Интервью skisport.ru
По сложившейся доброй традиции в ноябре, то есть прямо перед стартом сезона серии Висма Ски Классикс, мы сидим с Никитой Евгеньевичем Таммом в его кабинете в офисе компании «БиохимМак» и рассуждаем о шансах команды Русская Зима в предстоящем сезоне.
— Позади – два сезона Русской Зимы. В первом сезоне у вас было 5-е общекомандное место, довольно яркие выступления на отдельных этапах: призовые места Вокуева, Шемякина, Власовой, на каком-то этапе розовую майку лидера в молодёжном зачёте примерила Настя Рыгалина — хороший был год, в определенном смысле прорывный, памятный. А второй сезон, то есть прошедший, чем запомнился?
— В первую очередь непростой логистикой, необходимостью решать множество непривычных проблем. То есть всё, что было связано с коронавирусом, запомнится после прошедшего сезона совершенно точно. И на фоне этих сложностей, на фоне всех этих проблем, с которыми мы столкнулись — достаточно яркое вступление команды. Во-первых, ещё никогда такого не было, чтобы лидер команды – а я говорю о Ермиле Вокуеве – четыре раза поднимался на подиум. И он не только четыре раза поднялся на пьедестал по итогам сезона, он завоевал звание горного короля, что тоже произошло впервые в истории команды. Но при этом не только Ермил завоевал майку горного короля, но и Макс Вылегжанин вошёл в тройку по итогам спринтерского зачёта. Конечно, это тоже немалый такой успех. Плюс два наших молодых спортсмена, в прошлом году это были Настя Рыгалина, Дима Баграшов — они тоже всё время были на виду и всё время были близко с точки зрения борьбы за розовую майку лидера среди молодых гонщиков. Да, им ни разу не удалось выступить в этой майке, но всё-таки они за неё боролись. А вот Ермил в нескольких гонках вышел на старт в клетчатой майке горного короля, и Макс Вылегжанин выступал в зеленой майке лидера спринтерского зачёта. Понятно, что иногда не стартовал тот или иной человек, который должен был выступать в этой майке в тот момент, и майка передавалась следующему. Но, тем не менее, и Максим стартовал в зеленой майке, и Ермил в клетчатой – всё это такие достаточно яркие запоминающиеся моменты.
Конечно, очень запомнилась ситуация, когда Ермил не смог выехать на заключительные гонки серии, и судьба его клетчатой майки горного короля зависела от того, как выступят ребята, смогут ли они отобрать очки у тех гонщиков, которые преследовали Ермила в этом зачёте. И ребята приложили весьма значительные усилия, чтобы на горных промежуточных финишах, может быть, в ущерб себе, попытаться отобрать очки у конкурентов Ермила и оставить победу за нашим товарищем в этой номинации. И всё в итоге получилось, и команда здорово сработала, и Ермил стал горным королём, и это реально одно из самых ярких воспоминаний о прошлом сезоне.
— Общекомандным четвёртым местом доволен?
— Понимаешь, я бы был доволен третьим местом, может быть даже и вторым или первым, как бы мои слова ни прозвучали сейчас нагловато. Но ведь уже на протяжении двух последних сезонов команда чётко показывает, что мы можем бороться за призовое командное место по итогам сезона. Мы держимся до последнего, до самых последних гонок на четвёртом или даже на третьем месте, как это было в прошлом году. Мы в прошлом году третье место упустили только на самом последнем старте. И упустили потому, что у нас в этой гонке не было всех лидеров, не было полного зачёта. Потому что, как ни крути, когда весенние старты в Ски Классикс начинают накладываться на чемпионат России, на ведомственные соревнования, ребята вынуждены выступать в России, и из-за этого мы вторую весну подряд упускаем очки и упускаем общекомандное призовое место. Поэтому тактика наша и на этот сезон будет — набрать максимум очков в зимний период и попытаться сделать какой-то задел перед весенними этапами. Потому что опять будут те же самые проблемы, опять мы будем по итогам начала зимы уверенно, дай бог, в тройке, максимум в четвёрке, а потом переедем в Скандинавию и там начнём терять наши позиции из-за того, что лишимся наших сильнейших.
