Некоторое время назад стало известно, что российские биатлонисты могут остаться в новом сезоне без патронов из-за санкций, под которые косвенно попал и финский поставщик боеприпасов. После этого руководство Союза биатлонистов России (СБР) всерьез задумалось над тем, чтобы покупать патроны «у своих». Непосредственно главного атрибута лыжных видов спорта санкции пока не коснулись. Однако не исключено, что вопрос и в этой плоскости рано или поздно может стать ребром. Накануне старта зимнего сезона «Известия» выяснили, почему российские спортсмены предпочитают немецкие лыжи, когда российский производитель — Балабановская фабрика в Калужской области — удерживает мировое лидерство по производству и продажам лыж для любителей.
Представитель известного норвежского производителя в России Николай Припусков считает, что причина, по которой спортсмены не поддерживают отечественного производителя, кроются в недостаточном для спорта высших достижений качестве.
— Оборудование Балабановской фабрики — самое современное. Оно позволяет производить суперлыжи, но сколько они ни пытаются их делать, почему-то продукция получается недостаточно удачной в сравнении с известными зарубежными брендами, — рассказал Николай Припусков. — Когда мы пытались разместить у них заказ, лыжи по жесткости получались не совсем стабильными. Они действительно производят очень много продукции, но из-за того, что целью является прибыль, страдает качество. У лыж, которые делает Балабановская фабрика, почему-то очень маленький ресурс: грубо говоря, после 500 км пробега они начинают рассыпаться. При этом лыжи, сделанные в Австрии или Норвегии, имеют большую устойчивость при высоких нагрузках и частом использовании.
Однако коммерческий директор предприятия по производству лыжного инвентаря в Балабанове Татьяна Кашникова уверена, что российские спортсмены-профессионалы не используют отечественные лыжи только потому, что связаны спонсорскими контрактами с зарубежными производителями.
— На сегодняшний день мы покрываем 70% мирового рынка. Зарубежные сети и фабрики заказывают у нас инвентарь, а потом продают под своим брендом, — рассказала Кашникова. — Спортсмены в основном ездят на спонсорских лыжах, потому что за это они получают деньги. Это вопрос бизнеса. Мы же не готовы производить лыжи и платить за то, чтобы спортсмены на них бегали. Обычно в таких случаях всё ставится на государственный контроль. Надеюсь, со временем мы к этому придем. Например, в этом году у нас заказывали лыжи для военных училищ. Самые дорогие — тысяча рублей. Конечно, вам скажут, что наши лыжи — плохие. Но спортсмены их даже в руках не держали. Мы проводили эксперимент: покрасили наши лыжи в белый цвет и дали эксперту. Так наши в итоге обогнали немецкие. Мне кажется, это в большей степени вопрос психологии.
Николай Припусков, в свою очередь, уверяет, что контрактная система, при которой спортсмены бесплатно получают инвентарь и используют его и в качестве рекламы, появилась из-за того, что отечественный производитель не мог создать конкурентоспособный продукт.
— В советское время производились всего две модели: «Россия» и «Эстония». На них сборная выступала в далекие времена. Но как только промышленность перешла на производство пластиковых лыж и появились немецкие и даже югославские лыжи, наши в этом плане сразу начали отставать. Пробовали делать что-то подобное, но всё это было неконкурентоспособным. Тогда-то и федерации, и спортсмены стали работать по контрактной системе. Это сотрудничество продолжается до сих пор. В том числе и в связи с конкурентной борьбой межу брендами, в которой постоянно улучшается качество лыж, — добавил Николай Припусков.
Анатолий Хованцев, бывший старший тренер биатлонных сборных России, Финляндии, Эстонии и Украины, ныне возглавляющий финский клуб «Контиолахти», где тренируется чемпионка мира Кайса Мякяряйнен, предложил опробовать отечественные лыжи на молодежи, чтобы понять, насколько они конкурентоспособны.
— С развалом СССР промышленность по производству лыж рухнула. Знаю, что люди, которые хотели бы наладить производство, есть, но другой вопрос — насколько это реально. Я вообще не слышал, чтобы у нас выпускали конкурентоспособную продукцию. Если бы было иначе, на них бы уже давно бегали. Если есть амбициозные фабрики, то пусть они предлагают. Для начала проверим их в деле на наших юниорских и молодежных командах, — заявил Анатолий Хованцев. — Качество отечественных лыж можно определить только в сравнении с лидерами рынка. Я за то, чтобы были наши винтовки и наши лыжи. Понятно, что элитные спортсмены обеспечены контрактами — а остальные? Подрастающему поколению приходится покупать дорогостоящий импортный спортинвентарь. Поэтому нужны инвесторы, которые готовы вложиться, чтобы возродить отечественное производство, но при этом чтобы оно отвечало всем международным требованиям.
Источник: Известия