В московском регионе еще с советских времен сохранилось несколько групп, которые совместно проводят лыжные походы выходного дня. Из них две выделяются более протяженными маршрутами и более высоким темпом движения: это группа Дмитриева и группа Сафронова. Давно нет в живых Владимира Николаевича Дмитриева и Александра Ивановича Сафронова, первых руководителей этих групп, но названия эти так и закрепились.
Стиль группы Дмитриева — протяженные маршруты в достаточно удаленных местах Подмосковья и большое их разнообразие (рассказ об истории группы Дмитриева). Стиль группы Сафронова — более-менее спортивное прохождение стандартных маршрутов, связки из популярных маршрутов (рассказ об истории группы Сафронова).
Лично я очень люблю забираться в удаленные места, поэтому сам по возможности иногда выхожу с группой Дмитриева. При этом я понимаю, что даже самые популярные маршруты сейчас не настолько популярны, как в советское время, и нуждаются в поддержке. В этом плане подход группы Сафронова мне очень близок. К тому же, в нашей волонтерской деятельности по поддержанию лыжных маршрутов мы все сотрудничаем, и активные представители всех московских групп хорошо друг с другом знакомы.
Изюминка сезона в группах Дмитриева и Сафронова — стокилометровые пробеги. Обычные выходы групп могут включать в себя участки тропежки по глубокому снегу.
Маршруты стокилометровых пробегов стараются готовить заранее. Но все-таки это не совсем лыжная гонка в понимании спортсмена-лыжника. Маршрут включает в себя участки мягкой лыжни, где палки проваливаются в сугроб, снегоходные следы, есть пересечения с дорогами. Обязательно нужно знать маршрут или хорошо ориентироваться в процессе пробега.
Маршруты пробегов периодически изменяются. К сожалению, в Подмосковье некоторые маршруты закрываются из-за строительства жилья и дорог, приходится разрабатывать новые варианты. Последние 3 года, после того как мы проложили новый вариант маршрута Березки — ГАБО — Некрасовская, финишный участок сотни группы Дмитриева проходит через ГАБО, там мы помогаем организовывать пункт питания.
В январе я случайно встретил в лесу на лыжне Дениса Шуплецова, одного из руководителей группы Сафронова.
Он рассказал о реорганизации группы и что сотню хотят провести по маршруту Березки — Некрасовская — Радонеж. Я обещал помочь с организацией пункта питания в ГАБО. Вообще, реформы в группе назревали. Михаил Афанасенков, многолетний руководитель группы, мой старый товарищ по турклубу МГУ, очень много сделал не только для группы, но и для развития лыжного спорта вообще.
Можно вспомнить, например, Карельскую лыжную неделю. Но энтузиазм все-таки не бесконечен и последнее время Миша больше увлекался беговыми проектами, что сказывалось на группе. Маршруты стали часто повторяться, количество участников сократилось.
Итак, через нашу трассу проходят две сотни, 18 февраля группа Дмитриева и 24 февраля группа Сафронова. Группу Дмитриева подкармливаем вместе с Сашей Репетуха, Машей Поселовой от СОК ГАБО и Антон Сорокин от группы.
Мария Поселова, Антон Сорокин, Сергей Алтунджи готовы встречать группу Дмитриева. Саша Репетуха, к сожалению, в кадр не попал.
Условия тяжелые, но участники справляются, чувствуется атмосфера праздника. Очень рад видеть старых друзей в хорошей форме, но ловлю себя на мысли, что последнее время я все время на лыжных соревнованиях немного в стороне. Люди бегут с номерами, глаза горят, а я то на снегоходе, то на пункте питания, то на судействе. Но я же тоже умею на лыжах! И не такой уж старый…
Появляется желание пробежать с Сафроновцами, хотя готовность, конечно, далека от идеальной. Но сначала надо понять, кто будет на пункте питания. Маша, как всегда, готова, если что, мы с ней справимся, но если я решу бежать, надо найти себе замену. Антон собирается уезжать, Саша, возможно, будет готовить трассу ГАБО. Видимо, не судьба…
Может и правильно, но желание все-таки имеется. На всякий случай звоню Алене Александровой
— Сможешь в субботу помочь на пункте питания?
— Ну, если очень надо…
— Понимаешь, я в раздумьях, может пробежать, но пока нет замены на пункте питания…
— Так бы и сказал. Тогда я точно приеду, ну а ты чтобы проехал до конца!
— Да я еще не совсем решил…
— Нет уж, давай, беги!
