Построить железную дорогу там, куда с огромным трудом можно добраться пешком, в условиях высокогорья? Побить рекорды и открыть железнодорожную станцию на высоте в 3,5 километра? Конечно, да, если речь идет о Швейцарии, точнее, о регионе Юнгфрау – одном из самых красивых в Альпах и, пожалуй, во всем мире.
Во второй половине XIX века Швейцария из исключительно аграрной страны начала превращаться в популярное туристическое направление. Сначала туристы, привлеченные природными красотами Швейцарии, начали приезжать летом, а ближе к концу XIX столетия стремительно стал развиваться и зимний туризм. Но организаторы путешествий столкнулись с тем, что многие самые красивые места в горах были крайне труднодоступны – чтобы добраться туда, уходило слишком много времени и сил, дорога могла занимать недели. Ситуация изменилась на рубеже XIX и XX веков – технических прогресс и появление электричества позволил начать строить железные дороги даже в горах. И именно тогда началось строительство того, что можно по праву можно назвать «чудом светом» – речь про горную железную дорогу, ведущую на перевал Юнгфрауйох.
Три вершины – Айгер, Мёнх и Юнгфрау, будто специально созданные для фотографов, привлекали туристов еще до наступления эры технического прогресса. Первые роскошные отели появились в Венгене, Мюррене и Гриндельвальде в середине XIX века. Несколько позже было найдено смелое и неожиданное для того времени техническое решение: к горным курортам туристов должен был составлять поезд – сначала на паровой тяге, а затем, с развитием электричества – электрический. Именно на этот период приходится строительство других знаменитых железных дорог в Швейцарии, теперь ставших популярными экскурсионными объектами – таких, как дорога на Горнеграт в Церматте, железнодорожная ветка Альбула-Бернина в кантоне Граубюнден и знаменитые горные дороги недалеко от Люцерна (на горы Риги и Пилатус).
В 1896 году под руководством Адольфа Гуйер-Целлера началось строительство горной дороги в регионе Юнгфрау. Амибициозный и казавшийся сумасшедшим по тем временам проект предполагал строительство многокилометровой линии, бравшей свое начало от Кляйне-Шайдегг и ведущей к Юнгфрау. Строительство продвигалось крайне медленно, и только 19 сентября 1898 года открылась станция «Айгерглетчер», которая и стала первой станцией высокогорного маршрута в Альпах.
28 июня 1903 года заработала станция «Айгерванд», еще через два года была достроена станций «Айсеммер», быстро ставшая одним из любимых мест для туристов – от нее открывался завораживающий вид на ледники. Строительство тоннеля к перевалу Юнгфрауйох заняло еще 9 лет (а в целом на то, чтобы завершить этот проект, ушло почти 16 лет), работы проходили в очень тяжелых условиях, в снегу, на морозе и без достаточного технического оснащения. И все-таки идея была реализована – В 1912 году на перевале Юнгфрауйох открылась самая высокогорная станция Швейцарии, расположенная на высоте 3454 метров.
Еще с 1860-х годов существовали планы строительства железной дороги в этих местах. По изначальному плану она должна была пройти прямо сквозь толщу двух «культовых» горных вершин – Айгера и Мёнха – и привести на Юнгфрау, высочайшей из знаменитого трио (4158 метров). Железнодорожная ветка должна была преодолеть перепад высот почти в 1500 метров, причем 7 из 9 километров ее длины необходимо было пробить прямо сквозь массив гор Айгер и Мёнх. При проведении взрывных работ погибло несколько рабочих, а в 1899 году процесс затормозился после смерти основного инвестора, Адольфа Гуйер-Целлера. Пришлось изменить и первоначальный маршрут дороги. Юнгфраубан должна была завершаться у вершины горы Юнгфрау, но из-за последовавших за кончиной вдохновителя проекта финансовых трудностей, а также сложных геологических условий дорогу довели до перевала Юнгфрауйох между Мёнхом и Юнгфрау. Всего за 9 километров поезд должен был подняться на 1393 метра, с перевала Кляйне Шайдегг на высоте 2061 метр до отметки 3454 метра. Для подобных подъемов необходимо было возводить зубчатую железную дорогу.
