16.09.2024

Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения

Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения

Наш с председателем оргкомитета Тарту-марафона Индреком Келком разговор состоялся вечером после марафона, поэтому не могу не сказать несколько слов об общей атмосфере этого вечера. Это была атмосфера некоего торжества, праздника. Дело в том, что за последние три года Тарту-марафон оказался отменен дважды (2014 и 2016 гг.), и не было решительно никакой возможности провести эту гонку и в 2017 году: снега снова не было.

Три отмены за четыре года? Это означал бы почти верную смерть гонки, оправиться от такого удара оргкомитету было бы очень трудно. Поэтому найденное решение — провести гонку по короткому шестикилометровому кругу из искусственного снега — иначе как спасительным не назовёшь. Собственно, именно об этом — о спасении Тарту-марафона в 2017 году — мы и говорили с Индреком в этот вечер.


— Я хочу вас поздравить, потому что вы сегодня реально спасли гонку. Если бы марафон не состоялся ещё и в этом году — в третий раз за четыре года, удержать гонку на плаву вам, наверное, было бы непросто?

— Да, это было бы, действительно, нелегко. На искусственном снеге гонка у нас прошла вообще впервые, в предыдущие годы такого никогда не было. Раньше мы даже не могли себе представить, что сможем провести Тарту-марафон на круге в 6 км. Но, как видите, жизнь заставила. Если снега нет, если идёт дождь, то что мы можем сделать в этой ситуации?

— Как пришло это решение — наверняка вы между собой обсуждали: можно это себе позволить, нельзя, стоит — не стоит?

— В прошлом году у нас гонка опять не состоялась, и уже тогда мы попытались сделать что-то на небольшом круге. Но погода в последнюю неделю перед стартом была очень плохая, лил дождь, и температура воздуха была + 7 — мы, даже если бы и захотели, не смогли бы сделать искусственный снег. Техванди-центр, правда, имел некоторый резерв такого снега, и мы думали, что всё-таки сможем сделать для открытого старта хотя бы совсем небольшой круг — например, в 2,5 — 2,8 км. Но у нас ничего не получилось, и все гонки в прошлом году пришлось отменить.

После этого стало понятно, что для 2017 года нужно готовить какой-то страховочный вариант. И в этом году нам повезло чуть больше: после этапа Кубка мира в Отепя искусственный снег оставался на трассе Кубка мира. Кроме того, непосредственно перед стартом в нашем распоряжении оказалась одна морозная неделя. Точнее, не неделя, а всего пять дней, когда стояли морозы до минус 10 и иногда до минус 15. Но даже за такой небольшой промежуток времени мы сумели сделать какое-то количество искусственного снега. Работали серьёзно, старались не упустить ни один час, и так родилась эта 6-километровая трасса. Думаю, что теперь каждый год на всякий случай мы будем делать такую короткую трассу, и если зима подарит достаточно натурального снега, то будем проводить гонку на полном круге, а если нет — то на запасном.

— Какой длины вы предполагаете делать запасной круг — 6 км, 10?

— Попытаемся сделать около 10. Может быть, 8. Надо найти такую трассу, которая будет не слишком сложной для любителей. Потому что всё-таки любители не могут идти по очень сложным трассам, сложные подъёмы (а значит и спуски) для проведения такой массовой гонки не годятся. Сегодня, по-моему, для любителей трасса была близкой к идеальной.

Индрек Келк поднимается по знаменитой винтовой лестнице, ведущей из помещения оргкомитета Тарту-марафона в его кабинет на антресоли. На стене позади Индрека развешаны официальные плакаты Тарту-марафона разных лет. А знаменита эта лестница, пожалуй, тем, что… Теперь её уже нет. Сколько человек, имеющих отношение к Тарту-марафону, когда-то поднимались и спускались по этим ступеням?! Теперь её заменила вполне себе пологая и гораздо более удобная лестница. Но та, винтовая, заставляющая карабкаться куда-то чуть ли не в поднебесье, конечно же, запомнится…
Индрек Келк поднимается по знаменитой винтовой лестнице, ведущей из помещения оргкомитета Тарту-марафона в его кабинет на антресоли. На стене позади Индрека развешаны официальные плакаты Тарту-марафона разных лет. А знаменита эта лестница, пожалуй, тем, что… Теперь её уже нет. Сколько человек, имеющих отношение к Тарту-марафону, когда-то поднимались и спускались по этим ступеням?! Теперь её заменила вполне себе пологая и гораздо более удобная лестница. Но та, винтовая, заставляющая карабкаться куда-то чуть ли не в поднебесье, конечно же, запомнится…

— Проводить гонку, как организаторам Марчалонги — по 70-километровому кругу из искусственного снега — нереально?

