От редакции:
Мы не раз и не два писали и в бумажном журнале «Лыжный спорт», и на этом сайте о том, что все проблемы лыжных трасс в России заключаются в отсутствии их законного статуса. Именно отсутствие этого статуса и приводит к тому, что лыжные трассы в нашей стране повсеместно уничтожаются и застраиваются. При этом вот уже два десятилетия удивительное единообразие относительно этой проблемы демонстрируют все ведущие спортивные организации страны, имеющие, по логике вещей, к этому вопросу самое непосредственное отношение: ОКР, Минспорта, ФЛГР, СБР. Единообразие этого подхода заключается в том, что все эти организации просто игнорируют эту проблему, её словно бы для них не существует. Приводит это к тому, что люди, обихаживающие и обустраивающие лыжные трассы, пытаются решить эту проблему кто как сможет. В Одинцово и в Дёмино лыжероллерные (они же и лыжные) трассы проложены по «пожарным просекам», в Битце — по землям сразу нескольких землепользователей, в Подолино под Ярославлем Виктор Попов просто выкупил кусок земли возле оврага и построил на этом участке как лыжную трассу, так и горнолыжный склон…
Предлагаем вашему вниманию взгляд на эту проблему Дмитрия Малиновского — члена спортивно-оздоровительного клуба ГАБО, юриста, кадастрового инженера, специалиста по вопросам земли и недвижимости, создателя ресурсов Профкадастр.рф и Тесткадастр.рф. Дмитрий обратил внимание на только что принятый Госдумой и уже подписанный Президентом РФ закон и спешит поделиться с нами открывающимися перед лыжным сообществом возможностями.
* * *
26.07.2018 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в третьем чтении проект федерального закона № 187920-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов» (далее – Закон).
Несмотря на его название, положения Закона определяют особенности установления публичных сервитутов в интересах широкого круга граждан и органов власти, поддерживая при этом интересы собственников линейных объектов, имеющих местное, региональное или федеральное значение.
Что же следует понимать под «публичным сервитутом» и как возможно воспользоваться этой правовой конструкцией в целях прокладки и поддержания в рабочем состоянии лыжных трасс?
В соответствии с Законом существенные изменения внесены в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Под публичным сервитутом следует понимать право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), которое может быть установлено решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
В частности, Законом предусмотрена возможность установления публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Следует отметить, что в соответствии с вопросами местного значения, определенными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вне зависимости от их уровня обеспечивают условия для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, а также создание условий для массового отдыха жителей и организацию мест массового отдыха населения.
Именно органы местного самоуправления должны способствовать развитию физической культуры и спорта, обеспечить возможность для граждан заниматься любимыми видами спорта непосредственно рядом с домом, на имеющейся рядом территории. Как известно, лыжные трассы чаще всего прокладываются по живописным рельефным территориям, в большинстве случаев проходят вдоль речек, водоемов, либо склонов оврагов с использованием естественного рельефа местности. Поэтому именно органы местного самоуправления своими решениями могут обеспечить проход и проезд своих граждан-лыжников по близлежащим живописным местам, установив публичный сервитут для проезда и прохода по лыжной трассе в целях развития физической культуры и массового спорта.
В отличие от обычного сервитута, публичный сервитут может быть установлен одновременно в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель, когда границы земельных участков не определены или собственники земельных участков не выявлены. Соответственно, режим публичного сервитута может быть распространен на земельные участки и земли, относящиеся к различным категориям земель и видам разрешенного использования, в том числе — вне зависимости от собственников и правообладателей таких земельных участков.
Впервые, согласно требованиям Закона, определен приоритет общественных интересов при установлении публичного сервитута перед интересами собственников и правообладателей земельных участков и земель (далее – правообладатель земли). Указывается, что обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя земли прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. При этом переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
Срок действия публичного сервитута определяет уполномоченный орган власти, на основании решения которого должен быть установлен публичный сервитут. Согласно Закону срок публичного сервитута всегда определяется решением о его установлении, при этом не требуется наличие обязательного согласия на такой срок со стороны правообладателя земли.
Единственным ограничением, накладывающим ответственность на уполномоченный орган власти при установлении публичного сервитута, является определение условий, наименее обременительных для правообладателя земли при использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. То есть публичный сервитут не должен никоим образом послужить препятствием или запретом на использование земельного участка для правообладателя земли.
Законом в Земельный кодекс Российской Федерации также включено важное дополнение об обязательном внесении сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). Таким образом, публичный сервитут с момента его внесения в ЕГРН становится на защиту общественных интересов, в целях достижения которых он установлен. В частности, отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
Представляется, что при установлении публичного сервитута на всем протяжении лыжной трассы, возможно обеспечить её защиту от застройки и разрушения, в том числе — от неожиданных решений правообладателей земли по закрытию проходов и проездов по лыжной трассе. Как было указано выше, переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
Отдельно следует отметить, что публичный сервитут может быть установлен уполномоченным органом власти без установления платы за его использование. В то же время, Закон установил, что правообладатель земли вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено Земельным кодексом или федеральным законом. Так, в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. В случае несогласия правообладателя земли с решением уполномоченного органа власти, такое лицо может осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
По итогам рассмотрения текста Закона можно сделать однозначный вывод о возможности использования правого режима публичного сервитута для прокладки и поддержания в рабочем состоянии лыжных трасс. Порядок установления публичного сервитута для прокладки и эксплуатации лыжной трассы, по всей видимости, будет зависеть от заинтересованности органов власти в развитии физической культуры и массового спорта, а также в создании условий для массового отдыха населения.
* * *
Предлагается следующий порядок действий для организаторов лыжных трасс:
1. Заказ работ на подготовку схемы расположения лыжной трассы на кадастровом плане территории в целях внесения сведений в ЕГРН.
2. Обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии решения об установлении публичного сервитута.
3. Принятие органом местного самоуправления решения об установлении публичного сервитута. Основание — статья 23 Земельного кодекса РФ в новой редакции (с 1 сентября 2018 г.) и Федеральный закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вопросы местного значения в зависимости от уровня органа местного самоуправления).
4. Доведение в порядке межведомственного взаимодействия решения об установлении публичного сервитута до Росреестра, опубликование акта на официальном сайте органа местного самоуправления.
5. Устранение претензий собственников и правообладателей. Нельзя исключать получение претензий со стороны собственников и правообладателей земельных участков с требованиями о компенсации за установление публичного сервитута. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Итак, уважаемые лыжники, осталось дождаться подписания Закона Президентом Российской Федерации и дальнейшего его опубликования с номером и датой. В соответствии со статьей 12 Закона его положения вступят в силу с 1 сентября 2018 года!
* * *
И — несколько иллюстраций на данную тему (все фотографии кликабельны):
* * *
Некоторые подробности о трассе в Краснознаменске и обсуждение проблемы узаконивания лыжных трасс — в форуме skisport.ru