22.11.2024

Реплика на Skisport.Ru: Александр Соловов. Спорт в России как статусный заказ власти

Реплика на Skisport.Ru: Александр Соловов. Спорт в России как статусный заказ власти

В дни сочинской Олимпиады довелось почитать присланную приятелем статью о путях развития науки в России. Основная концепция очень хорошо коррелирует с развитием спорта в нашей стране в последние годы и его перспективах. Попытался, основываясь на этой концепции, проследить «логику» вектора власти в развитии российского спорта. Хотя, хочу оговориться, ничего нового и «неожиданного» здесь нет, многое, хотя и фрагментарно, уже давно обсуждается общественностью, в том числе и на сайте skisport.ru.
Что такое статусный заказ?

Статусный заказ — это готовность власти платить за укрепление своего статуса, стремление финансировать спорт (культуру, науку, монументальное строительство и проч.) «во славу государства, региона». Причиной финансирования является вовсе не интерес к спорту, а потребность власть имущих в демонстрации и укреплении своего статуса, как перед своим окружением, так и в собственных глазах. При этом демонстрация статуса теряет всяческий смысл, если ее не оценили соседи. Величие государства требует соответствующих атрибутов, наглядно это величие демонстрирующих, а спорт в современном мире является одним из обязательных атрибутов развитого государства.

Статусный заказ на спорт

Понимание статусной природы современного российского заказа на спорт выстраивает все действия чиновников в стройную, логичную, непротиворечивую картину. Зачем нужна система детско-юношеского, любительского массового взрослого спорта, участники которого в большинстве своем не занимают высоких мест в престижных соревнованиях? Зачем платить высокую зарплату российским тренерам, работающим с детьми, если для поддержания статуса достаточно пригласить зарубежных тренеров и спортсменов, которые гарантированно дадут нужные для статуса медали и очки. В погоне за статусом «гробят» молодые спортивные таланты в юношеском и юниорском возрасте.

Власть, озабоченную статусом, не интересуют социальные аспекты спорта (повышение качества жизни людей, его оздоровительный эффект и т.п.). Не стоит ждать, что финансирование спорта будет хоть как-то связано с традициями и логикой его развития в стране, регионе. Главное – медальный, очковый зачет. К тому же статусный заказ по природе своей субъективен и полностью зависим от личных пристрастий первых лиц.

Стоит заранее смириться и с униженным статусом российского тренера, а нередко и спортсмена по сравнению с иностранцами. Проблема даже не в профессиональном и спортивном уровне, а в исконном преклонении федеральных и местечковых феодалов перед зарубежными светилами. Заграничные клоуны всегда занятнее.

Некоторые примеры

Примеров статусного финансирования спорта множество: крупные соревнования типа олимпиад, универсиад и прочих «мундиалей» на федеральном уровне, профессиональные команды по игровым видам на местечковом уровне и т.п. Многие, если не большинство спортивных мероприятий, проводимые при поддержке властей, позиционируются самими чиновниками и проводятся как статусные. Характерные примеры: «Лыжня России», «Кросс Наций».

Альтернативы статусному заказу

Альтернативой статусному заказу являются социальные проекты по развитию массового спорта. Характерным примером является Финляндия. Не заморачиваясь статусом медалеемких видов спорта, там развивают традиционные для своего региона виды массового спорта. При этом власть (государственная и местечковая) озабочена прежде всего созданием условий для развития массового спорта. Трассы для лыжников, велосипедистов, ходоков, бегунов. Разновозрастные детские трамплины. Развитая система соревнований в циклических видах спорта. В каждой деревушке лыжероллерные трассы, тропы здоровья с простейшими силовыми снарядами и т.д и т.п. Германия побогаче, поэтому может себе позволить финансировать серьезный статусный заказ на спорт, но не в ущерб созданию условий для массового спорта.

Спорт как деятельность заинтересованных людей может существовать и без государственного финансирования, в том числе в форме социальных структур, например спортивных клубов, работающих за свой счет. Так развивается массовый спорт в США, Канаде, других развитых странах. Конечно, здесь тоже есть статусный заказ со стороны государства, когда дело касается крупных международных соревнований. Но тенденция там иная. Государство все больше уделяет внимание развитию массового спорта. Гражданское общество там, понимаешь! А теперь уже на стыке демократии и технологий говорят о Smart (Self Monitoring Analysis and Reporting Technology) обществе, в условиях которого у граждан появляется реальная возможность участвовать в формировании и осуществлении планов по развитию своих городов и регионов, влиять на государственные решения.