Индрек улыбается и переходит на английский:

— We have a dream…

Оба смеёмся.

— Вы не прикидывали, сколько это может стоить?

— Мы даже запросили одну компанию, сколько стоит смонтировать по всей трассе систему искусственного оснежения. Они посмотрели нашу трассу и сделали калькуляцию: 12 — 15 миллионов евро. Ужасно. Ужасно! Кажется, потратить такие огромные деньги только для спасения Тарту-марафона — это сумасшедшая, абсолютно нереализуемая идея. Но если оценить данную идею как некий туристический проект, если понять, что мы предлагаем гарантировать любителям лыжного спорта стабильную лыжную трассу с ноября по конец марта, то можно увидеть, что её реализация сулит неплохой туристический потенциал целому региону. Быть может, игра стоит свеч?

— Вы с кем-то обсуждали эту идею, например, в правительстве Эстонии?

— Ещё нет. Но они уже наслышаны об этой нашей идее. Нужно созваниваться, писать письма, встречаться, объяснять, убеждать, доказывать… Но я не думаю, что это совсем уже какая-то завиральная идея, нужно начинать двигаться в этом направлении.

Это было сильное впечатление. Вообще-то я мог бы и предположить, что такое возможно. И всё же… Из Таллинна в Тарту я добирался автобусом компании Lux Express. Оказалось, что места в автобусе разделены на обычные и места бизнес-класса (обычные - по четыре в ряд, бизнес-класс - по три). Я был приятно удивлён, обнаружив, что моё место - в той части салона, где располагаются места бизнес-класса. В салоне - туалет (что уже привычно) и кофе-автомат (что непривычно). То есть вы можете, заплатив небольшую денежку, выбрать из двух десятков видов напитков (различные виды кофе, чая, какао, горячего шоколада) то, что вам по вкусу. Но удивили меня всё-таки не места бизнес-класса, не туалет и кофе-машина, а… планшетные компьютеры, вмонтированные в подголовники впереди стоящих кресел. Компьютеры эти были подключены к Интернету на протяжении всех трёх часов пути, представляете? Я успел посетить все любимые свои сайты, почитал новости, просмотрел почту - и всё это, пока автобус покрывал две сотни километров сельской местности, отделяющие Таллинн от Тарту…
Это было сильное впечатление. Вообще-то я мог бы и предположить, что такое возможно. И всё же… Из Таллинна в Тарту я добирался автобусом компании Lux Express. Оказалось, что места в автобусе разделены на обычные и места бизнес-класса (обычные — по четыре в ряд, бизнес-класс — по три). Я был приятно удивлён, обнаружив, что моё место — в той части салона, где располагаются места бизнес-класса. В салоне — туалет (что уже привычно) и кофе-автомат (что непривычно). То есть вы можете, заплатив небольшую денежку, выбрать из двух десятков видов напитков (различные виды кофе, чая, какао, горячего шоколада) то, что вам по вкусу. Но удивили меня всё-таки не места бизнес-класса, не туалет и кофе-машина, а… планшетные компьютеры, вмонтированные в подголовники впереди стоящих кресел. Компьютеры эти были подключены к Интернету на протяжении всех трёх часов пути, представляете? Я успел посетить все любимые свои сайты, почитал новости, просмотрел почту — и всё это, пока автобус покрывал две сотни километров сельской местности, отделяющие Таллинн от Тарту…

— Почему Тарту-марафон — не этап Ski Classics? Вы вообще как относитесь к этой серии?

