Предлагаем вниманию читателей отчет победителя конкурса Дёминского марафона «Моё спортивное лето» Сергея Свиридова о поездке на марафон Марчалонга, которая была главным призом конкурса:
Здравствуйте, мои друзья и единомышленники!
Пора перевернуть очередную страницу своей повести под названием «Жизнь». Но прежде чем ее перевернуть, ее еще надо дописать. И этот пролог пишу на высоте 11 000 м где-то над территорией Польши. Через каких-то полтора часа нас встретит зимняя Москва. С её морозами и наконец-то свалившимся с небес снегом. Покидая туманную и сырую Венецию, уже хочется белого и пушистого снега. Но, пожалуй, все по порядку.
Мы помним, как все начиналось…
Итак, мне довелось получить путевку на 45-й лыжный марафон Марчалонга-2018. Свой путь к нему описывать тут нет нужды. Это была отдельная повесть. В другой раз это звучало бы как «посчастливилось». Но тут уже и не знаю, как правильно. Пусть каждый решит для себя сам. Одно я понял точно. Где-то мы находим, а где-то теряем. И то, что сейчас нам кажется катастрофой, далее вполне может быть началом нового пути или восхождения. Главное не терять себя.
Начало зимы сезона 2017-2018 точно запомнится нам всем как скупым на снег, а ее середина долгожданным и неожиданным снежным коллапсом. Жаль, что к моменту прихода снега, так нужный ратрак оказался не на трассе, а в пруду по самые уши. Не радовала зима поначалу нас, лыжников центра России, обилием снега, до второй декады января точно. Посему тренировки по белому и пушистому были лишь в ожидании. А в моем случае и того хлеще. После вручения сертификата на гонку опять попал в больницу. Опять операции. Лишился части ступни со всеми вытекающими. Вновь костыли, капельницы, процедуры и т.д. Начинаю чувствовать себя железным дровосеком. Потом жесткая реабилитация. Жесткая именно потому, что спортивная. И тут я не могу не вспомнить опять всех тех, кто мне помогал и помогает. Благодаря Алексею Ильвовскому попал в руки мастеров спортивной медицины. А дальше пошло и поехало. Запустили меня, что называется «на орбиту».
Забавно было наблюдать, как здоровые мышцы скрючивает от 75 мА. А на моей правой ноге нет реакции и на 750 мА.
Депутат Государственной Думы, лыжник и просто хороший человек Саша Старовойтов просто взял и оплатил мне дорогостоящую реабилитацию. Множество людей просто тихо и незаметно делали свои добрые дела. И из этих дел складывалась лестница, по которой я постепенно, цепляясь коленями и зубами, двигался к цели.
Пожалуй, опустим медицинские подробности, дабы не превращать повествование в эпикриз. Как и в прошлый раз, не я главный герой этого рассказа. Постараюсь вспомнить всех авторов и сценаристов.
Итак, после Нового года получил очередную порцию запрета врачей на движение в течение пары недель. Все яростнее мысль: «Да какой тут к черту марафон? Я и 10 км еле-еле доползаю». И это была правда. Как только выпал более или менее приличный снег, то попробовал проехать на лыжах по трассе на Красном Маяке. Пожалуй, кроме мата, можно было только разрыдаться. Правая нога не слушается. Заваливаюсь на самом маленьком спуске. А без лыжни – полный ахтунг. 5 км полз почти час! Надо было это все осознать и спокойно принять какое-то решение.
Женя Скляднев взялся помочь и натаскать меня на предстоящий марафон. Познакомил с Юлией из Ярославля. Она МС по зимнему триатлону. Юлия очень скрупулезно составляла мне программу тренировок на каждую неделю. Не без удовольствия я возобновил ведение дневника тренировок, старательно фиксируя в нем все нагрузки, объёмы, подходы, графики, пульс и т.д. Видимо, я переоценил свои возможности и возможности современной медицины. Вердикт врачей был, опять неутешителен. Один лечащий врач скал так: «Человеческие мышцы способны быть очень сильными. Но на 100 % мы их никогда не используем. Иначе они порвутся. Профессиональные спортсмены их используют на 60-70%. Обычный человек на 40-50%. Сейчас наша задача запустить твои мышцы хотя бы на 10%. Большинство людей об этом не задумывается. Ты привык жить по-другому. Потому, добро пожаловать в жизнь обычных людей».