Правда, в этом году мы решили всё-таки в начале сезона заявить не десять, а восемь человек, чтобы оставить два места на постолимпийский период — возможно, после Олимпиады нам удастся убедить тренеров сборной отпустить кого-то из сильных гонщиков на последние этапы. Но это, опять-таки, будет зависеть от многих разных обстоятельств. Мы пока не заявили Настю Рыгалину, но мы на неё очень надеемся. Может быть, нам удастся договориться с федерацией, с Егором Сориным о том, что в январе на паре гонок она за нас выступит. Ну и, естественно, особенно мы на неё рассчитываем в послеолимпийский период. Опять же, очень многое будет зависеть от самых разных обстоятельств: как Настя будет выступать в предолимпийских стартах — отберётся она на Олимпиаду или не отберётся? В общем, одно место мы держим за Настей, а последнее, десятое, как мы говорим — под какую-нибудь «звезду». Как, делают, собственно, скандинавы – прошлогодние весенние старты показали, что практически все шведские и норвежские команды привлекли членов своих национальных сборных на один-два марафона и тем самым как повысили интерес к своему выступлению, так и добавили себе командных очков. Понятно, что эти спортсмены, приезжающие на две-три гонки, не могут претендовать на какие-то серьёзные позиции в личном зачёте, но добавить ярких красок к выступлению команды, принести дополнительные очки они точно могут.
Молодёжь
— Настя Рыгалина, Дина Некрасова и Дима Баграшов.
К Диме Баграшову вообще нет никаких претензий, мы им очень довольны по прошлому сезону, и он вполне достойно выступал. Но всё-таки на выступления молодых гонщиков мы должны смотреть с точки зрения интересов команды. Да, юниорские очки имеют полуторный коэффициент, если спортсмен попадает в первые два сильнейших в команде, а если не попадает, то его очки плюсуются с коэффициентом 0,5 к очкам первых двух гонщиков. То есть иметь в команде молодых гонщиков или гонщиц очень выгодно. Но при этом, например, Дина Некрасова было в двадцатке неизменно, а тому же Диме Баграшову попасть в двадцатку было практически нереально, хотя трижды он был к этому очень близок, и полезность Дины в этом смысле была выше, чем у Дмитрия.
Я посмотрел заявочные листы на этот сезон и увидел, что практически все команды пошли по пути привлечения молодёжи – почти во всех командах появились молодые девчонки, причём достаточно сильные. То есть все понимают, что с точки зрения командной борьбы это такой достаточно выгодный манёвр.
К сожалению, Дина в прошлом году, хотя она и была заявлена с самого начала, переболела ковидом – это тоже такой серьёзный фактор прошлого года – она потом довольно долго восстанавливалась. Но перед весенней частью сезона Дина провела с Максимом Вылегжаниным сбор в Рамзау в Риттисе, и этот сбор очень помог ей встать на ноги – благодаря ему она смогла участвовать в последних гонках серии, и участвовать весьма достойно.
Конечно, я не говорю сейчас по поводу Насти Рыгалиной – понятно, что как раз прошлый сезон и показал, что она с точки зрения настроя на борьбу, с точки зрения самоотдачи во всех гонках очень выросла. И для нас совсем не удивительно, что её в этом году пригласили в сборную России, потому что её характер, её возможности, её желание бороться — всё это в прошлом году проявилось с лучшей стороны.
Самые полезные гонщики
— Самыми полезными гонщиками с точки зрения очков в прошлом году стали Алексей Шемякин, Александр Гребенько и Анастасия Рыгалина. Кто в этом году был самым полезным гонщиком команды?