— Ski Classics — проект, который, несомненно, сделал беговые лыжи более значимым видом спорта, особенно это касается мира марафонских гонок. Но Ski Classics  фокусируется только на элите. Их главный принцип — сделать зрелище, аналогичное по привлекательности стартам Кубка мира, а остальное им не интересно. Когда-то мы были этапом Ski Classics. Могли бы и сейчас быть, это вопрос только денег, которых у нас, увы, нет. К сожалению, мы не можем обеспечить производство такой телевизионной трансляции, которую они хотят видеть от нас. То, что мы сделали сегодня — это довольно хороший телевизионный продукт. Но мы это сделали на короткой 6-километровой кольцевой трассе. А если делать это так, как хочет Ski Classics, на трассе из точки в точку, то это будет стоить минимум 150 тысяч евро и даже больше. А у нас бюджет всего марафона в этом году — меньше 300 тысяч евро. Из этого бюджета выделить такие деньги на организацию телевизионной трансляции совершенно нереально. Если бы оргкомитет Ski Classics оплатил нам стоимость трансляции, мы были бы совсем не против того, чтобы Тарту-марафон был членом Ski Classics (улыбается).

— Спасибо и хочется пожелать вам того, чтобы Тарту -марафон больше никогда не отменяли. Это реально?

 — Надеемся на это.

 

Накануне основного марафона в Tahtvere-парке в Тарту прошли традиционные детские соревнования. В них участвуют дети от 3 до 12 лет, преодолевающие в рамках этих стартов от 0,4 до 1.4 км (в зависимости от возраста). Обычно количество участников этих соревнований колеблется около цифры в тысячу ребятишек. Многие из них, когда подрастут, выйдут на старт уже взрослого Тарту-марафона.
Накануне основного марафона в Tahtvere-парке в Тарту прошли традиционные детские соревнования. В них участвуют дети от 3 до 12 лет, преодолевающие в рамках этих стартов от 0,4 до 1.4 км (в зависимости от возраста). Обычно количество участников этих соревнований колеблется около цифры в тысячу ребятишек. Многие из них, когда подрастут, выйдут на старт уже взрослого Тарту-марафона.
Расписание стартов по возрастам и схема трассы детских забегов.
Расписание стартов по возрастам и схема трассы детских забегов.
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Эта девочка-волонтёр ещё вчера, наверное, сама стартовала в этом парке. А теперь выполняет вполне себе взрослую функцию - награждает в конце дистанции финиширующих ребятишек памятными медалями.
Эта девочка-волонтёр ещё вчера, наверное, сама стартовала в этом парке. А теперь выполняет вполне себе взрослую функцию — награждает в конце дистанции финиширующих ребятишек памятными медалями.
Вполне себе взрослые и солидные медали, не находите?
Вполне себе взрослые и солидные медали, не находите?
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения
Председатель оргкомитета Тарту-марафона Индрек Келк рассказывает о путях спасения будущих гонок от бесснежья, в том числе и о возможном сооружении 63-километровой системы искусственного оснежения

*   *   *

И пару слов о самом марафоне, впервые в истории этой гонки прошедшем на таком коротком круге. Признаюсь вам, что два моих предыдущих участия в Тарту-марафоне завершились двумя результатами в начале второй тысячи: 1.204-е место в 2012 году и 1.059-е — в 2015-м. Поэтому оргкомитет совершенно справедливо предложил мне стартовать во второй волне, сразу после элиты. С одной стороны, я, конечно, огорчился из-за того, что уже не вписываюсь даже в первую стартовую тысячу. А с другой, я получил фантастическую возможность не только самому принять участие в Тарту-марафоне, но и понаблюдать за тем, как соревнуется элита. Где ещё и при каких иных обстоятельствах мне представилась бы такая возможность?

Итак, что я могу вам сказать? Слухи о смерти классики и торжестве даблполинга оказались сильно преувеличены. Организаторы подготовили весьма мягкий 6-километровый круг с единственным далеко не самым тяжёлым подъёмом. И поскольку мне предстояло стартовать только через два часа после первой группы, то на этот единственный подъём на трассе я и отправился, чтобы понаблюдать за гонкой. Напомню: мало того, что круг был не очень сложным, так ещё и сама гонка была короткой — всего-то 34 километра. Казалось бы — вот где должны были сейчас развернуться даблполеры! Ан нет: уже на первом круге к подъёму (то есть к четвёртому километру) пелотон развалился на группы, и в первой группе (человек 30-40) даблполеров, было, действительно, большинство. 