В общем, к середине января 2018 года, я подошел в такой физической форме, что проще сказать «нулевой». Хотя и пытался тягать дома лыжный эспандер. Запускал на ноутбуке видеозапись с камеры от первого лица с марафона Марчалонга и тянул резину в такт движениям оператора. Виртуально проходя эту дистанцию раз за разом. А еще тренер Юлия научила меня пользоваться петлями TRX. Очень рекомендую всем лыжникам. Зверская штука в умелых руках.
С таким багажом завершился январь. Билеты уже были выкуплены. Отель забронирован. Александр Игнатьев подробно меня проинструктировал о нюансах лыжного марафона в Италии и вообще оказал неоценимую поддержку. Организаторы марафона забронировали для меня с женой отель неподалеку от места старта и закрепили стартовый номер во второй тысяче. Директор марафона Анжело Коррадини, даже предлагал мне стартовый номер в первом кармане. Но это уже было слишком. Хотя в ходе самой гонки можно было позавидовать тем, кто стартовал в первой волне.
На новогодние праздники Юра Комлев сделал грандиозный подарок. Привез под заказ классические лыжи Fischer Rennski. Лучшего для лыжника пожелать сложно, пожалуй.
Юра известный в России лыжник и триатлет. А еще у него буквально месяц назад родился третий сын! Вот он наш отец-героин! 🙂
С каким трепетом взял в руки эти лыжи Дима Калачев, когда я привез эту новую пару в Битцу с просьбой подготовить. Диму можно сравнить с мастером скрипичных инструментов. Он заставляет свои «инструменты» — лыжи – по-настоящему «звучать», лететь на лыжне. Наш снежный Страдивари! А снега в Москве опять было мало. И пришлось тестировать новую пару по кругу Битцевского пруда. Так и крутил вечерами с фонарем круг за кругом, пытаясь хоть как-то нагрузиться объёмами.
Вот он и вечер перед вылетом. И тут позвонил Юра Комлев: «Серега! Смотрел прогноз в Кавалезе и Моэне. Там будет большой плюс! А у тебя новые лыжи «холодные». Я тебе сейчас пришлю другую «теплую» пару». И через пару часов таксист привез мне еще одну пару классических лыж. Это была личная боевая пара Юры с парой наклеек известнейших марафонов Worldloppet.
День первый
Родной «Аэрофлот» как всегда не подвел и задержал рейс на целых 4 часа.
Венеция нас встретила уже вечером теплой промозглой погодой и туманом. Пришлось повозиться в аэропорту с арендой машин. Ушлые итальянцы, как и предупреждал Саша Игнатьев, не упустили случая накрутить стоимость. В итоге мне пришлось заново бронировать автомобиль, несмотря на заранее оплаченный и забронированный по международной системе «Рентакарс». Что-то у них там невозможно, и вот надо именно это, а это нельзя и т.д. Пришлось понервничать и потратить время. Хорошо, что головной офис «Рентакарс» пошел на встречу. Попросили написать письмо и прислать все документы. Потом позвонила девушка с номера начинающегося на +44, принесла извинения и пообещали вернуть всю ранее уплаченную стоимость в полном объёме.
А в Венеции пахло весной. Даже не верилось, что через каких-то 180 км царит настоящая зима и есть снежные трассы.
День второй
И вот утром пятницы, 26 января, мы выдвинулись в сторону долины Валь ди Фиемме, покинув наш очень уютный и гостеприимный отель неподалеку от аэропорта имени «Марко Поло».
Наш «Форд» выкатился на широкую автостраду и начал поглощать километры идеального асфальта. Проносясь мимо бесконечных виноградных плантаций, старинных и не очень ферм, маленьких городков и вилл.
