Наступила зима, близится соревновательный сезон, и для многих активных участников лыжных соревнований встанет вопрос о том, как сделать свои лыжи более конкурентоспособными. Одним из способов ухода за лыжами и улучшения их скользящих свойств является шлифовка скользящей поверхности камнем с нанесением на неё определенного рисунка – штайншлифт. О преимуществах, которые дает данная процедура, рассказывает Юрий Фролов – генеральный директор московского магазина «СпортДепо», в котором данная услуга предоставляется.
— В нашем магазине «СпортДепо» в Сокольниках установлена машина для нанесения штайншлифта производства итальянской фирмы Swecom. Ей один год, и она была установлена у нас в прошлом году непосредственно производителем данных машин. На сегодняшний день SVECOM – это мировой лидер среди штайншлифт-оборудования и используется для нанесения структур на лыжи большинством сборных команд в Кубке мира по лыжным гонкам.
— Почему вы решили установить у себя именно машину SVECOM, а не оборудование какого-либо другого производителя?
— Мы выбрали эту машину, потому что, по отзывам сборных команд, она самая лучшая. Многие сборные используют оборудование не одной, а нескольких фирм, но если те фирмы могут быть разными, то машина SVECOM есть у всех.
— Но ведь такая же машина есть у одного из ваших конкурентов. Зачем было идти в ту же нишу и создавать дополнительную конкуренцию?
— Дело в том, что лыжников в Москве очень много, их хватит не на одну и не на две машины. Просто сейчас потребителями услуги нанесения структуры на лыжи являются в основном лыжники-профессионалы, заряженные на высокий спортивный результат. Что касается широкого круга любителей, то пока они этой услугой пользуются нечасто: большинство лыжников её вообще не делает, кто-то пользуется ручной циклевкой, кто-то попросту покупает новые лыжи. А услуга эта, на самом деле, уникальна. Машинная обработка лыжи полностью восстанавливает скользящую поверхность. Ведь за сезон любители, у которых как правило есть одна-две пары лыж, не только бегают на них, но и тренируются, причем часто по жесткому снегу, наносят на скользящую поверхность порошки, работают скребками и так далее. После этого невооруженным взглядом видно, что скользящая поверхность лыжи становится закатанной, подожженной, неровной с заваленными краями, скругленными углами кантов. А после нанесения машинной структуры, ты понимаешь, что держишь в руках новую лыжу с ровной, гладкой скользящей поверхностью, с обновленным слоем пластика, на котором полноценно будет работать смазка.
Таким образом, мы считаем, что потребителем данной услуги может быть не только участник Кубка мира или, допустим, чемпион Москвы или Московской области, а любой участник соревнований по лыжным гонкам. Нанесение штайншлифта продлевает срок службы лыжи и позволяет дольше не переводить пару в разряд тренировочной, так как, если на лыжах постоянно бегать, они постепенно начинают ехать хуже. А после машинной обработки лыжи фактически возвращаются к своему первоначальному состоянию. Для наглядности можно сравнить данную услугу с услугой, например, заточки коньков, необходимость которой ни у кого сомнения не вызывает.
К тому же в прошлом году мы очень плотно поработали над тестированием лыж. Мы откатывали наши шлифты практически каждый день и сравнивали их с заводскими шлифтами Fischer. И такого, чтобы заводская структура Fischer ехала лучше, не было ни разу – в лучшем случае также. Таким образом, можно смело говорить о том, что штайнлифт можно делать не только для восстановления поверхности, но и на новые лыжи – чтобы они лучше ехали.
Благодаря этой работе по откатке мы сможем удовлетворить потребности не только любителей, которые обычно наносят одну-две универсальных структуры, но и профи, в распоряжении которых достаточно пар лыж разных конструкций и с разным пластиком. Они смогут выбрать целый ряд узкоспециализированных структур, которые в определенном температурном диапазоне, на определенном снегу показывают великолепную работу. Имея набор лыж с такими специализированными структурами на большинство погодных условий, профессиональный гонщик может быть уверен, что он получит максимально хорошее скольжение лыж практически в любой гонке. Конечно, мы прекрасно понимаем, что не только структура определяет работу лыж в гонке, но по крайней мере за этот компонент спортсмен может не беспокоиться.
— Надо ли после штайншлифта проводить базовую обработку лыж, или можно сразу идти и кататься?
— Да, после штайншлифта надо обязательно проводить базовую обработку лыж парафинами, так как после обработки новый слой пластика при взаимодействии с воздухом подвержен окислению. У нас такая услуга есть, и при желании мы можем её предоставить. Кстати, в этом сезоне мы планируем её перевести и разряда опций в комплект к нанесению структуры. Минус такого подхода в одном – под слоем парафина человек не видит результат работы.
— Ни для кого не секрет, что помимо качества машины и камня, важно, чтобы на ней работал квалифицированный специалист.
— Безусловно, мы уделяем этому фактору огромное внимание. Уже трижды в Москву приезжали, чтобы проводить обучение, итальянские специалисты из Swecom, а в этом году мы отправляли сотрудника на практику в Италию. Причем обучение проводил непосредственно разработчик, то есть человек, сконструировавший этот станок. Он сам до сих пор в деле, до сих пор занимается разработкой структур, обслуживанием.