На старте пересеклись во времени и пространстве мужская элита, стартовавшая несколько секунд назад и женская элита (в дальней части кадра), находящаяся на трассе уже 10 минут.
На старте пересеклись во времени и пространстве мужская элита, стартовавшая несколько секунд назад и женская элита (в дальней части кадра), находящаяся на трассе уже 10 минут.
Профессор ВШЭ Сергей Медведев (№54, двигается по самой правой по ходу лыжне) стартовал вместе с элитой из самых первых рядов.
Профессор ВШЭ Сергей Медведев (№54, двигается по самой правой по ходу лыжне) стартовал вместе с элитой из самых первых рядов.
Элита. Практически все идут даблполингом.
Элита. Практически все идут даблполингом.
Элита, вид со спины. Только двое (№15 и №27) идут мазевой классикой.
Элита, вид со спины. Только двое (№15 и №27) идут мазевой классикой.
Вторая группа. Помнится, там всё-таки кто-то шёл даблполингом, но на этом фото не видно ни одного.
Вторая группа. Помнится, там всё-таки кто-то шёл даблполингом, но на этом фото не видно ни одного.
Третья группа. Несколько человек (в том числе и профессор из ВШЭ Сергей Медведев под №54) идут даблом. Но всё-таки большинство - мазевой классикой.
Третья группа. Несколько человек (в том числе и профессор из ВШЭ Сергей Медведев под №54) идут даблом. Но всё-таки большинство — мазевой классикой.
Мишка Шварц (№237, в центре кадра) - единственный в этой группе идёт одновременным.
Мишка Шварц (№237, в центре кадра) — единственный в этой группе идёт одновременным.
Ребята из эстонского представительства российского Скивакса очень качественно подготовили мне лыжи - и катили на уровне, и держали безукоризненно. Спасибо, парни!
Ребята из эстонского представительства российского Скивакса очень качественно подготовили мне лыжи — и катили на уровне, и держали безукоризненно. Спасибо, парни!
По-моему, это первый случай, когда на финише Тарту-марафона можно было поесть в тепле. Впрочем, могу и ошибаться - в 2012 и в 2015 году меня каждый раз встречали на финише представители оргкомитета и отправляли в ВИП-палатку, поэтому я не знаю, где питались на финише остальные участники. Но, по-моему, тёплых палаток-столовых в Эльве на финише в прежние годы всё-таки не было.
По-моему, это первый случай, когда на финише Тарту-марафона можно было поесть в тепле. Впрочем, могу и ошибаться — в 2012 и в 2015 году меня каждый раз встречали на финише представители оргкомитета и отправляли в ВИП-палатку, поэтому я не знаю, где питались на финише остальные участники. Но, по-моему, тёплых палаток-столовых в Эльве на финише в прежние годы всё-таки не было.

Но уже во второй группе (тоже человек 30) их было явно меньше поклонников старой доброй классики, а уж в следующих группах поклонники «безножного» хода встречались лишь эпизодически. Всего сторонников этого относительно нового стиля передвижения в этот день набралась бы едва ли сотня. Возможно, я немного и ошибаюсь в своих подсчётах, но, думаю, что несильно.

Впечатлил, конечно, профессор ВШЭ Сергей Медведев. Он ехал в третьей группе (совсем недалеко от элиты) и весьма эффектно вваливал своим любимым даблполингом. Всё-таки, не смотря на возраст и немалую занятость своей профессиональной деятельностью, силён профессор.

Мой сверстник и товарищ Мишка Шварц тоже заталкивал себя в подъёмы одновременным — он, правда, ехал подальше профессора. А уже мой питерский товарищ Кирилл Горев идти в этот день даблом не решился.

