Сергея Сергеевича Соковикова в Москве многие знают как организатора лыжных и лыжероллерных соревнований. Но Сергей Сергеевич – ещё и детский тренер с более чем 35-летним стажем. Предлагаем вашему вниманию его статью, посвящённую, по сути, умиранию, уничтожению профессии детского тренера. Надеемся, этот голос окажется услышанным.
Всё меньше и меньше молодых тренеров можно увидеть в спортивных школах Департамента спорта г. Москвы. В разговорах между собой мы часто это обсуждаем, и все понимают, почему сложилась такая ситуация.
По телевидению постоянно говорится о здоровье нации, о вводе новых спортивных объектов, о необходимости повышения зарплаты педагогам и медработникам, а вот о плачевном состоянии тренерского состава в ДЮСШ и СДЮШОР почему-то всегда умалчивают. А ведь тренерская работа в детских спортивных школах напрямую связана с воспитательной, образовательной, оздоровительной деятельностью.
И я хочу обозначить несколько проблем, из-за которых молодые специалисты, закончившие спортивные ВУЗы, в большинстве своём не идут работать в государственные спортивные школы, а идут преподавателями физкультуры в общеобразовательные школы или в коммерческие организации. Их, конечно, больше.
Приведу данные по зарплате и работе отделения «Лыжные гонки» в Москве.
Первая и основная пробела: финансовые трудности.
1. У начинающего тренера в Москве с 1 января 2021 года оклад 19.700 рублей за 18 астрономических часов в неделю (2,2% ставки за одного человека). Для получения этой суммы он должен убедить не менее 45 детей и их родителей (3 группы по 15 человек) в необходимости занятий физической культурой, проводя рекламу своей работы вне учебных заведений, так как тренеров не пускают в учреждения Департамента образования.
Для улучшения и разнообразия работы с детьми тренер должен разработать свой план тренировочного процесса, опираясь на опыт ведущих специалистов и передовые разработки, проводить поиск новых мест проведения тренировок, просмотр и подготовку мест проведения занятий (провести прокос и подготовку лыжной трассы, убрать помехи с трассы), проверить и подготовить инвентарь (проверить техническое состояние лыжероллеров, подобрать смазку для лыж, отремонтировать сломанный инвентарь).
2. Должностной оклад у учителя в Москве 55.000 рублей за 18 академических часов в неделю проведения уроков.
На урок дети приходят в обязательном порядке. Помимо основной преподавательской работы учитель имеет возможность работать в школе по совмещению и совместительству.
3. У тренера отпуск 28 дней, у учителя – 60.
Вторая проблема: организационная
1. При официальном командировании тренера на тренировочное мероприятие оплачивается питание, проживание и иногда проезд. Но никто не учитывает, что тренер на сборах работает 24 часа в сутки, проводя тренировочную, воспитательную и образовательную работу, отвечая за жизнь и здоровье. И при этом он только один, если детей не более 12 человек, а если больше, то тренер должен уговорить одного из родителя стать волонтером на мероприятии.
2. От тренера требуют результатов спортсмена, а какие результаты может показать этот спортсмен с возможным одним официальным сбором 14 дней в год и юниорским (то есть не верхними моделями) инвентарём за счет спортивной школы? Все остальные затраты ложатся на плечи родителей, а это как минимум дополнительно один сбор для групп начальной подготовки и два сбора в год в тренировочной группе, покупка инвентаря, экипировка (за шесть лет ведения ребенка от начинающего до 1 взрослого разряда по лыжным гонкам родители тратят до 500 000 рублей).
3. План работы в тренировочной группе 3 года обучения предусматривает 18 астрономических часов в неделю. Если разделить на шесть тренировочных дней, то получается, что ежедневно спортсмен в возрасте 15–16 лет должен тренироваться по 3 часа. Так тренируются только на сборах (зарядка плюс две тренировки в день), а тренеру приходится эти часы расписывать в журнале на весь год. При условии, что дети в 8-9 классе учатся до 16-17 часов, тренировки у них должны начинаться в 18.00, а заканчиваться в 21.00, а ведь детям надо еще и делать уроки.
В группе не должно быть больше 10 человек. И если тренер смог довести более 10 человек до старшего возраста, то ему нужно вести уже две такие групп. А когда?
Вот и получается, что на бумаге одно, а в жизни другое, и в большинстве дети в старших классах перестают заниматься серьезно спортом из-за невозможности совмещения учёбы и спорта.
Третья проблема: межведомственная несогласованность
1. В спортшколах есть тренеры, но маленькие оклады и недостаточное количество спортивных объектов и инвентаря для проведения занятий, а также проблема с набором детей.
2. В общеобразовательных школах есть дети, помещения, финансы, материальная база, но есть недостаток в профессиональных специалистах в области спорта и нет специальной техники, что привело к тому, что лыжные гонки исключены в Москве из программы Спартакиады школьников, а спортивные базы превращены в склады.
3. В Москве зарегистрировано несколько сот километров лыжных трасс, но большинство их находится в ведомстве организаций, не подведомственных Департаменту спорта, в которых нет ни специальной техники для подготовки лыжни, ни специалистов, способных подготовить достойную лыжню. В результате лыжня превращается в лыжную тропу.
4. У центров физической культуры есть техника и специалисты, но они не готовы содержать лыжные трассы, не находящиеся на балансе Департамента спорта. В результате из сотен километров лыжных трасс мы имеем меньше сотни. Департамент спорта отчитывается за все. А тренера утаптывают лыжные трассы старым дедовским способом.
В итоге через шесть лет решения проблем и воспитания юных спортсменов, если тренер сможет сохранить 20 здоровых детей, то будет получать зарплату в Московской государственной спортивной школе 44 400 рублей.
В то время, когда в коммерческих клубах и в общеобразовательных школах тренеры (учителя) будут получать в разы больше.
Предложение по решению проблемы
1. Приравнять профессию тренера к педагогической. Возвратить должность тренер-преподаватель.
2. Уравнять зарплату тренера с педагогической.
3. При командировании тренера учитывать его переработку и в дальнейшем компенсировать.
4. Тесное сотрудничество ДЮСШ, СШОР и клубов с общеобразовательными школами исходя из взаимной заинтересованности на уровне департаментов.
5. Возобновить работу в общеобразовательных школах тиров и спортивных баз, открыть секции «лыжные гонки», «стрельба», «биатлон».
6. Открывать в школах классы со специализацией физическая культура и спорт, а также со специализацией по видам спорта с привлечением тренерского состава спортивных школ для организации дополнительного образования.
7. Возвратить в Спартакиаду школьников города Москвы вид спорта «лыжные гонки».
8. При правительстве Москвы создать вневедомственную структуру для организации строительства, содержания и эксплуатации спортивных объектов ( лыжные трассы, беговые дорожки, игровые площадки, силовые городки) независимо от ведомственной принадлежности территории.
9. Пересмотреть методические рекомендации по организации тренировочных процессов в соответствии с физиологическими особенностями детского организма и реального совмещения учебного и тренировочного процессов.
10. Особое внимание обратить на организацию тренировочного процесса в каникулярный период (не компенсировать родителям их затраты на отдых детей, а финансировать организованные сборы по видам спорта).