В лобовом стекле автомобиля, как на экране телевизора, прорисовались в дымке облака. Постепенно эти облака приобретали все более отчетливые силуэты, и мы увидели горные вершины. Как в фильме «Властелин колец» перед нами поднимались горные кряжи со снежными шапками. Дорога начала уходить вверх. Окрестности приобретали совсем иной вид. На живописных склонах были рассыпаны домики с черепичными крышами. Меж ними изредка возвышались старинные костелы и монастыри. Постепенно дорога сузилась и перешла в ленту проселочной дороги, петляющую вдоль маленьких горных деревень и городков. Иногда мы пересекали старинный каменный мост, с которого открывался захватывающий дух вид на долину и селения внизу. Переезжали горные реки и пронизывали горные кряжи через тоннели, удивлявшие своей протяжённостью. Дальше дорога перешла в настоящий горный серпантин, с поворотами более чем 90 градусов и непрерывным подъёмом вверх. Снег уже лежал повсюду, и слой его был выше крыши автомобиля. Начала чувствоваться высота над уровнем моря. Уши немного закладывало. Моя жена, несмотря на отсутствие опыта горного вождения, постепенно вошла в ритм и изящно и уверенно закладывала машину в повороты. Забегая вперед, скажу, что к исходу нашего путешествия жена приобрела в моих глазах категорию водителя уровня «бог». J)
Городок Кавалезе, где был расположен центр выдачи стартовых пакетов и будущий финиш, встретил нас неожиданной для таких мест суетой. Видно было, что местность живет ожиданием Марчалонги! Толпы праздно шатающихся лыжников, с лыжами и без лыж, исключительно в гоночных костюмах и многие прямо в лыжных ботинках, сновали туда и сюда по булыжным мостовым. Оккупировали все окрестные кафе. Особенно пользовалось популярностью почему-то заведение под странным названием «Pub Ganton». Витрины всех окрестных магазинов были увешаны номерами былых гонок «Марчалонга». Складывалось ощущение, что магазины в этой местности имеют право открывать исключительно участники гонок «Марчалонга». В пиццериях и кафе даже предлагали меню для лыжников с выбором нескольких видов паст. Но ежедневную сиесту в размере не менее двух часов в самый разгар дня никто не отменял. Итальянцы никуда не торопятся. Пришлось потратить несколько часов, чтобы сдать лыжи в сервисный центр магазина «Интерспорт» и вернуться к месту получения стартового пакета. Почему-то сиесты везде в разное время. На круг выходил разброс по 3 часа минимум. Везде по городу из окон отелей и квартир свисали флаги различных государств. Подавляющее большинство их было из Норвегии. И норвежская речь звучала на всех углах и перекрёстках. Встречалась и русская речь и флаги на отелях. Приятно было встретить земляков и обсудить нюансы мероприятия, а также «как оно там было на Казанском марафоне и в Дёмино».
Получение стартового пакета прошло без приключений. Разве что кучки молодых потомков викингов норовили влезть без очереди. Пришлось даже прикрикнуть на «великом и могучем», что резко остудило северный пыл.
После полудня в пятницу попробовал сделать первую вкатку по трассе марафона. Тем более что она была видна совсем рядом. Не верьте итальянским указателям! Даже если в виде указателя стоит большой силуэт бегущего лыжника и стрелка показывает «вам туда». Это «вам туда» спокойно может закончиться заснеженным футбольным полем. А реальная лыжная трасса окажется на другой стороне горной реки и ещё через дорогу. Собственно, так у меня и произошло. Отчаявшись найти вход на лыжню после указателя «вам туда», я обратился за помощью к проходящей мимо пожилой итальянской паре. Супруга была по-итальянски дородна, а мужичок выглядел несколько щупло, но зато отличался здоровенным бланшем под глазом. После моих попыток расспросить, как пройти на лыжную трассу (не в библиотеку!), они посетовали, что это как-то далековато, и носитель альпийского бланша предложил надеть лыжи и пересечь поле, отделявшее меня от лыжни, что называется, на лыжах. Как тут ждать подвоха? Они искренне пытались помочь. Подвох выявился очень быстро. Поле закончилось обрывом в горную речку. Пришлось ехать вдоль кромки и искать более или менее пологий спуск. Порядком напугал пожилого сеньора, прогуливавшегося с собакой на склоне, когда я вывалился из зарослей с лыжами в руках и в хлопьях снега. Другая прогуливавшаяся по идущей внизу дороге сеньора, любезно проводила меня до моста через реку и указала верное направление.
Таким зигзагообразным путем и исключительно при помощи местного населения, мне удалось поставить свои лыжи на трассу будущей гонки и проехать первые 10 километров. Несмотря на вечер, народу тренировалось достаточно для этого времени. Обратный путь пришлось совершить уже более прямым маршрутом, реально предполагая, что «мне туда», и ориентируясь на вершину горы, у подножия которой располагался наш отель в поселке Пьянча.