— Конечно, Ермил. А первая четверка выглядит так: Ермил, Максим, Ольга Царёва и Настя Рыгалина.
Представь, Максим выступил во всех гонках сезона, и такого тоже ещё ни разу не было в истории наших марафонских команд — он принёс очень большое количество очков. Ольга тоже такой боец до мозга костей, и она готова биться за команду в любой гонке в любом своём состоянии. К сожалению, в прошлом году у неё конец сезона не сложился — она заболела как раз перед Васалоппет, что было очень обидно, она к этой гонке серьёзно готовилась и, даже чувствуя серьезное недомогание, вышла на старт. Но в тех гонках, в которых Ольга участвовала, она всегда выкладывалась на сто процентов. Так что в прошлом сезоне у нас было четыре явных лидера.
— Получается, произошла почти полная смена самых полезных гонщиков: были Шемякин, Гребенько и Рыгалина, а стали — Вокуев, Вылегжанин, Царёва и Рыгалина.
— Получается, что так.
— Я заглянул в наше с тобой прошлогоднее интервью и обнаружил там твой прогноз о том, что лидером команды станет Лёша Шемякин…
— Ну, видишь, не судьба. Всю первую половину зимы Лёша проболел. Кроме того, его не отпускали из России из-за каких-то там проблем на службе, ребёнок родился — то есть у него много всяких событий произошло в первой половине сезона… Поэтому, когда он в феврале присоединился к нам, было видно, что ему тяжело. Но потихонечку, потихонечку он начал приходить в себя, и к последним гонкам стал, я бы так сказал, совсем на себя прошлогоднего даже и похожим. И я надеюсь, что в этом сезоне Лёша отыграется за прошлую зиму.
— Но по факту лидером команды стал Ермил?
— Скажем так, по факту лидером команды всегда был именно Ермил, просто в прошлом году ему довелось принять участие всего в трёх гонках, да и то в одной из них, в Зеефельде, он упал на последнем перед финишем спуске, поэтому в рейтинге самых полезных гонщиков команды в прошлом году он оказался лишь на четвёртом месте. А в этом году у него сезон сложился, он смог принять участие в большем количестве гонок, и было видно, что он это делает с удовольствием, и это принесло свои результаты. Быть в тройке призёров на всех гонках Гранд-тура, а Гранд-тур, я напомню, это Джизерка, Марчалонга и Васалоппет! На Марчалонге он был третьим и показал, если помнишь, лучший результат в горе –на последнем подъёме к Кавалезе он сумел выбрать отставание, догнал, вышел в лидеры и только на самых последних метрах уступил. Мне кажется, что это такое замечательное достижение. Напомню, что Биркебейнер Рённет в прошлом году отменили и перенесли в Швецию, а Ермил особенно хорошо бегает эту гонку, так что, не отмени этот норвежский этап, достижение Ермила, быть может, стало бы ещё более весомым.
Потери
— Я так понимаю, что капитан команды Лёша Двоскин покинул команду?
— Да, и это было наше взаимное решение. Лёша — взрослый человек, дорожащий своими именем и репутацией, он понял, что надо вовремя остановиться. Если в позапрошлом сезоне он не просто участвовал в спринтерских разборках на промежуточных финишах, но и занимал ещё и весьма приличные места на финише в общем зачёте, то по прошлому сезону стало понятно, что ему уже тяжеловато совмещать такое зарабатывание спринтерских очков с хорошими результатами по итогам всей гонки. Хотя он и в этом году очень достойно выступал на спринтерских промежутках. Я сейчас боюсь соврать, но он среди наших, наверное, тоже в тройке лучших по спринтерским очкам. Однако он понял для себя, что последним среди лыжников Русской Зимы быть не хочет — это для него и морально тяжело, и физически не приносит достаточного удовлетворения. Поэтому как-то понемногу всё шло к тому, что Лёша закончит свои выступления за команду. И всё-таки мы не теряем с ним контакт, и я надеюсь, что мы найдём для него то или иное интересное и полезное дело в рамках нашей команды.
