19.09.2024

Ски тур в СССР

Ски тур в СССР

И как тут не вспомнить, поговорку : «все новое, это хорошо забытое старое». Осмелюсь утверждать, что в нашей стране корни ски—тура, сиречь лыжного туризма уходят далеко в прошлый век. Активное развитие в СССР лыжный туризм получил в 70-80-е годы прошлого столетия, когда количество турклубов в стране исчислялось сотнями. Лыжные маршруты, так же как и горные попадали под соответствующую классификацию. Десятки популярных маршрутов были проложены в Европейской части России, Хибинах, Приполярном Урале, на Кольском полуострове, Урале, Камчатке, на Кавказе. Большое количество отчетов о пройденных маршрутах до сих пор хранится в архивах Московского городского турклуба, архивах региональных клубов. К чему все это долгое предисловие? К тому, что в нашей стране накоплен большой опыт продолжительных горнолыжных путешествий в глубоком автономном режиме. 


Ски тур в СССР

Этот вид туризма по праву считался и считается одним из самых сложных и тяжелых, из за постоянного пребывания группы в условиях минусовых температур. Это накладывает особый отпечаток на требования к физической подготовке участника, его морально волевым качествам и к используемому снаряжению. Этот опыт аккумулирован в отчетах о путешествиях, которые руководитель группы сдавал в квалификационную комиссию для того, чтобы маршрут был засчитан и в дальнейшем лег в основание повышения спортивного разряда участников. К слову сказать, и на маршрут группа не выпускалась без должной подготовки в теории и практике лыжного туризма. Такая продуманная система обеспечения безопасности приносила свои положительные плоды в виде значительного количества новых маршрутов пройденных без ЧП. К сожалению, туриндустрия не торопилась за туристами и потому бессменным брендом на десятилетия были лыжи «Бескид», изготовленные из твердых пород дерева и окантованные металлическим наборным кантом на шурупах. Выдержка из статьи в журнале «Турист» № 1 за 1977-й год: «На заседании Московского филиала Географического общества СССР отчитывалась одна из полярных экспедиций. Ее руководитель не говорил о мужестве своих товарищей, перенесенных трудностях, опасностях, что подстерегали их в пути, — все это само собой разумелось. В зале сидели люди не падкие на эмоции, люди, многим из которых приходилось во время путешествий преодолевать трудности, не снившиеся героям Джека Лондона. Оживился зал, когда докладчик поднял над головой лыжу и сказал: — Прекрасно себя зарекомендовали эти лыжи. Спасибо их создателям 

Ски тур в СССР

Выпускались «Бескиды» на Мукачевской экспериментальной лыжной фабрике под руководством главного конструктора Ивана Николаевича Бобита. Каждая лыжа состояла из более чем 40 деталей, в производстве использовались береза, осина, ясень. Береза привозилась в Украину из Сибири, а ясень с Кавказа, производственный цикл состоял из 90 операций, многие из которых выполнялись вручную. Лыжи имели практически прямую конфигурацию, ширину талии 70-75мм, классификацию «горнотуристские» из-за применявшейся металлической окантовки, их период эксплуатации был рассчитан на 2-3 тысячи километров. Ежегодно, только Канада закупала у Мукачево 5 тысяч пар!!! Все это наглядно доказывает, что горнолыжный туризм был значительно развит на просторах СССР. Маршруты, которые проходили тогда спортсмены и теперь кажутся многим опытным горнолыжникам чем-то недостижимым и манящим. Следы таких походов можно было увидеть на Алтае, в долине реки Сулу Ойры, на леднике вершины «пик 60 летия Победы». С её первовосхождения одна группа спускалась 1-го августа 2005-го года. На высоте около 3000 метров из под верхнего слоя снега вытаяли поломанные лыжи «Турист», 20 литровая алюминиевая канистра из под бензина, сломанная лыжная палка….. одному Богу известно, что за трагедия разыгралась в этом далеком от туристских маршрутов районе. Вторым по качеству, но первым по количеству скитурным снарядом были лыжи «Турист», которые подходили под цели и задачи благодаря своей геометрии, а именно ширины около 70 мм. Они выпускались в гораздо больших ростовках и достигали высоты 210 см. Эти лыжи были более доступны и ими, надо отметить, снабжались и до сих пор снабжаются наши вооруженные силы в огромном количестве. В отличие от Бескидов, Туристы не были окантованы и делались из никудышного дерева, которое от жесткого снега просто стиралось за 100-200 км пути. В моей практике был случай, когда за 5 дней похода по Мещере «Туристы» свернулись в трубочку от постоянно мокрого снега! Народные умельцы ставили на это «чудо природы» канты из жести, кто побогаче — из титановых полосок толщиной 1 — 1,5 мм и шириной 10-12 мм. Или из нержавейки. Чтобы полоски не задирались при движении, торец полоски делался скошенным и прикрывался скошенным торцом предыдущей полоски (по ходу движения). Для защиты от весеннего подлипа промазывали рабочую часть лыж растворенной в ацетоне стружкой из оргстекла. Это работало, но только если лыжи были не смоленные.