Первые два километра дорога шла по поверхности земли. У подножия горы Айгер, на фоне ее знаменитой Северной стены, унесшей немало жизней альпинистов, была построена станция «Айгерглетчер» («Ледник Айгер»). Оставшиеся три станции дороги находились внутри горы. Как гномы из знаменитой трилогии «Властелин колец», строители Юнгфраубана возвели прямо в толще горы железнодорожные станции, совмещенные с обзорными площадками. Станция «Айгерванд» («Стена Айгера») расположена посреди той самой легендарной Северной стены и была открыта в 1903 году. Поезд по дороге наверх останавливается в этой точке на пять минут. Из окон на с высоте 2865 метров открываются фантастические панорамы долины Гриндельвальда и его окрестностей. Эти же окна в свое время использовались для спасения альпинистов, решивших покорить северную стену Айгера, но не рассчитавших свои силы.
В 1905 году на высоте 3158 метров в глубине Айгера, но уже со стороны юго-восточного склона открылась станция «Айсмеер» («Ледяное море»). Сегодня с этой остановки можно увидеть ледник, а все желающие могут отправить открытку прямо из толщи одной из самых известных альпийских вершин. Третья, ставшая конечной, станция – Юнгфрауйох – заработала в 1912 году. Расположившаяся на одноименном перевале между горами Менх и Юнгфрау, она стала самой высокогорной железнодорожной станцией Европы – она находится на отметке 3454 метра. Именно поэтому ее называют «вершиной Европы – Top of Europe».
Сегодня на Юнгфрауйох можно попасть на поезде как из Гриндельвальда, так и из Венгена, с пересадкой в Кляйне Шайдегг. Наверху расположена смотровая площадка, небольшой музей, рассказывающий о ледниках и строительстве уникальной железной дороги, ресторан и магазины. Многочисленных туристов, приезжающих «отметиться» на самой высокой железнодорожной станции и посмотреть на Большой Алечский ледник, ждет и самый высоко расположенный магазин Lindt, где можно купить знаменитый швейцарский шоколад и конфеты, а также узнать, в чем заключается секрет самого продаваемого швейцарского шоколада.
Ежегодно на Юнгфрауйох поднимаются тысячи туристов, чтобы увидеть растянувшуюся на 23 километра «реку» Большого Алечского ледника, летом этот маршрут особенно популярен у туристов из Азии. Недавно на самом высоко расположенном корте показательный матч провели знаменитый швейцарский теннисист Роджер Федерер и звезда горнолыжного спорта Линдси Вонн – в честь открытия магазина Lindt.
Нюансы:
– Подниматься наверх имеет смысл только в хорошую погоду, иначе большую часть красот увидеть не получится.
– Даже летом наверху не просто холодно, а очень холодно, так что стоит запастить теплой одеждой и обувью.
– Кататься на горных лыжах с Юнгфрауйох нельзя, там есть небольшая санная трасса, а для горнолыжников в зимний сезон открыты более 200 км трасс над Гриндельвальдом, Венгеном и Мюрреном.
– Покататься на поездах, ведущих к перевалу Кляйне Шайдегг, можно просто имея ски-пасс – в зоне катания над Венгеном и Гриндельвальдом поезда выполняют роль подъемников.
– Дорога наверх от Гриндельвальда занимает 1 час 18 минут, от Венгена – 1 час 11 минут, оба маршрута – с короткой (10 минут) пересадкой в Кляйне Шайдегг (Kleine Scheidegg).
Поезда, железные дороги и виды региона Юнгфрау: фоторепортаж.
Фото: Алина Трофимова, офис по туризму региона Юнгфрау.