— Кто ещё, кроме Лёши, покинул команду?
— Дима Баграшов.
— Причины?
— Тут тоже всё просто. Дима в прошлом году приносил молодежные очки, и вот эти его места в третьем десятке нас вполне устраивали. В этом же году он перешёл из разряда молодёжи в разряд взрослых гонщиков, и стало понятно, что, как ни крути, а всё равно Ермил, Макс, Лёша и Саша сильнее. И когда встал вопрос относительно того, что надо искать молодого лыжника на место Димы, стало понятно, что команда не резиновая, Диме в этом составе места нет, и произошёл естественный отбор. Мы очень рады, что Дмитрий подписал в этом году контракт с итальянской командой Robinson Trentino, за которую раньше выступал Саша Панжинский. Надеемся, что в этом сезоне он сможет участвовать в гонках Ски Классикс на более высоком уровне – уверен, что опыт, полученный в прошлом году в процессе выступлений за нашу команду, поможет ему успешно выступить и в этом сезоне, но уже в составе другого коллектива.
А у девушек этой зимой сделает перерыв по очень радостному поводу Настя Власова – скоро она должна стать мамой. Тоже у неё непросто складывался прошлый сезон, Настя тоже переболела коронавирусом и очень тяжело восстанавливалась… Все же по-разному переносят эту болезнь. Например, Настя Рыгалина переболела коронавирусом раньше Власовой и потому раньше восстановилась. А имея в виду, что Настя Власова в определенном смысле является лицом нашей команды – она всегда такая улыбчивая, позитивная, живая, деятельная – то эта потеря стала для нас, конечно, заметной. Но будем надеяться, что Настя вернётся в команду с новыми силами.
— Давай вернёмся к прошлогодней ситуации, когда руководители команды были вынуждены выбирать между российской молодёжью и зарубежными гонщиками. В этом году вообще не обсуждался вариант привлечения зарубежных гонщиков? Вы уже твёрдо выбрали направление движения вперёд силами исключительно россиян?
— Да, мы твёрдо выбрали именно это направление, иные варианты даже не обсуждались. Нашими новичками в этом году стали Андрей Кузнецов и Лиза Шалабода.
Форма Русской Зимы
— Хочу задать немного, быть может, скандальный вопрос по поводу вашей формы. У нас на сайте прошлой зимой было бурное обсуждение по этому поводу, многие высказались о том, что форма темноватая, а на экране телевизора она вообще воспринимается практически как чёрная. Вы у себя в команде не обсуждали вариант замены общего базового цвета на более светлый? Я сейчас не говорю об элементах Гжели, понятно, что они стали уже фирменным, вполне узнаваемым стилем команды, я говорю именно о базовом цвете. Что Максим, владелец бренда «ВМакс», об этом говорит?
— Смотри, мы не только с Максимом это дело обсуждали. Во-первым, мы для себя решили, что форма Русской Зимы в её нынешнем виде стала уже вполне себе узнаваемым брендом, и глобально менять форму мы не хотели сразу же. И поскольку дизайн одежды нам разрабатывала одна достаточно авторитетная фирма, занимающаяся разработкой фирменных стилей, товарных знаков, брендов и т.д., то я обратился к разработчикам и попросил их, если они сочтут необходимым, внести в этот дизайн какие-то коррективы. Они попросили у Андрея прислать видео с телевизионных репортажей, какие-то нарезки, фотографии, и у себя в компании очень долго всё это просматривали, привлекая независимых экспертов. И пришли к выводу, что с их точки зрения на телевизионном экране всё смотрится хорошо и глобально ничего менять не нужно. И постольку-поскольку это специалисты, которые специально занимаются разработкой брендов, стилей, то мы посчитали, что не можем не прислушаться к их мнению. Правда, они заметили, что, возможно, вот эти узоры в стиле Гжели на шапках в движении, особенно на дальних планах, практически не идентифицируются и их наличие на шапках бессмысленно. И мы поменяли дизайн шапок, убрали оттуда узоры. Как это будет смотреться? Давайте посмотрим. Но вопрос, который ты задал, совершенно не скандальный, и с моей точки зрения абсолютно разумный, но пока мы пришли к тому, к чему пришли.