День третий
Суббота встретила морозным утром и чудесными горными пейзажами из окна номера. Вторую вкатку решено было сделать непосредственно на месте старта гонки в городке Моэна. В районе стартовой поляны кипели приготовления. Мы без каких-либо проблем запарковались на широкой расчищенной парковке прямо у проходящей мимо лыжной трассы. Лыжня была подготовлена просто идеально! Невероятное наслаждение катить по идеально нарезанной лыжне, вдыхать горный воздух и любоваться пейзажами. 20 километров пролетели просто незаметно. Трасса была жесткой и заметно заглянцевавшейся. Закралось даже сомнение: «А не бежать ли завтра на «холодной» паре?» Сомнения, как показал следующий день, были напрасны. Вечером забрал лыжи в центре «Интерспорт». Сделали качественно. Все, как и рассказывали ранее друзья – коллеги лыжники. На скользящей поверхности был новый штайншлифт, и подготовлена мазью короткая колодка. Как раз для возможности идти в основном одновременным бесшажным. При получении лыж встретил двух наших соотечественников в костюмах сборной РФ. Тоже получали лыжи у мастера. Разговорились. Спросил их про Антона Шипулина: «Будет ли он на гонке и точно бежит?» На что получил ответ с улыбкой: «Не волнуйся. Бежит и уже здесь. Мы его в ресторане встретили».
Тот самый день
И вот он день старта. Для меня он наступил в 5.45 утра по местному времени. В Москве к этому моменту уже было 7.45. В горном воздухе удается отлично выспаться. Посему встал достаточно бодро. Затолкав в себя тарелку каши и запив регидроном, выдвинулись к месту старта гонки. В горах еще было темно. Да и мороз был точно никак не меньше 7 градусов со знаком минус. Вчерашнюю парковку в Моэне уже охраняли полицейские, которые без разбора заворачивали всех мимо. Откровенно не понял логики, кого они пропускали. Возможно, микроавтобусы с командами или по какой-то еще градации. Нас попытались завернуть тоже. Лишь увидев табличку со знаком «инвалид», полицейский без всяких вопросов открыл проезд и доброжелательно махнул рукой: «Пожалуйста, паркуйтесь, где хотите».
Основная масса участников прибывала на автобусах, которые курсировали от Кавалезе и других мест постоя лыжной братии. Парковаться на личном автомобиле было действительно проблемно. Полицейские отсылали всех на дальние парковки. Мне рассказывали, что Марчалонга это, прежде всего, праздник. И действительно везде играла музыка, воздух уже был просто наэлектризован ожиданием. Морозец стоял весьма чувствительный. Закрадывались опасения по поводу скольжения «теплых» лыж. Прямо перед парковкой по берегу горной реки проходила трасса гонки. Можно было наблюдать массу участников, откатывающих свои лыжи. Прокатился и я. Лыжи просто несло. Лыжня была идеальная. Попробовал пройтись попеременным, и на удивление колодка держала! С уважением подумал о местных мастерах. Не подвели. Не подвела бы только нога…
На стартовой поляне была уже масса народу. Прибывавшие автобусы выгружали полчища лыжной рати и на стартовой поляне, затянутой сплошным льдом (посыпать песком даже никто не пытался) стоял непрерывный хруст от лыжных ботинок всех мастей. У каждого участника в стартовом пакете был огромный мешок для сдачи вещей в камеру хранения и бирка с номером к нему. Существенное (не в лучшую сторону) отличие от Деминского марафона, заключалось в том, что снимать разминочные костюмы и сдавать вещи в хранение приходилось загодя, до входа в стартовый коридор. Необходимо было подойти и сдать свой мешок непосредственно к автомобилю с соответствующими номерами. А мороз и ветерок в горах давали о себе знать. Итальянцы мешки с вещами, брошенные в стартовом коридоре, не забирали. Дальше прямой путь в стартовый карман или «загон», как его метко окрестили. Это действительно выглядело как загон или нечто похлеще, огороженное металлической сеткой высотой в два человеческих роста. Моя жена быстро сообразила и принесла теплую куртку из машины (благо, парковка была неподалеку), чтобы совсем не околел перед стартом. Народ в «загончике» усиленно разминался и пританцовывал под гремевшую из динамиков музыку. Куртку пришлось перебрасывать через этот железный занавес.