Звоню Денису, заявляюсь. Друзья отговаривают, возразить особо нечего. Форма не идеальная, длительных пробежек зимой почти не делал. Есть проблемы со здоровьем и перенапряжение может привести к нежелательным последствиям. К тому же в этот период моя помощь нужна близким людям… В день гонки ничего не планируется, но я не уверен, что могу себе позволить потратить кучу сил на лыжную пробежку. В общем, настроение похоже на то, как кому-то иногда хочется сильно напиться — человек понимает, что и для здоровья не полезно, и дела другие есть, но вот надо ему так разрядиться.
Решаю бежать дистанцию.
Обещаю, без фанатизма, если что — сходить с дистанции.
Как только решение принято, количество волонтеров на пункте питания начинает увеличиваться. Трасса будет готовится вечером в пятницу, в субботу утром Саша свободен. Звонит Антон Сорокин, говорит, что поездка отменилась, и, если надо, он может приехать. Отвечаю, что мы вообще справимся, но вот именно тебя все будут очень рады видеть. Говорит, что приедет, с женой. Отлично!
Еще приехали Гриша Орлов и Владислав Злобин, и наш председатель Геннадий Фищенко сам вышел встречать туристов.
В четверг вечером возвращаюсь из поездки по семейным делам, пятница на подготовку. Встал поздно, еду закупать продукты для пункта питания, стараюсь ничего не забыть. Как выяснилось чуть позже, забыл одноразовую посуду. Спасибо Антону, выручил, докупил. Еду в ГАБО, поздравляю нашего дорогого председателя с праздником 23 февраля. Геннадий Васильевич- полковник в отставке и праздник имеет к нему самое прямое отношение. Выгружаю продукты, обсуждаем состояние снега. Похоже, перед пробегом надо обновить нарезку до станции Некрасовская и в сторону Березок до экодука через ЦКАД.
Финансовое положение нашего клуба в этом сезоне совсем не радостное. Основную часть расходов несет сам Геннадий и его семья, бОльшая часть выручки с парковки идет собственнику земли и на поддержание инфраструктуры самой парковки, а отчисления на трассу несопоставимы с расходами на ее подготовку. Запчасти на ратрак и снегоходы резко подорожали, в начале зимы пришлось делать капитальный ремонт ратрака за несколько миллионов рублей. Люди нас сильно поддерживают, перечисляют пожертвования, безвозмездно трудятся на трассе, но концы с концами все равно не сходятся. Ресурсов на подготовку туристических лыжней уже не осталось. Однако, два стокилометровых пробега, которые пройдут через нашу трассу, так вдохновили Геннадия, что он дал разрешение с начала февраля все-таки делать нарезку на туристических лыжнях.
Сажусь на снегоход, еду. Сначала до экодука. Маша составила компанию, делает фотографии. 6 километров туда, выравниваю поверхность, потом переворачиваю наше фирменное приспособление, «габоша лайт», резаком вниз и на обратном пути делаю нарезку.
До Некрасовской еду уже один, 15 км в один конец. Возвращаюсь около 2-х ночи, теперь можно подумать про свой пробег.
Смотрю прогноз погоды, мучаюсь сомнениями по поводу выбора лыж. Изначально собирался бежать на лыжах Зеро, с ворсом, но по прогнозу утром -1 и снег, опасаюсь «подлипа». Беру свои старые классические лыжи, как-то подготавливаю, под колодку кладу твердую мазь, с жидкой я почему-то никогда нормально «попасть» не могу. Перекусываю, разворачиваю спальник, часа 3 на сон…
Хорошо бы взять с собой подсумок с питьем и каким-то перекусом, но я утром про это не подумал и оставил всё дома. Пойду налегке, с расчетом на пункты питания. С собой телефон, кошелёк, зажигалка. В случае какого-нибудь форс-мажора буду искать решение. Как говорится: «Даже если вас съели, у вас есть как минимум два выхода».
Утром готов был ехать на своей машине и оставлять ее на пару дней, но Геннадий довозит меня до платформы «Радищево», за что ему еще раз большое спасибо! Сажусь в электричку, сразу попадаю в атмосферу радостного оживления.
Сообщаю другим участникам, что на части маршрута сделана нарезка, одеваю номер.
Для маршрутов по Подмосковью электрички очень удобный транспорт. У большинства участников есть машины, но для линейных маршрутов электрички подходят гораздо лучше. Кроме того, это место для общения. Некоторые проблемы создает зона застройки вдоль железных дорог, которая с каждым годом все увеличивается, и поэтому начало и конец маршрутов, как правило, не самые живописные.
Стартуем. Старт из Березок очень удобен. Пара сотен метров по заснеженным улицам, и по лыжне в лес. Радует, что лыжня в лесу не одна, значит здесь катаются не только туристы, но и местные жители. Правда, немного огорчает, что разок ошибся с выбором лыжни, но ничего, потеря времени совсем небольшая. Гораздо сильнее огорчает, что с выбором лыж я ошибся. Никакого снегопада нет, на улице «плюс», скольжение у меня хорошее, но «держания» нет совсем. Там, где можно хорошо толкаться палками, еду нормально, на подъемах, где палки проваливаются, практически останавливаюсь.