— На мой вкус я бы просто сделал не белые узоры по синему фону, а синие узоры по белому. И тогда стилистика узоров, фирменный стиль Русской Зимы полностью сохранились бы, но общий тон стал бы более светлым, более узнаваемым, более идентифицируемым в пелотоне. Но давай оставим этот вопрос на усмотрение наших читателей – наверняка им тоже захочется высказаться по этому поводу в комментариях к данной новости – давай посмотрим, каково будет их мнение.
— Давай, даже интересно. Мы готовы прислушиваться к мнению читателей вашего сайта и болельщиков нашей команды.
О Ски Классикс
— Твое личное мнение о проекте Ски Классикс – насколько он, с твоей точки зрения, стал заметным явлением в мировом лыжном спорте?
— Понимаешь, если бы моё отношение к проекту имело какой-то негативный оттенок, я бы с таким удовольствием этим не занимался. Не занимался созданием, поддержкой, спонсированием и вообще всем, что связано с командой. Конечно, мне этот проект очень нравится, нравится руководство, у меня хорошие отношения с Дэвидом Нильссоном, и он всегда с удовольствием общается и со мной, и с Андреем Тютеревым, и как-то так, по-моему, очень дорожит тем, что в серии Ски Классикс есть российская команда. При этом я всё время ловлю себя на мысли — насколько было бы интереснее и вашим читателям, и вообще лыжникам, если бы в серии появилась вторая, а быть может даже и третья российская команда, как это обстоит у норвежцев, шведов, финнов, итальянцев. По-моему, мы единственная страна из лыжных европейских грандов, у кого в серии заявлена всего одна команда. Вроде бы ещё у французов, швейцарцев и австрийцев только по одной команде. Но не важно. Важно, что у наших основных соперников по две, три, четыре команды, а от такой огромной и богатой лыжными традициями страны, как Россия – всего лишь одна Русская Зима. Это я заодно призываю всех, кто подумывает в России о создании свое команды, всё-таки сделать этот шаг.
Что касается всей серии, то мне нравится, что организаторы постоянно ищут какие-то новые элементы, изюминки, или, как нынче модно говорить – фишки. Мы уже не раз говорили, какое внимание они уделяют пиару, телевизионным репортажам, тому, чтобы гонки проводились в интересных местах, чтобы репортажи были не просто с лыжни, а с вертолётов показывались окрестности, городки, горы, поля, магистрали, озёра и так далее и так далее. Это само по себе тоже интересно и познавательно. Они как бы совмещают спорт с природой, с привлечением туристов в регионы.
Организаторы всё время ищут какие-то новые варианты. Вот если посмотреть на календарь предстоящего сезона, то мы увидим, что, во-первых, впервые перенесли из Ливиньо стартовые гонки, презентацию команд – всё это теперь пройдёт не в Италии, а в Швеции. Новое место, какой-то новый контент, новая публика – всё это должно подогреть интерес к серии.
Во-вторых, впервые в этом году появились два уикенда, когда будут проводиться две гонки подряд – в субботу и воскресенье, что само по себе достаточно любопытно: тут будет интересно понаблюдать за тактикой команд: в двух гонках подряд будут выступать одни и те же спортсмены, или они будут чередоваться, меняться от гонки к гонке?
В-третьих, в Мисурине, в Италии впервые будет проведена индивидуальная гонка на 15 км – это как в профессиональных велосипедных гонках — по сути, такая наша лыжная гонка-критериум.
