Самостоятельно поставить трехгодовалого малыша на горные лыжи? Многие родители не верят, что такое возможно. И зря, ведь научить ребенка базовым принципам катания под силу каждому любящему родителю. Сертифицированный инструктор австрийской школы расскажет, как это сделать весело и без лишних слез.
«Во сколько лет мой ребенок сможет встать на лыжи?» — каждый поклонник горнолыжного спорта задает себе этот вопрос. На австрийском горнолыжном курорте Серфаус-Фисс-Ладис, где мне удалось поработать инструктором лучшего в мире детского городка, на этот вопрос отвечают однозначно: с трех лет. Здесь чуть ли не на любой трассе, в том числе красной, встретишь маленького горнолыжника, порой чувствующего себя на лыжах уверенней, чем его же родители.
Тем не менее, вы же наверняка понимаете, что для каждого ребенка возраст для начала тренировок индивидуален. Кто-то уже в 3 года сможет устоять на лыжах на спуске по прямой и даже немного затормозить в конце, а кто-то и в 6 лет будет испытывать трудности с координацией и концентрацией внимания.
Перед тем как начать приобщать своего малыша к горным лыжам, наберитесь терпения и будьте готовы встать перед лицом трудностей. И я не говорю о том, что большую часть занятия у вас займут походы в туалет, вытирание слез и тому подобные отступления от программы, дело совсем не в этом. Просто не у каждого ребенка есть реальный интерес к горным лыжам, который не пройдет сразу, как только малыш сделает свой первый шаг в неудобных пластиковых ботинках.
Последите за реакцией вашего ребенка при виде катающихся. Всегда ли он радостно улыбается и провожает их взглядом? Если да, то предложите надеть на его маленькие ножки горнолыжные ботинки и дайте немного прогуляться, возможно, находясь еще дома. Захотелось ли ему скорее попробовать пристегнуть к ним лыжи? Захотелось — так почему бы не пойти дальше! Расскажем, как помочь малышу постепенно освоиться на горе.
Шаг 1. Привыкание
Бросить малыша в бассейн, чтобы научить плавать — такой шоковый метод с горными лыжами не пройдет. Если первым делом потащить ребенка с собой в гору, вы можете вызвать у него панический страх. Речь не о том, чтобы ребенка покатать, взяв под мышки (это безусловно, должно вызвать у него только неописуемый восторг), а научить. Учить стоит постепенно и системно, от простого к сложному, — таков основной принцип.
Начинайте учить ребенка на прямом участке склона, где нет катающихся. Такие места есть во всех детских городках. Дайте ребенку побегать в горнолыжных ботинках, согреться, поиграйте в игры. А затем пристегните к одной ноге (попеременно к правой, затем к левой) одну лыжу и поиграйте в самокат — отталкиваясь одной ногой, передвигайтесь в разные стороны, с поворотами, например, как по рельсам железной дороги.
Дети любят играть, они с радостью будут сопровождать свои движения звуками паровоза «ту-тууу». Поставьте препятствия на пути (строительные конусы, веревки, палочки — любые подручные материалы подойдут) и, показывая как надо, объезжайте их сами — и дети станут за вами повторять. Вообще дети, в отличие от взрослых, учатся посредством подражания, словами им стоит объяснять как можно меньше, а вот показывать — всегда, и помногу.
Упражнения с одной пристегнутой ногой помогут привыкнуть к горным лыжам, ребенок начнет чувствовать скользящую поверхность и канты. Если в начале он не сможет сделать и шага без падения, то постепенно ребенок освоится и ловко научится контролировать направление движения.
Стоит сказать, что этот шаг в обучении, хоть и важен, но для самых маленьких не всегда подойдет. Трехгодовалые дети порой уж очень неуверенно передвигают ножками, да и терпения у них мало. Поэтому кататься с одной пристегнутой ногой стоит пробовать детям возраста 5-6 лет, а младшим — сразу пристегивать обе лыжи, дать немного подвигать ножками и, не задумываясь, поднять самим или при помощи ленточного подъемника на небольшую горку.
Шаг 2. Спуск по прямой
В оборудованных детских городках зачастую предусмотрены ленточные подъемники (типа Sunkid), которые намного облегчают ребенку подъем в гору, экономят его силы и, конечно же, силы его родителей. Простой подъем по конвейеру с пристегнутыми лыжами для малыша уже может стать увлекательным приключением.
По окончании первого подъема, возьмите ребенка на руки и отнесите в сторонку, а вот во второй раз во время подъема встаньте вперед — покажите, как надо отходить в сторонку, пусть ребенок начинает привыкать к самостоятельному безопасному катанию.
У самых маленьких первый спуск должен проходить на самой пологой горке, в идеале — огороженной со всех сторон, внизу с контр-уклоном или тормозящим ковриком. Покажите ребенку, как надо поставить лыжи: вниз по склону, параллельно друг другу (в Австрии любят использовать еду для описания: «как картошка фри»), и положите руки на колени — тем самым корпус ребенка не будет отклоняться назад, и падения на спину не произойдет.
