В преддверии наступающего лыжного сезона, возможно, стоит немного рассказать об особенностях подготовки беголыжных трасс, а также о снегоуплотнительной технике. Речь пойдет о протяженных трассах, об опыте, полученном при эксплуатации ГАБОвской народной лыжни.
Хорошая беголыжная трасса, безусловно, готовится задолго до начала снежного сезона. Она должна быть правильно спрофилирована, дренирована, очищена от пней и корней.
Что касается снегоуплотнительной техники, то протяжённую трассу (длиною 15 км и более) лучше готовить ратраком с шириной прохода по финишерам 4,5-7 метров. При ширине 4-5 метров классическую лыжню нарезают лыжепрокладчиком с одной стороны, а при ширине 6-7 метров — с двух сторон. При этом получается качественное полотно трассы, комфортное одновременно как для классического, так и для конькового хода.
Важно то, что при наличии реверсного движения (одновременно в двух направлениях) трасса должна быть шириной не менее 6 метров. Иначе кататься будет некомфортно и даже травмоопасно. Опыт зимней эксплуатации трассы «Вело 1» в Дмитровском городском округе Подмосковья, где ширина полотна трассы — 3 метра, это только подтверждает.
Надежные результаты в ходе всего зимнего сезона можно получить при подготовке лыжной трассы путем сочетания работы ратрака и снегоходов с прицепными снегоуплотнительными устройствами. Это даёт большую экономию ресурсов, в первую очередь горюче-смазочных материалов. Позволяет сокращать трудозатраты, более гибко используя технику. А самое главное, такой подход позволяет раньше начинать и позже заканчивать сезон.
Дело в том, что снегоходы с прицепными устройствами можно использовать для подготовки трассы при минимальном количестве выпавшего снега, а эксплуатировать ратрак имеет смысл только при толщине снежной подушки на трассе не менее 15-20 см.
Для протяженных беголыжных трасс необходим тяжелый ратрак, стоимость которого на сегодняшний день составляет примерно 45-60 млн рублей.
Одним из наиболее подходящих для подготовки таких трасс является современный ратрак PRINOTH HUSKY (Италия). Это крепкая и комфортабельная машина, подходящая для ежедневной подготовки длинных прогулочных и туристических лыжных трасс. Такой вариант был бы идеален, например, для ГАБОвской народной лыжни.
Приобретать легкие ратраки для подготовки протяжённых беголыжных трасс не стоит. С их помощью хорошо готовить небольшие трассы, так как при ширине прохода 2-2,5 метра для качественной подготовки придется каждый раз проходить трассу ратраком 2-3 раза. Более того, жесткий снежный покров такими ратраками не взять.
Организаторам лыжных трасс также надо учитывать и то, что жизненный цикл хорошего ратрака, при правильной его эксплуатации, составляет 7-8 лет, после чего не он на вас будет работать, а вы на него. А снегоходы, которые готовят трассу регулярно, живут не более 4-5 лет. К тому же модели ратраков и снегоходов обновляются достаточно часто. Например, ратрак «PISTEN BULLY 100» (Германия) последней модели имеет улучшенную электронику, контроль полотна трассы, он более комфортный, безопасный и имеет гибридный двигатель (дизельный и электрический). Правда, и ценник на него соответствующий, да и в связи со вторичными санкциями этот ратрак стал ну очень дорогой…
Есть надежда на наши отечественные ратраки, которые начали появляться на рынке. Они неплохо себя зарекомендовали, постоянно дорабатываются, ремонт и запчасти к ним более доступны. Но стоимость их тоже немаленькая.
Конечно, далеко не все организации, спортивные клубы и СШОР могут себе позволить купить ратрак и поэтому вынуждены приобретать различные тягачи и прицепные снегоуплотнительные устройства к ним.
Основные тягачи, которыми пользуются организаторы лыжных трасс, это утилитарные и туристические снегоходы, желательно с пониженной передачей.
Зарубежные снегоходы стоят на сегодняшний день от 3,5 до 5,5 млн рублей и ими в принципе можно готовить протяженные лыжные трассы. Но у них есть один серьезный недостаток: при подготовке плотного и жёсткого снежного покрова на полотне трассы такой снегоход может сильно перегреваться. И этот недостаток следует воспринимать очень серьезно, он может довести и до взрыва машины. Это происходит от того, что при жестком полотне трассы машина не охлаждается как обычно: гусеницы не набрасывают снег на радиатор, расположенный между сиденьем оператора и траком снегохода.
Отечественные снегоходы, которыми можно готовить трассы, стоят в районе 1 млн рублей. Но они пока уступают по качеству зарубежным аналогам и ими сложно готовить протяженные маршруты из-за отказов и поломок.
Однако при этом на отечественные снегоходы намного легче приобрести запчасти, а сложности с приобретением ЗИПов на зарубежные снегоходы могут не позволить вам успешно закончить сезон…
К сожалению, организаторы лыжных трасс не всегда могут позволить себе приобрести отечественную технику стоимостью более миллиона рублей и вынуждены приобретать более дешевые снегоходы типа «Буран» и подобные им, что несомненно ведет к увеличению трудозатрат.
Работа операторов специальной техники для подготовки лыжных трасс — их подготовка, повышение квалификации, оплата их труда — это отдельная большая проблема и большая задача, о которой стоит поговорить отдельно.
Информацию о проблемах подготовки и развития лыжных беговых трасс вы можете найти также на сайте Ассоциации организаторов лыжных трасс (АОЛТ)