Прощаясь с биатлоном, Михаил Прохоров оставил новому руководству СБР «завещание» — небольшой, но емкий свод актуальной информации в виде пяти основных тезисов. В своем отчете Прохоров проанализировал прошлое и предложил идеи для новой команды будущее. Biathlonrus.com публикует полную версию «Пяти заветов» и продолжает вести текстовую трансляцию с заседания отчетно-выборной Конференции Союза биатлонистов России.
Завет №1. «Новое – не всегда хорошо забытое старое»
Вносить в стратегию НОВОЕ нужно постоянно опираясь на фундамент, на котором стоишь. Новое не всегда поддерживает большинство, а только «могучая кучка единомышленников», имеющая мужество стоять под шквалом критики и берущая на себя всю полноту ответственности за принятые решения. Пробивая новое, не стоит рассчитывать на славу – она достанется тем, кто идет после вас. Новой команде СБР тоже придется отвечать на два любимых вопроса: «Почему?» и «Что будем делать?».
Сегодня в нашем биатлоне созданы все базовые условия для системной творческой работы.
По каждому направлению развития определены цели и пути их достижения. Поступательно совершенствуется материальная база: уже восемь биатлонных комплексов имеют право принимать международные соревнования. Детско-юношеские школы получают необходимый инвентарь. Решены проблемы с финансированием.
Упорядочены правовые аспекты деятельности организаций, входящих в СБР. Внутрироссийская соревновательная деятельность чётко регламентирована. Понятна для всех разработанная система отбора в национальные сборные команды. Созданная единая электронная база «Русский биатлон» дает полную информацию о спортивных кадрах в рамках всей страны. Ни один вопрос в IBU не решается без учёта позиции России.
По популярности биатлон уверенно держит первенство среди всех видов спорта.
Так почему при всех этих условиях мы не наблюдаем той самой продуктивной творческой деятельности, рождающей спортивных звезд, ради которой это и делалось?
Почему так и не случились концептуальные, стратегические и тактические прорывы в организации тренировочного процесса? Почему так и не преодолен разрыв между успешными выступлениями на юниорских соревнованиях и долгого тяжелого встраивания в биатлонную элиту в более позднем возрасте? Почему научной группой проводятся тысячи различных замеров, а вывести спортсмена к важным стартам на пик формы получается не всегда?
Ответы на эти вопросы и практическое решение поставленных на их основании задач, должны стать главными на следующем этапе развития отечественного биатлона. И мы хотим внести свой посильный вклад.
Завет №2. «Убей в себе дракона»
Возможно, самой нелегкой работой для руководителя является борьба с мифами. Легендарные успехи советской биатлонной школы дали нам не только выдающиеся победы, которыми мы гордимся, но живущие и поныне мифы, мешающие развитию нашего любимого спорта. Хотим облегчить жизнь новой команде в этой трудной и часто неравной борьбе.
Миф №1 – наличие уникальных советских тренерских методик и разработок.
Заявляем со всей ответственностью – их нет, а если и есть, то они безнадежно устарели. За 25 лет спорт сильно изменился как технически, так и функционально.
Предлагаем: гордиться победами, поддерживать ветеранов и развивать современную тренерскую школу.
Миф №2 — наличие дружной биатлонной семьи.
Опять заявляем со всей ответственностью: никогда не было такой семьи, нет и не будет. Биатлон – очень сложный психоэмоциональный вид спорта, требующий глубокой внутренней индивидуализации и мобилизации. То есть биатлонист по определению плохо поддается «коллективизации» (наш тренерский совет – один из ярких тому примеров).
Что делать – смотрите наши заветы дальше.
Завет №3. «Измени мир вокруг себя, и сам будешь меняться»
В управлении российским спортом давно назрели системные изменения. Сегодняшняя структура управления биатлоном – сложная система взаимодействия между СБР, Минспортом, ОКР, ФМБА и регионами. Но, несмотря на успехи на Олимпиаде, налицо разомкнутость управленческой цепочки спорта высших достижений.
