16.09.2024

Новости партнеров Skisport.Ru: Путь к скорости

Новости партнеров Skisport.Ru: Путь к скорости

Ботинки, лыжи и крепления –
это один интерфейс, то есть вещи взаимосвязанные. Грамотное совмещение этих
трех составляющих —
и есть путь к скорости. Хрустящий снег, вековые ели и гладкая лыжня – в таких
условиях очень хочется быть на финише первым. Для этого нужно грамотно подобрать
каждый из трех компонентов — утверждает эксперт PRO «Спортмастер»
ГИПЕР Сергей Марцинкевич.

IMG_1548.JPG

Основной упор делаем на
лыжи. В первую очередь, всех всегда интересовала скорость и, даже если с
техникой бега все в порядке, то неправильный подбор лыж может свести все усилия
на нет. По заверениям разработчиков, можно подобрать комбинированные лыжи, которые
подойдут для катания как коньковым стилем, так и классическим. Однако лыжи для
двух перечисленных видов катания принципиально отличаются. Они абсолютно разные
по жесткостным характеристикам, а именно правильно подобранная под конкретный
вес жесткость эпюра, то есть прогиба в средней части лыжи, позволяет развить
максимальную скорость при перемещении по лыжне.


IMG_1598.JPG

Что касается бега коньковым
стилем, то здесь на первый план выходит так называемая «торсионная» жесткость,
то есть жесткость лыжи на скручивание. В «классической» лыже такая жесткость не
предусмотрена, поэтому кататься на таких лыжах коньком, мягко говоря,
некомфортно. И совершенно точно в этом случае ни о каких высоких результатах не
может быть и речи.

Но вернемся к главному — к
скорости. Определяющим параметром при подборе лыж является их длина. Для
катания коньком идеальным вариантом будет комплект примерно на 10 сантиметров
длиннее вашего роста. Причем сейчас тенденция в профессиональном спорте такова,
что большинство склоняется к выбору и более длинных лыж. Это делается как раз
для достижения максимальных результатов, ведь у более длинной лыжи накат
больше. Что касается лыж для катания классикой, то здесь нужно выбирать уже
пару на 18-25 сантиметров выше. Важным параметром для достижения максимальной
скорости также является толщина лыжи. Усредненный стандартный показатель для профессионалов — до 45 мм.

Еще один момент, о котором
многие забывают, или уделяют ему недостаточно внимания — это подбор по весу.
Конечно, есть в продаже недорогие модели, на которых этот показатель не указан,
причем даже у компании Fischer есть такие варианты. Однако на лыжах, близких
хотя бы к полупрофессиональному уровню, вес лыжника указан в обязательном
порядке. Например, у компаний Salomon и Atomic следует внимательно
смотреть на маркировку на средней части лыжи. Первая строчка – номер партии, а
нас интересует вторая, где и указан весовой диапазон. Например, если указаны
цифры – 55-78, то эта пара лыж подходит для спортсмена весом от 55 до 78
килограммов. И здесь зачастую очень сложно подобрать правильное соотношение
длины и весовых характеристик лыж, потому что большинство обычных людей, то
есть НЕ профессиональных лыжников, не имеют спортивного соотношения роста и
веса, который можно вычислить, отняв от роста 110. Идеальный подбор лыжи по
росту и весу является одним из ключей к скорости, во многом именно поэтому все
профи катаются на лыжах, изготовленных на заказ. Но даже если вам повезло и в
закромах одного из спортивных магазинов вы сумели найти пару, идеально
подходящую и по росту, и по весу, нужно понимать, что ездить и коньком, и
классикой вы не сможете. Причина проста. При катании классическим стилем под
колодку, то есть под среднюю часть лыжи, кладется мазь держания. Именно она
позволяет отталкиваться от снежного покрова в тот момент, когда мы переносим
вес на одну из лыж. В это же время вторая лыжа, которая разгружена, скользит на
носке и на пятке. При этом скользящие поверхности обработаны парафином.

IMG_1587.JPG

Если вести речь о катании
«коньком», то на первый план выходит боковое движение, которое идет от пятки и
в этом случае, очевидно, что мазь держания противопоказана, так как лыжа просто
не будет скользить. Таким образом, если вы покупаете одну, так называемую,
«комбинированную» пару, то нужно понимать, что в один день вы катаетесь
классикой, в другой коньком. Или постоянно возите с собой набор мазей и восков
и обрабатываете лыжи, что называется, в полевых условиях. Кстати, в этом случае
достаточно сложно будет грамотно определить границы нанесения мази держания для
катания классикой. Это очень тонкая наука, причем индивидуальная для каждого
спортсмена и зависит от его техники бега. Стандартным местом нанесения является
область, с одной стороны ограниченная каблуком вашего ботинка. К этой точке
нужно прибавить примерно 55-60 см в направлении носа лыжи. В этот промежуток
вроде бы и следует наносить мазь, но при этом начинается абсолютный
эксперимент, ведь вышеуказанные границы зависят как от погоды, так и от
состояния трассы. Все это может привести к настоящей катастрофе на лыжне. Если
вы «перемажете» лыжи, то они будут цепляться за снег и плохо ехать. В обратном
случае вы обрекаете себя на постоянное проскальзывание.