Еще одной альтернативой является военный заказ на спорт. Вспомним, например, древнюю Спарту, где воспитание молодежи через спорт как воинов поддерживалось государством. В СССР тоже существовал военный заказ на массовую физическую культуру и спорт, который финансировался государством, в частности система ДОСААФ, различные БГТО, ГТО. Все это было не очень «громко», но массово. В частности была система массовых соревнований по сдаче нормативов ГТО, целая пирамида (от соревнований на предприятиях до Всесоюзных стартов с присвоением званий МС).

Кому выгоден статусный заказ на спорт

Наивно предполагать, что первые лица на федеральном и региональном уровнях сами что-то придумывают. В большинстве случаев они лишь выбирают из предложенных проектов. Почему же «серые кардиналы» из управленцев предлагают, продвигают, лоббируют именно статусные проекты в спорте? Не секрет, что государственная служба в России все в большей мере превращается в бизнес, где функция цели – личное обогащение. В этом смысле статусные проекты очень выгодны: от большого куска отщипнуть проще, нежели собирать мзду по мелочи от многочисленных социальных проектов; проще прикрыть пятую точку, поскольку в больших проектах заинтересованы и управленцы из более верхних структур власти, участвующие в «игре» и знающие ее правила; не нужно каждодневно и кропотливо работать, что неизбежно в проектах по развитию массового спорта. Таким образом, первые лица (федерального и регионального уровней) на фоне статусных спортивных проектов повышают свой имидж, стоящая за ними чиновничья рать повышает свое благосостояние. В проигрыше оказывается только население, довольствующееся демонстрацией сомнительных имперских, либо местечковых амбиций.

Роль спортивных результатов в статусных проектах

На самом деле она не так уж и важна. Главное, чтобы все было сделано «правильно» и по бумагам чисто. Целевая функция-то другая. Повезло – хорошо, нет – ну что ж, это же спорт! Может даже поищут стрелочников. А статус мероприятия (и дух населению) можно поднять и демонстрацией прошлых побед, вытащив из небытия еще оставшихся в живых чемпионов прошлых лет.

Статусный заказ как перспектива развития спорта в России

В свое время советская система развития спорта была более лояльна к его массовым формам. Эту систему можно критиковать, но она финансировалась, поддерживалась государством, при этом спорт высших достижений развивался не в ущерб массовому спорту, а на его базе. В современной России, к сожалению, тенденция другая. Пытаясь восстановить былое спортивное величие, акценты сверху-донизу расставлены на статусном заказе. И в ближайшей перспективе эта тенденция сохраняется. Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, говорят что-то о Питере. В регионах свои статусные проекты, типа купить каких-нибудь футболистов в местечковую команду, дабы обыграть соседнюю область, построить футбольный стадион на 30 тыс. зрителей в районном центре с числом жителей порядка 50 тыс. и т.п. И что-то не слышно о социальных проектах по развитию массового спорта, хотя бы как пирамиды спорта высших достижений.

Послужит ли Олимпиада в Сочи развитию зимних видов спорта в России?

Можно, конечно, по-разному относиться к Сочи-2014 (сам не готов покрасить все черной или белой краской), но, даже не говоря о потраченных деньгах, зададимся вопросом – а дадут ли действительно эти игры хоть какой-либо толчок к развитию зимних видов спорта в нашей стране, о чем не перестают талдычить власть имущие и многие журналисты. Не сомневаюсь, что многие (особенно молодые) захотят покататься на санях, заняться могулом или чем-то там еще подобным на досках, потереть щетками лед в керлинге и т.п. Попрыгать с трамплина (кстати на Евроспорте это самый популярный у европейских телезрителей вид спорта). Не говоря уже о лыжных гонках или биатлоне. Только где всем этим заняться? И вот тут-то нам всем придется, как говорится, утереться.

Что-то вроде заключения

Вспоминается высказывание одного моего коллеги еще во времена парткомов: «Не учите меня жить, дайте денег — и я сам сделаю все, как надо». Не нужно тянуть людей приказами на статусные мероприятия типа «Лыжни России» или «Кросса Наций». Народ и так уже хорошо понимает необходимость физической культуры и спорта, а многие уже и ощущают в этом потребность. Более того, многие у нас уже могут купить хороший спортинвентарь себе и детям. Но мы (население) еще не готовы оплачивать клубы, которые смогли бы создавать и поддерживать трассы, катки и прочие спортсооружения для массового спорта. И этим должно заниматься государство, создавая комфортные и доступные для большинства граждан условия для занятий спортом. И это должно быть более приоритетным и первоочередным, чем статусные заказы на спорт типа Олимпиад, ЧМ и прочих подобных мероприятий.

Соловов Александр Васильевич, профессор Самарского аэрокосмического университета, автор 10 книг в сфере IT, МС по лыжным гонкам, двукратный победитель и бронзовый призер КММ в своей возрастной группе, неоднократный победитель и призер марафонов WL.

Источник

Loading