Старт элиты наблюдать не удалось. Но все наши знали, что где-то тут сейчас Евгений Дементьев и Антон Шипулин.
А потом как-то просто открыли двери и народ спокойно ломанулся на дистанцию. Никакого выстрела стартового пистолета или ленточки. Просто выходишь из своего коридора, ставишь лыжи в лыжню и поехал. Отсечка по чипу, прикрепленному к номеру.
Со мной рядом оказался парень в шапочке с российским флагом.
— Привет, земляк!
— Привет!
— Откуда будешь?
— С Ивановской области я.
— А я из-под Воронежа. Как зовут?
— Коля.
— А меня Серега. Ну Коля, погнали. Не посрамим Отчизну. Удачи тебе!
Так обыденно и неожиданно началась для меня эта гонка. И сразу на первом же подъёме со стартовой поляны пришлось попасть в пробку. Даже во второй тысяче вы получаете шанс огрести все прелести массового старта. Склон был весь испахан в труху, и лыжи тонули по щиколотку. Все стояли друг за другом и тихо плелись вверх, стараясь не наступить на палки соседа.
Я не стану подробно излагать все перипетии гонки. Полагаю, что всем дочитавшим до этого места, гораздо более интересны подробности организации, трансфера и всяких нюансов международных соревнований. Особенно для тех, кто еще не бывал и собирается побывать. За время поездки пришлось столкнуться со многими нестыковками, несуразностями и приятными неожиданностями. Если кому нужна консультация, то всегда готов рассказать в подробностях и нюансах поездки на гонку в Италию. Пишите и звоните!
Сказать, что я пробежал гонку, будет преувеличением. Задача была проехать и не сойти с дистанции. В итоге получилось, что я её почти дополз.
Долго решал, в каких ботинках бежать: в коньковых или классических? В новых коньковых Rossignol сустав держался жестко, как в медицинском ортезе. С учетом того, что голенью я не управлял в принципе. Потом попробовал рискнуть и остановился на классических ботинках OW. К счастливому совпадению у меня оказалось две пары классических ботинок OW Premio 10. Одна пара 43 размера, а вторая – 43,5. Правая нога была похожа на надутый баклажан и точно не влезала в размер 43. Так и обулся: левая нога в 43-м размера, а правая в 43,5. Со стороны не очень-то и заметно.
Была надежда, что удастся проехать дистанцию одновременным бесшажным по хорошей лыжне. Собственно, в лыжне ехал одновременным вполне комфортно. А вот на спусках начались серьезные проблемы. Народ усиленно плужил, и трассу раскатали до льда. Организаторы пытались как-то помогать и подбрасывать лопатами снег на трассу. Помогало это мало. В результате после третьего или четвертого падения я сбился со счета. Один раз пришлось жестко улететь прямо в бортик где-то в районе первой трети гонки. Сильно приложился правым боком, так что в глазах потемнело. Лежу и опасаюсь шевелиться. Мимо пролетал лыжник с криком: «А ю окей?»
«Я совсем не окей», — подумал я. Кое-как поднялся. Инвентарь цел. Про ногу думать не хотелось. Вроде не сломал и не порвался. Да даже если бы и что из того, все равно не почувствовал бы. Взяв лыжи с палками, начал, прихрамывая, спускаться вниз. Меня увидел один из маршалов и отправил ко мне медиков. Подбежал молодой врач:
— Мистер, вы в порядке?
— Да.
— Вам нужна медицинская помощь?
— Нет.
— Вы уверены в этом?
— Да. Уверен. Я русский.
Так и пришлось еще не один раз подниматься, отряхиваться, вновь надевать лыжи и ехать. Проблемно было и на подъемах. Они представляли из себя глубокую снежную кашу. А с учетом того, что меня уже обгоняли номера из четвертой тысячи, рассчитывать на сохранность трассы не приходилось.
Потомки викингов вели себя на дистанции крайне вызывающе. Такое ощущение, что все бежали на медаль. Хотя и еле ползли. Но считали своим долгом подрезать или наступить на лыжи. К исходу гонки я в полный голос крыл их исключительно не на литературном великорусском и даже уронил одного плашмя.