Для достижения максимальной
скорости необходима правильная «настройка» лыж. О тонкостях работы с
современными парафинами нам рассказал мастер спорта по биатлону, ведущий
телеканала «РОССИЯ 2» Илья Трифанов:

— Основа-основ — это сама скользящая
поверхность. В современных лыжах она изготавливается из высокомолекулярного
полиэтилена. Если поверхность изготовлена качественно, то скольжение уже будет
неплохим. Для повышения скорости нужно на этот пластик нанести структуру,
подходящую под конкретную погоду. Структурой в лыжном спорте называют рисунок,
который как бы «выцарапывается» на скользящей поверхности. Общее правило при
работе со структурой: чем теплее на улице, тем более крупный и рельефный
рисунок с максимально глубокими бороздками нужно наносить. Таким образом, при
сильном морозе можно бежать на практически гладком пластике. После того как мы
нанесли структуру, необходимо обработать поверхность водоотталкивающими
средствами. Наибольшую популярность уже давно имеет парафин. Также высокими
водоотталкивающими свойствами обладает фтор. Поэтому всем рекомендую
использовать фторосодержащие парафины, эмульсии или порошки. Они стоят дороже
обычных, но именно эти средства обеспечат наилучшее скольжение, а,
следовательно, и максимальную скорость. Еще одна тонкость при подборе смазки –
длина дистанции. Чем она больше, тем больше грязи наберет скользящая
поверхность к финишу. Поэтому, если вы бежите длинную дистанцию, например 50
километров, то целесообразно вообще не мазать лыжи, ведь грязь, которую они
наберут за первые километры, будет тормозить вас на оставшейся части дистанции.

Переходим к подбору
креплений. На данный момент существует две хорошо зарекомендовавшие себя
системы: SNS (собственная разработка компании Salomon) и NNN от норвежской компании Rottefella.

Причем обе они могут
выпускаться под разными брендами. Это может быть и Fischer, и Salomon, и Atomic. Отличить визуально их можно очень просто. Крепления SNS имеют один широкий профиль, в то время как NNN – два
узких.

Что касается системы SNS, то существуют два вида креплений. Это система c одной
осью, то есть с одной точкой крепления ботинка, и система Pilot — с двумя осями. В первом случае возвращению ботинка в исходную позицию
при катании помогают «флексоры» —
резиновые вставки в передней части крепления. В системе Pilot предусмотрен второй «рычаг», который отвечает за возврат ботинка.

Классической технологией на
данный момент все-таки можно считать морально более устаревшую, но зато
максимально проверенную временем технологию с использованием «флексоры», и
именно ее использует большинство профи для достижения максимальной скорости.
Одним из преимуществ такой системы является легкая и предсказуемая замена этой
резиновой вставки, которая со временем приходит в негодность. Также разные по
жесткости «флексоры» можно ставить и в зависимости от стиля катания: коньком
или классикой.

В завершении не забудем и о
третьей составляющей нашего «лыжного» интерфейса. Это ботинки. Как и лыжи, они подразделяются на
классические и коньковые. Классические по высоте схожи с обычными полуботинками
для ходьбы, что обеспечивает необходимую подвижность голеностопа.

Ботинки для катания
коньковым стилем, напротив, из-за максимальных боковых нагрузок должны
гарантировать максимальную жесткость в голеностопе. Это необходимо как для
того, чтобы максимально понизить опасность получения растяжения или даже
перелома, так и для обеспечения правильной техники. В топ-моделях от брендов Salomon и Fischer необходимая плотность и неподвижность в голеностопном суставе
обеспечивается за счет специальных карбоновых вставок.

Принципиально отличается и
подошва двух видов ботинок. Если у классических она делается достаточно гибкой,
то у коньковых не сгибается вообще, так что для комфортного и, главное,
быстрого катания к двум парам лыж нужно добавить еще и две пары ботинок. Одним
словом, выбирайте правильное трио: лыжи, крепления, ботинки — и вперед на
лыжню!


Источник

Loading