Ски тур в СССР

И «Бескиды» и «Туристы» имели в области колодки прогиб для движения по равнине. Надо заметить, что у «Бескидов» этот прогиб был значительно меньше, процентов на 30, что указывало на их «горный» характер. Самым ходовым крепежом на «Бескиды» и «Туристы» были, так называемые, «пружинные» или «тросиковые» крепления, которые обеспечивали полужесткую фиксацию ноги и позволяли использовать разнообразную обувь, включая валенки с калошами или на Камчатке «болотные» сапоги, которые, кстати, популярны на некоторых маршрутах по сей день из-за большого количества ручьев и мелких рек, скрывающихся под снегом.

Ски тур в СССР

Данный тип крепления вполне удовлетворял лыжных туристов по своим характеристикам, так как был прост, а потому надежен и ремонто пригоден в любых условиях. На их базе существовало большое количество народных вариаций, на которые наш советский турист всегда был особенно горазд в виду тотального отсутствия готовых решений. Надо отдать должное данному креплению, которое выпускается у нас по сей день и не имеет аналогов в своей нише для целей лыжного туризма в равнинных условиях. И если лыжи для ски тур претерпели кардинальные изменения, то нестареющая классика пружин бесспорно побеждает из-за крайне доступной цены, малого веса и простоты обслуживания и ремонта.

Ски тур в СССР

Отсутствие фиксации пятки мешает при спуске с горы в стиле «фрирайд», но, конечно, от данного бюджетного варианта ожидать подобного бонуса было бы неразумно! крепления пружинные. Что касается съемных камусов, то горнолыжные туристы тогда о них и не помышляли. Шкуры животных окончательно канули в прошлое, а «нанотехнологии» клеевых камусов были в Союзе делом светлого будущего. На маршруте активно пользовались мазями под колодку, для избегания отдачи наносили мазь на более высокую температуру, как правило плюс 3-5 градусов к температуре снега, по которому планировалось идти. На подъемах в гору мазь держала на уклонах до 10-15 град, дальше только траверс или пешка. Конечно, через МАЛы (международные альпинистские лагеря) в Союз попадали диковинные образцы пластиковых скитурных лыж с камусами и крепежом Сильверетта, но они были уделом «великих» альпинистов, использовавших лыжи в основном на подходах к маршруту восхождения. Собственно такие лыжи мало чем отличались от «классических» горнолыжных моделей, разве что были короче и чуть легче.