Видимо, нам следует согласиться с Сергеем Медведевым, написавшим после Тарту-марафона на своей страничке в Фейсбуке о том, что даблполинг предъявляет довольно высокие требования к уровню физической подготовки — этот уровень пока существенно выше среднего. Потому на классических гонках в ближайшее время мы, похоже, будем наблюдать картину, при которой элита (3-5 процентов от общего количества участников) будет ехать даблом, а остальные предпочтут мазевую классику.

*   *   *

Второй вопрос, который волновал меня довольно сильно — что собой будет представлять Тарту-марафон в таком усечённо-спасательном формате, насколько такой вариант имеет право на жизнь, стоит ли ехать ради такой гонки издалека — например, из России?

Что я могу вам сказать? Праздник, вне всяких сомнений, состоялся. Множество народу на лыжне, музыка и комментатор, особая (повышенная) плотность питательных пунктов (два на круге в 6 км), очень удобная логистика (откуда стартовал, там и финишировал). Для тех, кто заранее планировал участие в гонке, оплатил авиабилеты, стартовый взнос, забронировал жильё, участие в такой гонке было настоящим спасением. Другое дело, что далее можно перечислить и некоторые минусы:

  • гонка оказалась короче, чем хотелось бы;
  •  стартовать пришлось в шести разных группах вместо одной;
  •  лыжни при старте тремя группами в один день, да ещё и при многократном прохождении по одному и тому же кругу внутри каждой группы разбивались просто в хлам: вторая группа по сравнению с первой ехала по гораздо более разбитой трассе, а уж третья передвигалась, по сути, по полному лыжному бездорожью…

Да вот, пожалуй,  и всё.

В общем, ехать или не ехать на такую гонку, каждый должен решать для себя сам. Но вот наш старинный приятель Мадис Липаё — бывший генеральный секретарь Worldloppet , заметил в этот раз при нашей встрече, что, оказывается, если гонка по погодным условиям не проводится, на следующий год количество участников падает обычно почти вдвое. А когда так сильно падает количество участников (а значит, и собранных стартовых взносов), у оргкомитета начинают банально не сходиться статьи расходов и доходов, гонка становится убыточной. Тут не то что оплатить телевизионную трансляцию для Ski Classics — на самое необходимое начинает не хватать.  Поэтому оргкомитет Тарту сейчас и рассматривает многочисленные резервные варианты: начиная от проведения гонки по короткому  кругу из искусственного снега и заканчивая сооружением грандиозной 63-километровой системы искусственного оснежения стоимостью в 12 — 15 миллионов евро.

Если честно, лично мне кажется, что ничего невозможного в этой идее нет. В конце концов, Марчалонга была первой (и остаётся пока единственной) массовой лыжной гонкой мира, проводящейся по трассе, на 100 процентов сооружаемой из искусственного снега. Финны в Вуокатти были первыми, кто соорудил лыжный тоннель. Те же финны в Контиолахти были первыми, кто соорудил открытую лыжную трассу с искусственным охлаждением. Почему бы эстонцам не оказаться первыми, кто применит систему искусственного оснежения на таком большом участке лыжной трассы? Именно они, эстонцы, проводят весьма качественный марафон Worldloppet при самых сложных условиях из всех стартов этой серии (я уже писал об этом когда-то в «Л.С.» №56 за 2012 год, не буду повторяться). Мне кажется, они могли бы даже попробовать в качестве первого шага оснежить только половину и в случае бесснежных зим проводить гонку по одному и тому же кругу дважды. А уж в том, что 30-километровая искусственная лыжная трасса всё равно поманит в регион лыжников со всей Эстонии и из-за рубежа, сомневаться не приходится…

Помните идею Весы-Пекки Сарпаранты о сооружении абсолютно фантастической Ямы (см. «Л.С.» № 31 за 2005 год)?

Дерзкая идея Весы-Пекки Сарпаранты - Яма глубиной с Останкинскую башню.
Дерзкая идея Весы-Пекки Сарпаранты — Яма глубиной с Останкинскую башню.

 Увы, эта идея так и осталась необыкновенно красивой, но не сбывшейся фантазией. Пожелаем Индреку Келку свою мечту воплотить в жизнь.


Источник

Loading