Во время недавнего визита руководства Международной лыжной федерации FIS в финский Лахти, в ходе которого инспектировалась подготовка города к чемпионату мира 2017г., один из тех, кто определяет тактику и стратегию развития лыжных гонок в мире Пьер Миньере (Pierre Mignerey) поведал об основных новинках и ожиданиях предстоящей зимы.
Борьба с гегемоном.
Одной из главных проблем для комитета по лыжным гонкам неожиданно стало …. тотальное превосходство одной страны. Именно такое дипломатическое определение использует руководство FIS применительно к Норвегии. Само название известной всем страны почему-то не произносится вслух. ФИСовцы не скрывают своего беспокойства: такая гегемония не идет на пользу виду спорта.
Обеспокоенность будет теперь подкреплена определенными мерами. В частности, изменится система квотирования (количественного допуска) на соревнования в пользу «слабых» стран.
В прежние года ведущие страны могли быть представлены 14-ю спортсменами на этапах Кубка мира, а дополнительные квоты на домашних гонках позволяли выставлять национальную команду в составе 24-х человек! Теперь лимиты для команд-лидеров снижены до 8-ми и 15-ти соответственно. Таким образом, почти 30%-ное сокращение квоты коснется не только Норвегии, но и России, поскольку эти команды использовали предыдущие нормы допусков в максимальной степени. Другие ведущие страны «пострадают» в меньшей мере. А вот, середняки и «слабые» национальные команды смогут расширить своё присутствие в кубковых гонках.
Дополнительные персональные места останутся за лидерами Кубка мира и Континентальных Кубков.
Основой для расчета индивидуальных квот станет рейтинг национальных команд (рейтинг Наций). В число ведущих стран, которые получат максимальный допуск 6 человек, теперь войдут 8 команд. Увеличенные квоты получат команды второго и третьего эшелонов. Значит, разница в количественном составе «больших» и «малых» стран уменьшится в сравнение с предыдущими сезонами.
Возрастёт вес (значимость) командных гонок для подсчета Национального рейтинга FIS.
Ещё одним весьма действенной помощью отстающим нациям будет финансовая поддержка. Опять-таки за счёт ведущих стран. Прежняя система распределения стартовой компенсации ведущим спортсменам была явно в пользу ведущих стран.
В распределении всех денег прошлого сезона смогли принять участие 14 стран. Львиная доля (94%) досталась представителям всего 8 стран. Норвегия заработала почти третью часть стартовых бонусов.
В новой предложенной системе этот фонд будет досягаем и для новичков.
Так называемая «Красная группа» (топ 30 индивидуального рейтинга), пребывание которой оплачивается оргкомитетом соревнования, будет сокращена вдвое. Освобожденные средства пойдут на компенсацию расходов другой группы – «Национальной поддержки». Эту новую группу составят лучшие представители разных стран из топ 20 Национального рейтинга. Следовательно, стран-бенефициаров станет на 30% больше. Разумеется, доход команд-лидеров заметно уменьшится.
Новые и старые эксперименты.
Публичная жеребьевка четвертьфинальных забегов в спринтерских гонках успешно прошла проверку в прошлом сезоне. Её регламент после квалификационного раунда останется без изменений.
Интервальный старт (гонки на время) также закрепится в том виде, что был предложен на большинстве соревнований прошлой зимы.
Такой порядок старта позволяет уделять больше эфирного времени лидерам во время телетрансляций.
Некоторые изменения претерпит регламент командного спринта, в финале которого теперь будут выступать 15 дуэтов.
Каким быть классическому стилю.
Пожалуй, самая обсуждаемая тема в разных экспертных сообществах. Комитет по лыжным гонкам после многих и долгих дискуссий заключил, что
А). Классический стиль, предполагающий только бесшажный ход – не самое лучшее решение.
Б). Для сохранения двухшажного лыжного хода необходимо протестировать и принять новые правила.
В.) Действовать можно по разным направлениям:
— изменять профиль и дизайн трасс
— ужесточение санкций за нарушение правил стиля
— внедрение запретных зон для использования бесшажного хода
— регламентация инвентаря и оборудования.
Некоторые из этих предложений будут реализованы в сезоне 2016/17. Национальным федерациям и оргкомитетам некоторых соревнований даны поручения протестировать внедрение запретных зон в классических гонках у юниоров и в дивизионах второго порядка.
Ограничение длины палок для классического стиля стало другим инструментом в борьбе с нашествием бесшажного хода.
«Наверное, неидеальное решение. Но пока это – единственный наш инструмент регулирования, — признался Пьер Миньери – Надо же было что-то попробовать. Вот, почему мы приняли столь позднее решение». По мнению спортивного директора лыжегоночного комитета нововведение не затронет бОльшую часть лыжников элиты. Им не придется привыкать к укороченным палкам, потому что средняя ростовка палок для классики по утверждению француза соответствует сегодня предложенному лимиту 83%.
Лично я скептически отношусь к введенному ограничению. Для подтверждения своей позиции я спросил у Пьера, палками какой длины он пользовался сам, будучи действующим лыжником (Миньери входил в состав сборной Франции в середине 90-х гг. и лучшие свои гонки провел классическим стилем). Он вспомнил сразу же, и оказалось, что тогда 20 лет назад он бегал с палками, превышающими нынешний лимит на 3 см!
Миньере обратил внимание на то, что инициатива ограничения исходила не от его комитета, а от представителей большинства ведущих лыжных стран и решение было принято после обстоятельных консультаций с экспертами из разных национальных команд и федераций. Россия не обозначила четко свою позицию в этом вопросе.
Длина палок будет измеряться с точностью до 0,5 см. Спортивный директор не волнуется по поводу возможных массовых нарушений нового правила. «Дисквалифицируем показательно обманщиков, другим не захочется лукавить» — объяснил свою уверенность Миньере.
Новые форматы гонок.
Первые годы своего директорства в Комитете FIS Пьер Миньере, отвечая на вопросы об изменении соревновательного календаря, уверял, что такой необходимости нет. Календарь хорошо сбалансирован и форматы гонок вполне удовлетворяют большинство интересантов. Теперь настало время если не перемен, то по меньшей мере корректировок. Основные направления скорых поправок можно определить тезисами:
Как известно, новая многодневная гонка, запланированная в сезоне 2019/20, пройдет на трассах Шотландии, Швеции и Норвегии. Лыжные могодневки прочно закрепились в календаре. Вот, почему напрашивается тема нового чемпионата мира в таком формате. Такой вопрос уже стоял в повестке дня несколько лет назад при предшественнике Миньере – Йорге Каполе, который нынче является директором всего FIS по маркетингу. Кстати тогда первыми и единственными претендентами на проведение нового чемпионата были российские регионы.
Миньере ответил, что пока этот вопрос не рассматривается. Находившийся рядом президент FIS Ж.-Ф. Каспер подтвердил, что в ближайшее время ещё один чемпионат мира для лыжников нереален. Но руководство Международной федерации готово рассмотреть проработанный проект.