Ски тур в СССР

Вот такая «бородатая» история скитура в нашей стране! И это только короткая ретроспектива вопроса. Отрадно наблюдать современный всплеск интереса горнолыжно/ сноубордической братии к ски-туру, как к несколько иному виду активного отдыха в горах. Часто в статьях и отчетах я читаю о том, что скитур позволяет более полно слиться с природой, почувствовать ее величие силу и гармонию. Поверьте именно за этим ходили и ходят туристы в лыжные походы! Скитур, как самостоятельная дисциплина в горнолыжном спорте имеет много составляющих, которые в свою очередь можно разделить на вопросы связанные с безопасностью мероприятия и его «фаном», качеством, которое мы ощущаем в «остатке», когда пребываем: «в тепле и уюте и весь вечер хлебаем чаи», как пел Юрий Визбор. Так вот, раз в данном материале речь идет о снаряжении, то считаю возможным немного поговорить и об этом, а именно, что для чего нужно, если хочется его, скитура! Обычно в скитуристы идут либо совсем случайно, либо ни разу не случайно! Но и в том и другом случае это люди, уже освоившиеся с лыжебордами, вкусившие дух странствий и угнетенные отсутствием «пухляка» вблизи подъемников. Тут все и начинается, как правило, с вопроса: «а давайте…..?» Случайные скитуристы чаще всего причаливают к группе друзей-товарищей за компанию и не имеют ни навыка, ни соответствующего снаряжения. Если повезет с опытными друзьями и маршрут одного дня позволит, то все может обойтись благополучно, если нет, как правило печально. Вторые, ни разу не случайные, действуют осознанно выходят на маршрут с соответствующим снаряжением и в сопровождении гида, а порой и спасателя. В зависимости от ваших задач и желаний подбирается и снаряжение.

Ски тур в СССР

Если в год вы планируете 2-4 выхода с удалением от арены горнолыжного курорта не более чем на 2-4 часа хода то, пожалуй, можно остановиться на лайт варианте. А именно, взять за основу вашу любимую лыжу, к которой вы привыкли, любимые ботинки, купить набор камус + крепеж к камусу + скитурные крепления или адаптеры под имеющийся на лыже крепеж. Установить все это в мастерской или самостоятельно и … наслаждаться! Из плюсов — довольно бюджетный вариант, позволяющий попробовать себя в новом амплуа, без адаптации к другим лыжам и ботинкам. Так же вы получаете универсальный комплект на все случаи жизни. Из минусов — это тяжело!!!! Как правило, вес пары хороших лыж для фрирайда начинается от 5 кг, вес креплений от 2.5 кг, вес ботинка (каждого) от 2 кг. вес камуса с крепежом от 1.5 кг. Итого, минимально на ваших ногах при подъеме около 13 килограмм добра, которое надо тащить на себе в гору, и это без учета носок, термобелья, штанов, наколенников и прочего скарба. Еще один минус — это скитурный крепеж, который в данном случае вы будете использовать на пару процентов от всего времени катания. При всей технологичности современных моделей их надежность и долговечность оставляет желать лучшего и слабым звеном здесь является механизм освобождения пятки ботинка. Адаптеры тоже не лучший вариант, так как очень плохо справляются с траверсами, которых в скитурных восхождениях всегда достаточно. Что же делать, спросите вы? Ну…. Во первых — тренироваться, во вторых стремиться к совершенству и принеся в жертву универсальность копить на «правильное» снаряжение для себя любимого. Что касается лыж, то можно обратить внимание на лыжи SKITRAB Freedom 90.

Ски тур в СССР

Мало известный у нас бренд, под которым более 50 лет производятся лыжи для скитура. Эта модель, на мой взгляд, будет довольно интересным приобретением для райдера, решившего попробовать свои силы в скитуре. Её вес, при ростовке 171 см, всего 2740 грамм на пару, геометрия 125\90\112, позволяющая довольно уверенно чувствовать себя в пухляке. Карбоновые вставки и технология Cap Quadriaxial обеспечивают хорошую продольную жесткость, что гарантирует стабильную работу лыж на жёстком склоне. Последнее немаловажно при выходе в удаленные районы, где ситуация со снежным покровом может быть слабо прогнозируема. Укомплектуем ски тур креплениями весом около 660 грамм за пару, комбинированными (мохер\нейлон) камусами.

Ски тур в СССР

Ботинки для ски туринга Scarpa MAESTRALE весом всего 1530 гр. за ботинок. Ботинки для ски-тура Scarpa MAESTRALE Такой комплект подарит много радостных часов на подъеме и пологих участках и много минут драйва на спусках. Безопасных и красивых вам подъемов и спусков!

Источник:  http://skistop.ru


Источник

Loading