Поправка к закону о спорте может привести к международным санкциям
Выборы руководителей спортивных федераций в России в ближайшее время могут полностью оказаться под контролем государства. Министерство спорта подготовило поправки к закону о спорте, существенно расширяющие права властей вмешиваться в дела общественных спортивных объединений, если их деятельность более чем на 50% финансируется из бюджетных средств.
Среди федераций таких большинство. Так что если будущей осенью эти изменения будут приняты, то исчезнет даже иллюзия самоорганизации российского спорта. Это может привести к серьезным международным санкциям.
Кандидатура в президенты любой общероссийской спортивной федерации предлагается согласовывать с государственным органом в лице Минспорта, если данная федерация финансируется из федерального бюджета в размере не менее 50% от общей суммы ее расходов. Несогласованная кандидатура не может быть избрана на пост руководителя. Фактически это означает, что практически любая федерация теперь будет находиться в прямой зависимости от Минспорта. На данный момент практически все олимпийские виды спорта (за исключением разве что футбола и хоккея) существуют за счет госдотаций.
Например, на биатлон в 2011 году Минспорт выделил 230 млн руб., и, по словам директора ЦСП Минспорта Александра Кравцова, его организация «обеспечивает 90% — и это еще скромная оценка». По идее до конца года в СБР должна пройти очередная отчетно-выборная конференция (предыдущая состоялась в октябре 2008 года), на которой состоятся выборы президента на очередной четырехлетний срок. И, учитывая новые реалии, совсем не факт, что нынешнему главе СБР Михаилу Прохорову, вступившему этой весной в конфронтацию с Минспортом, получится легко переизбраться.
Министр спорта Виталий Мутко уже заявил, что предполагаемая поправка «неплохая, радикальная, но сложнореализуемая». Под сложностью реализации Мутко, по всей видимости, имеет в виду противоречие предлагаемой поправки с законом «Об общественных объединениях». В нем оказание финансовой помощи общественным объединениям не связывается с возможностью установления контроля над этими органами, в том числе согласования кандидатур руководителей. Кроме того, предлагаемая поправка противоречит Олимпийской хартии. В ней прямо говорится, что «организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями».
В Олимпийском комитете России (ОКР) тоже пребывают в сомнениях, хотя кандидатуры президентов федераций наряду с Минспортом предлагается согласовывать и с ОКР. «Поправка лишь юридически закрепит то, что в последнее время было введено в практику, — заявил «МН» один из представителей ОКР. — Вспомните последние выборы в любой из федераций. Когда на них не присутствовали представители государства, когда будущий президент не проходил предварительное собеседование в Минспорте? Да, это формально противоречит законодательству. В конце концов госаккредитация спортивных федераций тоже в свое время была утверждена с некоторыми несоответствиями. Поэтому, по моим прогнозам, поправку в той или иной форме «продавят». Особенно если в Лондоне олимпийцы не оправдают ожиданий. Тогда в Минспорте скажут: видите, они получают наши деньги и ни за что не отвечают».
Собеседник «МН» уточнил, что перед внесением в Госдуму поправка должна пройти две обязательные инстанции — в Минюсте и государственно-правовом управлении президента России. При этом она до сих пор не была вынесена на обсуждение самих спортивных федераций, которых непосредственно коснется. В случае положительного решения «сверху» вряд ли возникнет противодействие и среди депутатов Госдумы. Вице-спикер Игорь Лебедев из ЛДПР рассказал «МН», что он уже общался по этому поводу с Виталием Мутко и готов поддержать поправки к закону о спорте на осенней сессии. «Считаю правильным, что государство, в полном объеме финансирующее спорт высших достижений, должно иметь возможность влиять на федерации и их руководство. Иначе получается какая-то коллективная безответственность. Минспорт имеет деньги, но не может влиять на федерации, а федерации получают деньги и не собираются отчитываться за свою работу», — подчеркнул депутат.
Тем не менее члены Общественной палаты РФ считают, что предложенная поправка нарушит принцип работы федераций. «На мой взгляд, это странная идея. Ведь федерация — это не акционерное общество, где есть контрольный пакет акций», — считает член ОП Иосиф Диксин.
Бюджетный водораздел
В случае принятия поправки к закону о спорте встанет вопрос о том, что считать «расходами федераций», и входят ли в них затраты на подготовку членов сборных, развитие видов спорта, зарплаты спортсменов, тренеров и врачей. Если входят, то шансов избежать согласований кандидатур руководителей в Минспорта нет практически ни у кого. Деньги врачам и массажистам платит Федеральное медико-биологическое агентство, все остальное финансирует Центр спортивной подготовки при Минспорта. Но данные средства идут напрямую, минуя счета федераций. Если же не принимать во внимание эти расходы, то государственные инвестиции составляют гораздо меньше 50% расходов федераций.
Ольга Ермолина, Евгений Слюсаренко, «Московские новости»