22.11.2024

Тренировки с Алексеем Мазуровым. В помощь детскому тренеру. Работа над движениями юных лыжников.

Тренировки с Алексеем Мазуровым. В помощь детскому тренеру. Работа над движениями юных лыжников.
Этот материал, как и все предыдущие, подготовлен специально для группы, с которой ведется работа, но может оказаться полезным и для более широкой аудитории, поэтому и выкладывается на электронных страницах нашего журнала.

В данном случае речь идет о группе начальной подготовки, поэтому и движения пока еще далеки от идеала, зато хорошо просматриваются не только технические достоинства, но и недостатки.

Не затрагивая глубокие подробности, попробуем предложить некоторые упражнения для изучения техники классического стиля (в основном, попеременного двушажного хода и совсем немного — ДП)

Начинать обучение следует с простейших понятий, главным из которых, конечно, является элементарная стойка лыжника: ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени слегка согнуты, корпус немного наклонен вперед, руки опущены и расслаблены, голова в естественном положении. Далее при постановке двигательной задачи необходимо четко обозначать исходное и конечное положение. И первым упражнением логичнее всего поставить работу рук, где, как и у ног, следует различать маховые и толчковые движения.

Ролик «работа рук» (имитация на месте)

Отметим, что первостепенными параметрами движения являются четкость (по геометрическим характеристикам), слитность и естественность! Затем идет согласованность работы отдельных частей тела и только после этого физические параметры – частота, сила отталкивания, динамичность маховых и толчковых движений. Именно в такой последовательности и идет обучение параллельно с физическим развитием.

Важно сразу обучать детишек не только правильно выполнять поставленную двигательную задачу, но и сбрасывать напряженность. Поэтому практически все упражнения выполняются волнообразно с быстрыми сменами рабочих характеристик (по 2-3-4 движения или двигательных цикла) – работа, сброс и т.д. Тем самым сразу начинают нарабатываться уменья и навыки вариативности хода по всем характеристикам – по частоте, силе отталкивания, динамичности движений, наклону корпуса – и во всех многообразиях вариантов! Кроме того, такой подход обеспечивает восприятие мышечных ощущений и постепенно обучает правильной субъективной оценке движений и контролю над отдельными элементами техники.

Важно также четко объяснить задание, показать правильное выполнение на своем примере и еще лучше – на примере одного или нескольких из воспитанников. В случае необходимости, уметь наглядно продемонстрировать и характерные ошибки. Тем самым решается вопрос правильной визуальной оценки движений. Каждое упражнение ребята должны выполнять с полным пониманием структуры движений и главное – думать в момент выполнения о правильном исполнении, что будет способствовать формированию двигательного стереотипа на уровне нервной системы. Чтобы такая задача оказалась выполнимой, следует подбирать простые движения с их постепенным усложнением.

Перечислим некоторые упражнения, представленные в наших видеороликах:

  • Махи и сбросы ногами на месте и в движении (3 динамичных маха, три сброса – естественных шага без акцента на ускоряющее маховое усилие)

  • Следует сразу обратить внимание на необходимость одновременного динамичного маха не только ногой, но и рукой, что лучше всего отрабатывать на последующем занятии на лыжероллерах!

  • Непрерывное давление кистями на лямку (отталкивание рукой) условно на месте и в движении

  • Подталкивание ногами со сбросами (через шаг и в других сочетаниях)

     

    Точно так же, как в случае с маховыми движениями, толкаться необходимо не только ногами, но и руками одновременно, для чего используется следующее упражнение на лыжероллерах: 3 попеременных толчка одними руками, затем то же самое, но с добавлением подталкиваний ногами и т.д.

  • Далее надо постараться соединить маховые и толчковые движения разноименными конечностями, причем и руками, и ногами, для чего используются упражнения на месте и в движении (опять же удобнее выполняется на роллерах)

  • Потом идет обучение вариативности хода по силе отталкивания при одной и той же частоте с использованием двух- или трехступенчатой градации (три сброса, три средних толчка, три сброса, три сильных или три сброса, три средних, три сильных и т.д. Этот прием в подготовительном периоде используется в имитационных, прыжковых упражнениях и на лыжероллерах). То же самое и с маховыми движениями. Затем опять пробовать соединить разноименные руки с ногами в маховых и толчковых движениях, т.е. выполнить единовременный акцентированный мах и толчок и рукой, и ногой, и махи с отталкиваниями.

  • Отрабатывается вариативность хода по частоте при одной и той же комфортной силе отталкивания (например, два длинных шага – с удлинённым прокатом и четыре ускоренных), тоже с двух- или трехступенчатой градацией.

  • И самое сложное – сочетание вариативности и по усилию, частоте и динамичности маховых и толчковых движений (два длинных шага на сбросе усилия, четыре быстрых с акцентом на отталкивание и динамичными махами руками и ногами или наоборот – два редких мощных, четыре быстрых со сбросами).

    Как показала практика, все указанные упражнения оказываются понятными, выполнимыми и физически не сложными даже для детей младшего возраста.

    Более того, они интересны для ребят! А это главное в детском спорте, когда тренировка превращается не в монотонную и тяжелую рутину, а в захватывающий процесс совместного обучения в игровой форме!

    Видеосъемка проводится для последующего разбора с выявлением индивидуальных ошибок и достоинств, что существенно ускоряет двигательное развитие как в плане понимания структуры движений, так и в практическом исполнении.

Всем интересных и продуктивных занятий нашим любимым видом спорта, друзья!

Все видеоматериалы доступны на странице Алексея Мазурова Вконтакте

Интенсификация тренировочного процесса как необходимое условие эффективного развития опытных лыжников

Применение интервальных тренировок в процессе подготовки лыжников-ветеранов и не только

Тренировка лыжника на развитие максимальной силы

Одновременный бесшажный ход. Координационные, технические и аэробные силовые упражнения

Аэробная силовая и статодинамическая тренировка


Источник

Loading