Маршрут хороший, Ленинградское шоссе переходим по переходу со светофором, новую Ленинградку проезжаем под мостиком. В районе Кочергино идем просеками средней ширины, при этом снегоходы тут почему-то не ездят. Идеальное место, чтобы сделать здесь нарезку лыжни, но все опять упирается в средства. Вот развилка, на прошлой неделе участники пробега группы Дмитриева здесь уходили на север, чтобы пройти свою фирменную петлю вдоль западного берега реки Лутосни, с заходом в усадьбу Блока Шахматово. Вернулись они в эту же точку, пройдя 70 километров.
Проехали всего около 20 километров, а усталость уже чувствуется, слишком много сил трачу на подъемах, без «держания» на таком маршруте тяжело. Пока мы почти повторяем старый маршрут Березки — Морозки, который прекратил свое существование из-за строительства ЦКАД и расширения нескольких коттеджных посёлков. Но вот начинается новый маршрут на Некрасовскую. Этот участок прокладывал Алексей Ворошин 3 года назад, здесь до сих попадаются знакомые алые ленточки, привязанные им для маркировки.
Сколько же этот человек сделал для лыжников-туристов!
После выхода на пенсию он каждую осень занимался тем, что чистил от кустов и валежника просеки и лесные дороги, по которым зимой идет лыжня. Сейчас у него после травмы обе руки сильно потеряли подвижность, работать, как раньше, не получается, но он все равно участвует в лыжной жизни. Именно на его средства я закупал продукты для пункта питания!
Аккуратно переходим бетонку, здесь недавно был пешеходный переход, но его убрали. Кусок от бетонки до ЦКАД кажется совсем коротким и логичным, но именно к этому варианту при разработке маршрута мы пришли не сразу. Пересекаем ЦКАД по экодуку, дальше знаком каждый кустик, этой ночью я тут ездил на снегоходе, делал нарезку. Теперь еду на лыжах, насколько же это приятнее! По нарезке темп сразу возрастает, обгоняю нескольких человек, которых пропустил ранее, на мягкой лыжне без опоры для палок.
Прихожу на наш пункт питания. Народу много, и волонтеров и участников. Мне наливают чай, спрашиваю изотоник. Его привезли, но, почему-то не предлагают участникам. Недоработка. Надо было вечером сказать Маше.
Лыжи зеро заботливо привезли мне на пункт питания, переодеваюсь. Немного стыдно перед другими участниками, ведь у них нет возможности исправить ошибку в выборе лыж. Надеюсь, меня простят, все-таки борьба за места в протоколе здесь не самое главное.
Продолжаю пробег, идет участок родной ГАБОвской лыжни. Почти сразу после пункта питания начинается просека Ворошина, именно с нее началось наше знакомство с Алексеем. В это сейчас трудно поверить, но 10 лет назад лыжни от ГАБО до Некрасовской не было, она исчезла из-за очередной застройки. Алексей нашел эту дорожку по заросшей вырубке, прочистил ее и вдохновил нас делать нарезку лыжни до Некрасовской. Идея получила развитие и привела к тому, что в ГАБО появился круг «Турист» и трасса в ГАБО стала, пожалуй, самой протяженной в регионе.
На этом участке «держание» не очень нужно, но оно явно хорошее, скольжение тоже неплохое. Эх, почему бы мне сразу не взять эти лыжи?
Просека на Некрасовскую. Здесь я тоже ночью проезжал с резаком. Радует большое количество самых разных лыжников, по возможности надо будет сделать 2 параллельных лыжни. Номер помогает, мне уступают лыжню, вежливо благодарю.
После Некрасовской выходим на новый маршрут, который несколько лет назад фактически в одиночку проложил Гриша Орлов.
Поначалу его идея воспринималась скептически. Сейчас бы хоть частично сохранить старые маршруты, сделать обходы застроенных участков, а тут абсолютно новый маршрут, которого и в советское время не было, да еще так близко к Москве. Но у Гриши все получилось! В результате появилась возможность сделать стокилометровый пробег одной линией, чего ранее никогда не было. Как сказал Алексей Ворошин: «Сотня одной линией даже на карте — десятикилометровке, выглядит внушительно».