Кстати, вы говорили о качестве камня, а я хочу обратить внимание на то, что камней в машине не один, а несколько. На разные погоды применяются камни с разной фракцией. Так что даже один и тот же рисунок структуры, но нанесенный разными камнями, может по-разному ехать. Также очень важно точить камень перед нанесением структуры на каждую новую пару, потому что он имеет свойство затупляться, и нанесение рисунка получается не таким качественным.
— Какой набор структур вы предлагаете?
— Все предлагаемые нами структуры есть на сайте. Они различаются по тому, для какой температуры, типа снега, стиля катания они предназначены. В этом году у нас появятся новые структуры, которые уже зарекомендовали себя на рынке. Всего на данный момент доступно 17 структур. Только хочу сразу обратить внимание потенциальных потребителей данной услуги, то не следует относиться к указанным температурным диапазонам как к истине в последней инстанции. На них можно ориентироваться, как мы ориентируемся на температурный диапазон, указанный на банках с порошками или парафинами, но существует множество нюансов, которые невозможно указать в описании. Так, на одну и ту же погоду существует с десяток порошков, а лучше всех себя проявит только один. Так же и со структурами – у нас есть, например, несколько структур на температуру выше 0 градусов. Чтобы выбрать, какая из них подойдет тому или иному лыжнику, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами, у которых уже есть накопленный опыт в этой области.
— Работаете ли вы с кем-то из профессиональных спортсменов или любителей высокого уровня?
— Мы давали лыжи с нашими структурами в сборные команды, и получили отзывы о том, что эти лыжи конкурентоспособны, участвуют в откатке с боевыми парами и полностью соответствуют высочайшему, мировому уровню соревнований.
— Какова стоимость данной услуги?
— Стоимость достаточно невысокая – 1200 рублей за обработку одной пары лыж. Она сравнима с нанесением фтористого порошка, но, согласитесь, что пользы от неё гораздо больше, хотя бы потому, что порошок наносишь на одну гонку, а структура работает целый сезон.
— Как вы оцените, востребована ли данная услуга?
— Отвечу на этот вопрос так: «Мы в силах делать больше пар, чем делаем сейчас». Я проводил небольшой маркетинг, который показал, что мы обрабатываем приблизительно столько же пар лыж, сколько и наши конкуренты. Но у них эта работа построена следующим образом: они собирают лыжи, и когда их набирается определенное количество, приходит человек, и эти лыжи обрабатывает, а остальное время станок простаивает. Мы же хотим, чтобы наша услуга предоставлялась постоянно. Например, пришел человек к определенному времени, отдал пару лыж и сразу же, через 20-30 минут получил их обратно с новой структурой.
— Планируете ли работать с клиентами из регионов?
— Это наша перспективная задача. Мы хотим наладить прием и отправку лыж с помощью транспортных компаний от клиента к нам и обратно, хотим, чтобы эта услуга была максимально удобной и доступной. Если два-три года назад это сделать было совсем непросто, то сейчас транспортные компании, которые занимаются перевозкой грузов, очень сильно подтянулись, и в текущих условиях реально всё это организовать. Считаем, что эта услуга будет востребована. По крайней мере, это гораздо удобнее, чем, как до сих пор некоторые делают, собирать чехлы с лыжами и отправлять их неизвестно куда в Австрию или Финляндию.
Также для спортсменов и тренеров из регионов очень важна возможность записаться на определенный день, определенное время, подъехать, сделать штайншлифт и получить свои лыжи обратно в тот же день, так как многие бывают в Москве проездом. Эта возможность доступна уже сейчас.
Подробно непосредственно о нанесении структуры на лыжи рассказывает специалист, отвечающий в «СпортДепо» за данную услугу – Артём Самигуллин.
Артем, мастер по нанесению структур:
— Обработка лыж на шлифт-машине делается в три этапа. Первый этап – черновая обработка лыж. Мы убираем с лыжи старую структуру. Второй этап – сглаживание неровностей и подготовка глянцевой поверхности лыжи. Третий этап – непосредственно нанесение самой структуры. Если раньше у нас было по одному камню на каждый этап работы, то теперь производитель облегчил нам задачу, и одним и тем же камнем можно проводить черновую обработку и делать заглаживание. При смене камня не нужно делать никаких дополнительных настроек, он одевается на конусное основание и таким образом он сам по себе сбалансирован.
Далее мы с помощью программного обеспечения, которое уже имеет ряд предустановленных программ, выбираем нужный тип черновой обработки в зависимости от состояния скользящей поверхности лыж. Если она сильно повреждена – снимается чуть больший слой пластика, если несильно – чуть меньший. В основном мы стараемся работать по заводским программам, но если требуется какая-то совсем уж суровая обработка, мы можем эти настройки регулировать самостоятельно, чтобы снимался больший слой пластика.
Перед первым пуском машины в каждый из дней производится базовая заточка камня. Всё это делается с помощью специальных алмазных резцов, установленных внутри машины. Программой заданы все параметры, и нельзя в целях экономии времени поточить камень плохо, машина сама прекращает заточку, когда эти параметры достигнуты.
После того как с лыж снята старая структура, а поверхность выровнена, на лыжи за один проход наносится новая структура. Все виды структур также уже запрограммированы, и нам не надо каждый раз тратить время на выставление всех параметров.
Посмотреть, как происходит нанесение структуры, можно в видеоролике на YouTube: