне самой доводится принимать участие в таких мероприятиях на разных лыжных трассах. На всех этих субботниках такая особая атмосфера, и очень необычные и потрясающие люди! На каждой трассе эта атмосфера своя, но все эти трассы и люди объединены общими интересами и одной великой целью. И это прекрасно! Все это — история, история создания и образования лыжных трасс здесь у нас в России, и об этом надо обязательно рассказывать будущему поколению, которое будет кататься на лыжах на этих бывших народных трассах в благоустроенных парках или на обустроенных лыжных трассах, чтоб они не думали, что все эти трассы – это заслуга лишь устроителей этих парков и чиновников. А на самом деле — все эти лыжные трассы имеют свою богатую, многолетнюю, а порой и вековую историю создания и существования!