В каждой гонке бывают моменты, выбивающиеся из монотонной марафонской работы. Так же и тут. На одном из подъёмов меня обошел пожилой норвежец с одной рукой. Вот это сила духа! Можно еще понять подобное в гонке коньковым стилем. Но что бы классикой и в такой тяжелый подъём с одной рукой!
В другой раз меня обкатила бодрая старушка с двумя седыми косичками. Правда, потом мне чаще удавалось наверстать упущенное, переходя на одновременный. С попеременным ходом и со спусками была серьезная проблема.
Иногда поднимал голову и окидывал взглядом окрестности. Пейзажи потрясали своей красотой. Выглянуло солнце. Снежные шапки гор сияли белизной. Трасса марафона часто проходила по берегу живописнейших горных рек и по улочкам альпийских городков. Жители массами стояли вдоль нее и активно подбадривали криками и звоном колокольчиков. Один итальянец поставил на столик большой термос и раздавал теплый и вкуснейший морс. Стаканчик достался и мне.
И вот он самый последний финишный подъём длиной в 2,5 километра. Решил не отказываться от услуг сервиса на трассе, и мне быстро намазали под колодку эмульсию. Ну а дальше… Дальше пришлось ползти в этот горный серпантин. Сил уже не было. На ногу решил уже не обращать внимания. И ведь кто-то закатывается в эти градиенты одновременным бесшажным!
Когда въехал на улочку Кавалезе, то начал запевать гимн Советского Союза. Не знаю, понял ли кто-то меня из зрителей. Вокруг стоял невообразимый шум. Все приветствовали лыжников. Такое ощущение, что мы бежали в группе элиты. Когда увидел впереди финишный створ, то затянул «Спокойно товарищи, все по местам. Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Пощады никто не желает». Вышел в параллельную лыжню, обгоняя одного из лыжников. И даже не услышал, как кричала мне во все свои легкие жена, глядя на меня из-за бортика.
Все! Финиш. Подбегает фотограф и делает снимки. До сих пор не верю, что позади 70 км по горам Доломитовых Альп. Снимаю лыжи. Немного швыряет в сторону. Мне опять предлагают медицинскую помощь. Отказываюсь и медленно бреду как в тумане куда-то. Ищу выход. Мне вешают на грудь медаль, сдергивают с номера чип (итальянцы и тут экономят) и снова фотографируют. Кое-как добираюсь до места получения вещей и пытаюсь выбраться из-за ограждения. Держу курс на домик с российским флагом на площади у финиша. Там меня и обнаруживает моя жена и почти тащит на ближайшую лавочку. Рядом лежит огромный черный ньюфаундленд. Он лишь приподнял голову и вроде как позволил присесть рядом с ним.
Что я чувствовал в том момент? Точно не чувствовал, как жена буквально выковыривала ногу из ботинка и пыталась меня переодеть. Уже начинало колотить. Но так часто после марафонов. Чувствовал удовлетворение? Скорее счастье. Что все это сумел выдержать и доехал, дополз до конца, цепляясь локтями и почти зубами за этот альпийский снег. Больше ни о чем думать не хотелось.
Просто сидел и улыбался. А вокруг играла музыка, сновали люди, безмятежно спал огромный ньюфаундленд и так хотелось пить. Каким наслаждением был бокал прохладного пива. Какой-то человек начал делать фото, как жена пытается меня переодеть и переобуть. Может, и найду где-то это фото на просторах интернета.
Пора завершать свой рассказ. Моя признательность всем дочитавшим до конца.
Как искренне радовались друзья и близкие, когда я им позвонил и сказал просто: «Я это сделал».
Саша Игнатьев попросил непременно написать этот отчет, превратившийся в обширный рассказ. А Игорь Пензюх почти потребовал это сделать, для других. Для тех, кому тяжело, не верится и еще предстоит.
Вот, пожалуй, и все. Пару недель запрета катания на лыжах и направление на рентген. Ничего. Переживем и это.
Так постепенно доживем и до марафона «Фоссават» в Исландии.
Всегда Ваш, Свиридов Сергей.
P.S. И в завершении несколько фото из Венеции.
P.P.S. Спустя три недели. Врачи констатировали вывих и несколько переломов ступни. Теперь предстоит две сложных операции и три месяца гипса. В этом году на Демино и Фоссават точно не попадаю L(. Значит, начнем все заново. J)