22.11.2024

Точим канты — зачем, чем и как

Точим канты - зачем, чем и как

Смазка, заточка, ремонт горных лыж своими руками – это реально. В этой статье поделюсь опытом, как наладить процесс в домашних условиях, какие инструменты и материалы использовать. Поскольку на этом сайте общаются любители беговых лыж, вопросы очистки скользящей поверхности, нанесения парафина для лучшего скольжения и полировки, а также консервации лыж на лето из этой статьи убраны – все и так все знают.

А вот вопросы заточки…

Привести свои лыжи в порядок своими руками не так сложно, как может показаться. Для этого необходимо немного знаний, а также набор инструментов и материалы. А позже появятся и необходимые навыки.

Зачем точить канты?

Лыжи ведь и так едут, верно? Конечно, едут, но могут ехать лучше, причем намного. Все познается в сравнении.

Два самых важных фактора, которые помогают получить больше удовольствия от катания, – это острые канты и отлично скользящая нижняя поверхность лыж. А чем суше скользящая поверхность, чем больше на ней царапин и чем тупее канты – тем хуже для нас.

Чтобы повернуть на запущенных лыжах, требуется гораздо больше усилий, чем для управления хорошо наточенными и смазанными лыжами. Не верите – не надо, но придет время – поймете, о чем мы говорили. Да и катание на жестких склонах безопаснее именно на лыжах с острыми кантами. Вот тогда вы и оцените те удивительные ощущения скольжения и цепкости, которые присущи ухоженным лыжам!

Есть два варианта ухода за лыжами: вы или регулярно возите их в сервисную мастерскую и платите за ТО (техническое обслуживание), или единоразово тратите некоторое количество денег на мази и инструменты, а затем экономите свои кровно заработанные и самостоятельно приводите лыжи в порядок.

Первый вариант несложный и унылый. Второй – познавательный и делающий жизнь интереснее, о нем и пойдет речь ниже. Вот мы и подошли к самому главному – этапам обслуживания своих лыж, всего их пять:

Подготовка и очистка, ремонт скользящей поверхности, заточка кантов.

Затем – чистка и смазка скользящей поверхности и ее финишная полировка.

То, чем отличается подготовка горных лыж – заточка кантов.

Всегда используйте защитные перчатки при заточке кантов, чтобы не порезаться. Даже если вы видите голую руку на картинке – это всего лишь рекламная фотография.

Зажмите лыжи в тисках. С помощью специального напильника (файла) и направляющего уголка с зажимом или специального «кантореза» заточите канты плавными движениями по всей длине лыжи.

Используйте короткие, перекрывающиеся проходы файлом, постепенно удлиняя их. Очищайте файл от стружки при помощи металлической щетки после каждых нескольких движений.

   На этом видео все показано.

Повторите эти действия на обоих кантах. Направление заточки не имеет значения. Не нажимайте слишком сильно, пусть острый файл сделает свою работу. Если хотите, чтобы канты дольше оставались острыми, необходимо после заточки при помощи файла использовать специальный мелкозернистый, так называемый «алмазный» файл. С его помощью канты доводятся до состояния «маслянистое ощущение», при этом ими действительно можно порезаться.

В идеале нужно немного «завалить» канты со стороны скользящей поверхности – на 0,5 … 1 градус. Это делается для того, чтобы лыжи не были чрезмерно строгими, прощали небольшие ошибки в технике управления ими. Для того, чтобы найти это полезное приспособление в интернете, используйте поиск по словам Base Edge File Guide. Дорогие варианты с регулировкой – удел профессионалов, а нам достаточно простейшего инструмента из пластика.

На этом видео он показан в работе. Как видите, все просто.

Еще один полезный момент – необходимо лишить канты бритвенной остроты примерно на 10-15 см от тех точек, которыми лыжа касается пола, если ее положить плоско (убрав ски-стопы, конечно). Это делается при помощи мелкой шкурки или специальной абразивной резины – для того, чтобы лыжи не пытались рвануться в поворот еще до того, как вы этого захотели.

Канторезы – как самые простые, так и сложные, с регулировкой угла заточки, можно приобрести в хорошем горнолыжном магазине. Они бывают самой разной конструкции, их основная функция – обеспечить стабильность угла заточки кантов. Ничуть не хуже работает и уголок с зажимом.

Кстати, об углах заточки. Сейчас большинство лыж, покидающих ворота фабрики, заточены с боков под углом 87 или 88 градусов. Для катания по мягкому снегу этот угол большой роли не играет – можно и просто под 90 градусов точить, практически не играет роли и качество заточки.

А вот если склоны похожи на наклонный ледовый каток, канты должны быть острыми. Дело в том, что канты лыж – это, говоря автомобильным языком, одновременно и рулевое управление, и шины, и тормоза. Никто ведь не выезжает на зимнюю дорогу с неисправностью рулевого управления или тормозной системы, или на «лысых» шинах? Вот и с кантами такая же история. Острые канты обеспечат и управляемость ваших лыж, и безопасное, предсказуемое их поведение даже на ледяном склоне. Как-то так.


Источник

Loading