Сервисмен сборной Франции по биатлону Грегори Дешам и специалист по структуре лыж Роберт Гийом рассказали «СЭ Интернет» о том, как они помогают спортсменам побеждать, в чем сложности их работы и почему «вертикально-трехцветные» так быстры на дистанции.
Грегори Дешам:
— Совершенно искренне верю, что работа сервисмена в биатлоне не менее важна для результата, чем труд самого спортсмена. Мы всегда стремимся угодить нашим атлетам, мне очень важно знать, что помогаю человеку побеждать. Всегда стараюсь общаться с биатлонистами после гонок, чтобы понять, что им понравилось, а что — нет. Словом, мы одна команда.
— Расскажите, пожалуйста, более детально о том, как строится процесс во французской сервис-бригаде.
Дешам: — У нас работают четыре специалиста по структуре лыж одной известной фирмы — каждый отвечает за ту или иную модель. Все они одинаково важны для сервис-бригады, при таком подходе проще принимать грамотное совместное решение перед гонкой. После того как выберем подходящую экипировку для каждого отдельного спортсмена, начинается работа по подготовке лыж, нанесению смазки.
Роберт Гийом: — В мои обязанности входит подбор не только лыж, но и ботинок, палок и прочей экипировки.
— Понять, какие именно лыжи нужны, например, Мартену Фуркаду — вопрос исключительно профессиональный? Или требуется еще и интуиция?
Дешам: — Работаю с биатлонистами уже 16 лет и считаю, что это хороший опыт. Конечно, шестое чувство важно. Я вот начинал еще с юниорами — следил за тем, что им подходит, что нет, всегда прислушивался к пожеланиям и учитывал в дальнейшем недочеты. В общем, думаю, и то, и другое имеет значение. Без тесного контакта с биатлонистом сложно понять, какие лыжи ему нужны.
— Можете объяснить, в чем конкретно заключается работа сервисмена и специалиста по структуре?
Гийом: — Мы с Грегори занимаемся, с одной стороны, одним делом, а с другой, обязанности у нас разные. Я, например, отвечаю за подбор правильных лыж. Обычно с фабрики к нам приходит довольно много пар новых моделей — и все они отличаются по функциям. Пробую каждые, и после этого приходит понимание того, какие могут пригодиться. Грегори же отвечает только за скольжение, наносит на лыжи определенный материал – смазку, верное сочетание парафинов и ускорителей. Поэтому мы дополняем друг друга — ведь если ошибется хотя бы один из нас, то у спортсмена возникнут проблемы со скольжением.
— Насколько сложно подобрать правильные лыжи для какой-то конкретной погоды?
Гийом: — Сложность заключается не только в ней, но и в соответствии структуры лыж и смазки. Сами лыжи могут быть подобраны правильно, а вот если смазка неправильная, то хорошего скольжения не будет. Тандемы «техник — смазчик» используют почти все лучшие сборные мира — например, Германия и Норвегия.
Дешам: — Очень важно, чтобы внутри коллектива были хорошие отношения и никто не принимал бы решений единолично.
— Сколько пар лыж вы готовите для каждого спортсмена перед гонкой?
Гийом: — Работа начинается еще за день до гонки. Мы выбираем несколько пар, которые больше всего подходят к конкретным погодным условиям. После тренировки несколько лыж отсеивается, а те, что остаются, проверяем еще раз уже в день гонки. Я прихожу на стадион за несколько часов до старта и пробую сразу несколько пар, которые, по моему мнению, могут пригодиться. Потом всегда оставляю две, идеально подходящие для кондиций снега и погоды. После того как Грегори наносит на них смазку, предлагаем обе пары спортсмену, а он уже решает, в каких лучше выступать.
Дешам: — Есть важные правила, чтобы не ошибиться в выборе смазки. Нужно отталкиваться от состояния снега, погоды и данных и пожеланий самого спортсмена. Например, на искусственном снегу иногда пропадает даже сама структура лыж. Для натурального снега смазка нужна совершенно другая. Но тут нужно помнить и о качестве натурального снега – мягкий он или твердый. Важно учитывать все детали. Вплоть до того, в какой группе стартует спортсмен. За 30 минут может измениться структура снега и погода. Нужно хорошо потрудиться, чтобы лыжи ехали быстро.
— А как можно подготовиться к перемене погоды в течение получаса? Тут ведь уже нет возможности снова встать на лыжи, подобрать подходящую пару…
Гийом: — Мы по несколько раз в день созваниваемся с метеорологической службой, пытаясь уточнить каждую деталь. Любые температурные изменения, даже в один-два градуса, способны сыграть роковую роль. Важно на сто процентов знать структуру снега на момент старта биатлониста.
— Какова цена ваших ошибок?
Дешам: — Неправильно подобранные лыжи могут отбросить спортсмена в худшем случае на 30 мест назад от того результата, который он готов показать с точки зрения физической формы.
— Можете вспомнить, на каком старте вам было тяжелее всего подготовить лыжи?
Дешам: — Очень непростые условия были на Олимпийских играх в Ванкувере. В мужской спринтерской гонке, когда шел дождь, переходящий в мокрый снег, победил француз Венсан Жей, но подготовить ему лыжи было сложной задачей. Знали, что ожидается такая погода, но вариантов у нас оказалось не так много. Мы изучали историю проведения гонок в подобных условиях, советовались с бывшими биатлонистами, смазчиками. В итоге нашли решение, которое, кажется, помогло нашим атлетам и в других гонках.
Гийом: — Но иногда даже сервисмены бессильны. Если за время гонки трасса разбивается до такой степени, что превращается в кашу, тут ничего не поможет.
— Видимо, опыт Ванкувера-2010 пошел вам на пользу — на чемпионате мира в Рупольдинге-2012, который тоже проходил при плюсовой температуре, французские биатлонисты были на высоте…
Дешам: — В Рупольдинге было, конечно, тоже непросто. Но мы знали, что делать.
— Российский биатлонист Андрей Маковеев в том самом Рупольдинге говорил, что сервисмены сборной Франции знают что-то, чего не знает никто, раз у их спортсменов так едут лыжи.
Гийом: — Секрет останется секретом. Наши наработки должны приносить пользу только нашим биатлонистам.
Татьяна Помельникова,
«Спорт-Экспресс»
Редакция благодарит за помощь в создании этого интервью биатлониста сборной Франции Алексиса Бефа.