Конечно, тут еще надо будет поработать на осенних субботниках, однако, маршрут очень живописный и разнообразный. Мне приходится быть внимательным, в прошлом году проходил здесь пару раз, наизусть дорогу не помню. Тогда, помню, ориентироваться было легко, но сейчас, с недосыпа и при усталости, боюсь совершить ошибку. По давней традиции взаимопомощи вчера здесь прошла группа Дмитриева, протропили лыжню. Сильно помогают знакомые стрелочки с буквой «Д» на снегу. Встречаю неспешно гуляющих лыжников, здороваемся. По моим наблюдениям, как только в каком-то районе появляется лыжня, пусть самотоптанная, жители окрестных поселков достают свои лыжи, возможно пролежавшие на чердаке не один год, и начинают потихоньку кататься.
Вот и второй пункт питания, 60 км пройдено. Участники пробега уже растянулись, такого скопления народа, как на нашем пункте в ГАБО, здесь нет. Обстановка очень теплая, семейная, встречают как родного.
Морс просто божественный! Выпиваю несколько стаканов. Похоже, расчет на пункты питания оправдается, до следующего пункта всего 22 километра, не 30. Оказывается, я не так плохо иду, прошло меньше 10 человек.
Как ни странно, усталость остается на том же уровне, как перед ГАБО. Иду без надрыва, немного общаюсь с другими участниками, Катей и Андреем. Ближе к следующему пункту питания ухожу немного вперед. После пересечения ЦКАД и бетонки попадается чья-то нарезка. Местами по Подмосковью люди на своей технике делают для себя и друзей небольшие лыжни. Собственно, именно так и начиналась ГАБОвская лыжня. Как бы было хорошо объединить этих энтузиастов и сделать сеть лыжней! Получилось бы лучше, чем в Финляндии!
Третий пункт, Беклемишево. Примерно за километр развешены указатели, местами натянута лента. На самом пункте питания большой костер, столы, тенты. Видно, что люди не жалели ни сил, ни времени. А ведь поначалу были опасения, что волонтеров не хватит на все пункты питания.
Перекусываем, втроем выходим на последний этап, но как-то незаметно я ухожу вперед.
На последнем участке твердая лыжня с нарезкой. Вообще лес к западу от Ярославской железной дороги в районе станций Калистово, Радонеж, Абрамцево, это настоящий рай для лыжников! Лыжни тут повсюду, есть указатели, таблички. Нужно отметить двух энтузиастов, Артема Лобусева и Александра Разгона, которые много лет на своей технике нарезают здесь десятки километров лыжни. Идея Михаила Афанасенкова проводить сотни здесь, большими кругами по 30 или 50 километров, по хорошей лыжне, кажется весьма здравой. Но все-таки линейный маршрут привлекает больше, чем круговой, а круговой в один круг — больше, чем круговой в несколько кругов.
Я с этим столкнулся, когда помогал Андрею Огневу проводить гонки в районе Дмитрова. Дмитров — ГАБО, первый опыт, нарезку сделали, но лыжня мягкая, маршрут не совсем для гонки, но пришло больше 100 человек. Потом маршрут в 1 круг, ошибок в организации меньше, лыжня лучше, но участников меньше. В 2 круга — трасса и организация еще лучше, участников еще меньше. После этого я уже перестал участвовать в организации, Андрей сам сделал еще несколько шагов по этому пути. Иногда хочется повторить гонку Дмитров — ГАБО, маршрут из-за ЦКАД был бы немного другой, но он есть. Непонятно только, как свести доходы и расходы, за счет стартовых взносов такое мероприятие точно не окупится.
С такими мыслями потихоньку приближаюсь к финишу. Смеркается. Фонарь я не взял, но нарезанная лыжня прекрасно чувствуется ногами, темп не падает. Перед финишным костром свечи в сугробах, гирлянды, просто праздник!
Восхищаюсь волонтерами, которые все это подготовили. Приезжаю, пятый, совсем неплохо. До лидеров, конечно, пропасть, но я и не надеялся с ними тягаться. Ребята уже отдохнули, выглядят свежими и бодрыми.
При здоровом образе жизни и регулярных тренировках такой пробег никаких рисков для здоровья не несет. У меня усталость чувствуется, но без надрыва. Настроение спокойное, такое впечатление, что какое-то напряжение, бывшее со мной последние дни, наконец, отпустило.
На костре знакомлюсь с Александром Разгоном, который приехал посоветоваться, когда ему лучше ехать обновлять нарезку, чтобы не помешать участникам пробега. Обмениваемся телефонами, общаемся. Надо сказать, что перспективы этого района для лыжного спорта и туризма не исчерпаны даже на треть. Здесь же недалеко находится лыжная трасса Нововоронино, до нее можно доехать не снимая лыж. Тут же проходит «Дорога в Лавру», по одному из ее кусков Александр нарезает лыжню. Если приложить усилия и найти средства, тут можно сделать зону катания на беговых лыжах лучше, чем в Финляндии!