Необходимые решения:
— создать при Минспорте Центр переподготовки тренеров всех уровней. Сертификацию их после переподготовки возложить на спортивные федерации;
— создать под управлением Минспорта не менее 10 школ олимпийского резерва. Объединить лыжные и биатлонные школы, что даст не только экономию денег, но позволит решить проблему нехватки квалифицированных тренеров. В ходе подготовки детей и юношества (с 14 до 20 лет) необходимо учесть важность фактора их постоянного проживания на высоте;
— добиваться представительства российских специалистов в международных ведомствах, занимающихся антидопинговой работой; для возрождения спортивной медицины приглашать иностранных специалистов для преподавания в российских вузах;
— обследование и лечение спортсменов оставить в ФМБА; спортивную медицину передать в ведомство узкоспециализированных учреждений (Научно-исследовательские институты), входящих в систему Минспорта, при этом оставить спортивным врачам начисление медицинского стажа (справка – с 2010 года, когда спортивные врачи были выведены из Минспорта в ФМБА, им стали начислять медицинский стаж, до этого медицинский стаж спортивным врачам не шел).
Завет №4. «Не нужно изобретать велосипед, нужно, чтобы наш ехал быстрее остальных»
В современной инновационной деятельности есть такой термин – научный (инновационный) интегратор. Это центр постановки задач и стратегического планирования. Сам по себе он ничего не изобретает, но объединяет существующие или перспективные решения в единую цепочку для создания нового продукта. Пример – всемирно известная компания Apple.
Для успеха необходима концентрация интеллекта в одном месте и системная коммуникация с элементами цепочки. Этого как раз в нашем биатлоне не хватает, не говоря уже о российском парадоксе: тотальной нехватке квалифицированных тренеров при большом количестве талантливых спортсменов. Спасти ситуацию может только жесткая конкуренция.
Предложения:
1. Создать несколько тренерских групп полного цикла (тренеры, КНГ, врачи, сервис) — как на уровне сборных команд, так и в регионах — работающих по своим методикам. Обеспечить Правлению СБР доступ к анализу методик , созданию дорожных карт при выборе лучших. В этом направлении целесообразно сделать следующие шаги: сформировать практики коллективного мышления профессиональной коммуникации тренерских групп – проектные сессии по подготовке годовых тренировочных планов (раз в год), ежемесячные аналитические сессии по коррекции текущих задач (после каждых сборов).
2. Индивидуализировать тренировочный процесс, перейти на формат самоподготовки и работы в небольших группах. Конвейерная система больше не работает эффективно, несмотря на большое количество талантов. Непонимание этой проблемы – причина долгого и сложного пути одаренных юниоров во взрослую элиту.
Завет №5. «Никто не отменял цепочку: талантливый учитель – гениальный ученик, но баланс взаимоотношений изменился»
Сегодня биатлон стоит не на трех, а на пяти китах:
Современные методики функциональной подготовки;
Техническое оснащение;
Медицина;
Психология;
Коммуникация «тренер-спортсмен».
Сколько ты китов не запускай в биатлонный аквариум, без последнего кита результата не будет. Комплексное психологическое исследование первой сборной показало: абсолютное большинство наших спортсменов рассматривают тренировки как каторжную работу (с большим желанием сачкануть) и не понимают, для чего те или иные нагрузки.
Современный элитный спортсмен на 30% должен быть сам себе тренер, а его тренер (личный или из сборной) – это старший, более опытный товарищ и воспитатель.
Изменение отношения «тренер-спортсмен» — главный резерв нашего биатлона.
Решение: перевести деятельность тренеров с однобокого планирования только объёма нагрузок в рамках тренировочных заданий, на полноценное техническое обучение спортсмена.
Для этого:
— в ходе проектирования тренировочного процесса должна разрабатываться система увязывания в единый комплекс всех видов подготовки: функциональной, технико-беговой, стрелковой, технико-тактической, психологической. И именно в проект тренировочного процесса следует закладывать новые идеи с учетом всех ошибок прошедших сезонов и критических точек зрения специалистов, консультантов и самих спортсменов;
— следует искоренить сложившуюся практику, при которой зачастую план тренировки верстался тренерами прямо по ходу самой тренировки, что вызывало у спортсменов сомнение в понимании тренерами конечного результата своей деятельности;
— ввести в практику постановку перед спортсменами индивидуальных учебных целей, стимулировать у них желание к самообучению, саморазвитию, самоанализу. Это не только повысит их личную ответственность за результат, но и поднимет интерес к тренировочному процессу, в котором они почувствуют себя соавторами побед;
— внедрить в практику системную работу над формированием и поддержанием высокого уровня мотивации спортсменов, постоянной установки на победу и радость от тренировок и гонок.
— провести учебу тренерских групп вместе со спортсменами по объяснению современных системных показателей функциональной готовности к ключевым стартам.
Полный текст «Пяти заветов»