Предлагаем вниманию читателей «Л.С.» статью Ю.В. Григорьева, В.К. Милованова и Г.В. Фищенко, в которой описана конструкция и технические характеристики буксируемого снегоходом устройства (бороны-волокуши) шириной 1,5 метра для подготовки и текущего ухода за снегоходными и лыжными трассами. Высота зубчатых рыхлителей над плоскостью передней и задней лыж, между которыми они установлены, регулируется в зависимости от нагрузки. Это обеспечивает способность одинаково эффективно работать по глубокому, влажному и слежавшемуся снегу. Представлены выявленные в ходе двухлетней эксплуатации преимущества устройства перед самоходными машинами типа «ратрак» и известными боронами.
Два почти революционных изменения характеризуют обстановку в деле передвижения по снегу. Первое – это почти полное вытеснение в спорте классического лыжного хода коньковым. Второе – это превращение снегохода из орудия производства немногочисленных охотников и забавы любителей техники в обычное средство передвижения, пригодное для использования в качестве буксировщика.
Лыжня для классического хода может быть создана проходом десятка лыжников. Иное дело лыжня для конькового хода: даже для любительских прогулок она должна быть совершенно гладкой, плотной и иметь ширину не менее двух метров. Такую лыжню можно построить только с помощью специализированных устройств. Характерным видом деформации трасс для конькового хода является образование продольного бугра (горба) в середине, который требуется удалять, перераспределяя снег и выравнивая трассу. После обильных снегопадов трассу надо строить практически заново. Вывод: лыжню для конькового хода надо готовить особым образом, с применением специальной техники и за ней надо ухаживать.
Для указанных целей известны и широко применяются гусеничные самоходные машины, известные в спортивной среде под общими названиями: в США — «Snow-Cat», в Европе — «RaTrac», а в России — «ратрак». Все они вначале интенсивно рыхлят снег фрезой, а затем заглаживают взрыхлённую массу финишёрами, представляющими собой сравнительно гибкие пластины с профилированной нижней частью. Стоимость импортных машин превышает 10 млн. рублей и они очень дороги в эксплуатации. Стоимость отечественных, например [1], – приблизительно вдвое меньше. Те и другие требуют высококвалифицированного обслуживания. Вполне рентабельные в местах массового спорта, на горнолыжных курортах, вблизи городов-миллионников, а в Западной Европе – в пределах сравнительно компактного альпийского массива, в России с её громадными расстояниями и низкой плотностью населения подобные машины решить проблему массового вовлечения населения в лыжный спорт не могут: их приобретение и эксплуатация в малонаселённой местности экономически не оправдываются. Кроме того, как показал двухлетний опыт эксплуатации ратрака «Pisten Bully 100» на Габовской лыжне [2], у них есть и принципиальные недостатки, о чём будет сказано ниже.
Специфическими для целей строительства лыжных трасс требованиями являются:
— возможно большая продолжительность рабочего сезона;
— способность работать со всеми видами снега – свежевыпавшего: в мороз или в оттепель, старого плотно прикатанного, промёрзшего после оттепели;
— способность срезать бугры и перераспределять снежную массу равномерно по поверхности трассы;
— стойкость к ударам об деревья, зацепам на ходу за камни или корни;
— ремонтопригодность в условиях неспециализированных мастерских;
— для прицепных устройств – невысокое потребное тяговое усилие, учитывая, что тягачами обычно служат снегоходы в общей массе которых преобладают сравнительно маломощные «Бураны»;
— невысокая стоимость приобретения и владения.
Читать статью полностью