Мне нравится подход, когда детей учат сразу делать все максимально самостоятельно, очень редко используют так называемые «поводки», придерживают ребенка сзади только тогда, когда у него из раза в раз совсем ничего не выходит. Если ваш ребенок понял, как ставить лыжи и держать руки, дайте ему самостоятельно спуститься по прямой несколько раз, а затем придумайте несколько игр, чтобы интерес не пропал. Например, проложите вниз по склону веревку и скажите, что это змея, на которую лыжи не должны наезжать, чтобы не раздавить. Спуск с немного раздвинутыми ногами добавит ребенку координации.
Помогут в обучении и различные другие упражнения на координацию — поднятие и опускание рук в движении, поднятие правой или левой ноги, подпрыгивания и многое другое. Активно используйте различные предметы, например, дайте ребенку палку — пусть представит себя во время спуска рыцарем и помашет ей, — это тоже поможет для тренировки равновесия.
Шаг 3. Плуг
Самым маленьким горнолыжникам может понадобится далеко не один урок, чтобы уверенно спускаться по прямой на лыжах без падений. Но если вы чувствуете, что пора идти дальше, то пробуем освоить движение в плуге. Для этого вы встаете перед ребенком на колени и раздвигаете пятки его ботинок, показывая, что сейчас мы сделаем из лыж «лодочку», «крышу для домика» или так называемый «кусок пиццы».
Ребенок должен почувствовать, что надо давить на внутреннюю сторону ботинка, чтобы удержать лыжи в таком положении во время спуска, при этом сохраняя руки на коленях. Для большинства детей это нелегко и получается далеко не сразу. Однако стоит пробовать снова и снова, — показывать, раздвигать лыжи руками. Придумывайте метафоры, как например: «В крыше домика живут животные, не ломай крышу, чтобы они не разбежались» (спросите у ребенка, какие животные живут в его личном домике, постройте с ним диалог).
Если совсем ничего не помогает, то можно попробовать скрепить носки лыж между собой (для этого у инструкторов предусмотрена специальная «сцепка»), а в какой-то момент, когда чувствуете, что у него уже получается, незаметно для ребенка ее открепите.
Шаг 4. Тормоз
Научить малыша плугу — полдела, а вот научить его тормозить в конце спуска — считай, что дело сделано! Когда о ребенке говорят, что он уверенно тормозит, имеют ввиду, что ему можно уже пробовать скатываться со взрослой, хоть и довольной пологой, зеленой или даже синей горки.
В конце учебного спуска положите веревку в виде треугольника и попросите ребенка затормозить перед ней, не коснувшись. Или поиграйте в середине спуска в полицейского: «Стоп, полиция! Ваши документики, пожалуйста». Ребенок должен остановиться и положить в вашу ладонь воображаемые документы. Придумывайте все новые причины для остановки, усиливайте элемент неожиданности. Как только ребенок в каждом из случаев сумеет затормозить, где надо — можете смело его брать на более крутой склон (палки вам все еще не понадобятся).
Шаг 5. Повороты
Вы удивитесь, но повороты дети осваивают сами по себе, сразу после того, как научатся тормозить. Это взрослым надо не раз объяснить технику движения, проделать не одно упражнение. Дети же, глядя на взрослых, сами начинают объезжать вешки в плуге, направлять лыжи куда надо. Поставьте ребенка за спиной и пусть движется сразу вслед за вами на небольшом расстоянии, — так он сможет научиться правильно контролировать скорость и траекторию движения.
С каждым разом усложняйте траекторию, меняйте скорость, играйте в «самолетики», «паровозики» — все, что придет вам в голову. С этого момента ваш ребенок — полноценный лыжник, и может кататься с вами рядом и учиться у вас — разве это не прекрасно!
Очень важно с самого начала и всегда хвалить ребенка, несмотря на его неудачи. Постарайтесь избегать слов «неправильно», «не получается», «не так», подчеркивайте то, что у ребенка выходит, а затем давайте указания к дальнейшим действиям: «Ты так красиво и ровно сейчас спустился, только попробуй в следующий раз еще и в конце затормозить, чтобы ты мог пойти с нами на взрослую горку». Это будет мотивировать ребенка на дальнейшие попытки. Пусть он даст вам «пятерочку» с каждым успешным спуском, угощайте его леденцами за достижения.
Говорят, что никто не научит ребенка горным лыжам лучше инструктора. Возможно, это отчасти и правда: инструктор лучше знает все тонкости обучения, знает больше упражнений, приемов, у него за годы работы сформировался особый подход к детям. Но не забывайте, что инструктор при всей своей расположенности к детям не будет любить вашего ребенка так, как любите его вы.
Обучая ребенка самостоятельно, вы формируете сильную привязанность и благодарность со стороны малыша. Время, проведенное с детьми в горах, на свежем воздухе бесценно. Почувствовали ли вы эту теплоту, когда ставили своего ребенка на лыжи? Или только собираетесь приобщить малыша к горным лыжам?
Источник: https://www.nedoma.ru