То есть всё время внедряются, тестируются, обсуждаются те или иные новшества. Например, в прошлом сезоне впервые после длительного перерыва прошла 100-километровая гонка Arefjallsloppet, и прошла с большим успехом, она была признана руководством серии событием года. Это тоже такой новый элемент — то, чего раньше не было в Ски Классикс.
Приятно, что в Ски Классикс вернулся Тартуский марафон – все мы выросли на советских и российских лыжных традициях, для всех нас Тарту – святое лыжное место… То есть идёт ротация мест проведения этапов, всё время придумываются какие-то новые, повышающие зрительский интерес элементы, расширяется телевизионная аудитория. Мы с вами знаем, что в этом году Матч ТВ опять будет вести трансляции Ски Классикс, и это очень здорово, это такой позитивный момент. Мне несколько лет назад один знакомый сказал: «Да нет, этот проект не будет долгим, он постепенно сам умрёт». Но нет, как видите, не умер, а только развивается, причём развивается в правильном направлении. Может быть, перестало резко расти количество команд, но мне кажется, что 35 команд — это вполне разумное и вполне значимое количество.
Спонсоры
— Два слова о спонсорах. Есть какие-то потери, приобретения?
— О спонсорах можно сказать не два слова, а гораздо больше: мы всем спонсорам, независимо от объёма вложений в команду, бесконечно благодарны, потому что, во-первых, это помощь, а во-вторых, это один из очень важных факторов подтверждения положительного имиджа нашей команды, правильного развития. То есть я бы сказал, что никто, практически никто не отказывается с нами сотрудничать из тех, с кем мы начали три года назад. Мне очень нравятся взаимоотношения с нашим основным техническим спонсором – компанией Swix, а точнее, их российским представителем – компанией Brav.ru. Удивительно добрые, приятные взаимоотношения – собственно, как и со всеми остальными, с кем мы продолжаем работать. При этом хочу заметить, что появляются новые компании или команды, которые хотят с нами работать, и мы вынуждены даже от некоторых предложений отказываться, потому что это идёт вразрез с интересами основных наших технических спонсоров и возникает некая конкуренция. Тот же Женя Дементьев со своей одеждой DE очень активно предлагает сотрудничество, но мы с большим сожалением были вынуждены от этого весьма лестного предложения отказаться — тут мы начали бы перехлёстываться со Swix.
— А не с Максимом Вылегжаниным?
— Согласен: в чём-то и с Максимом и его брендом ВМакс.
Есть у нас в этом году одно такое серьёзное и неожиданное приобретение среди спонсоров – шведская компания Соха, выпускающая питьевые системы для марафонов. На самом деле, достаточно много команд бегает с их питьевыми системами, а в этом году они даже сами предложили расширить наше сотрудничество, причём на абсолютно для нас таких не затратных условиях – Соха предложили нам спонсировать команду не только питьевыми системами, но и перчатками. Летом ребята получили от них перчатки для лыжероллеров, которые с нашей точки зрения оказались очень хорошего качества. Сейчас мы ждём комплектов зимних перчаток, мазей Ски Гоу, которые входят в сферу интересов их представителя, то есть идёт такое расширение взаимоотношений с этой компанией.
Начали сотрудничество с Альпиной, очень надеемся на дальнейшее расширение.
Неожиданно на нас вышел с предложением о сотрудничестве давний партнер вашего журнала, владелец финского коттеджного посёлка Сайма лайф. Оказалось, он тоже весьма заинтересован в сотрудничестве, и один короткий сбор в Иматре ребята уже провели, когда выезжали на лыжероллерные соревнования, жили у них, и вот сейчас мы договорились, что первые две недели декабря перед стартом сезона Ски Классикс команда снова будет тренироваться там. Так что это тоже такое приятное и неожиданное предложение к сотрудничеству.
Ну, а все остальные наши традиционные спонсоры – все с нами, за что им огромное спасибо.
— А что Трубная Компания?
— Про Трубную компанию разговор отдельный, потому что это второй после БиоХимМака не технический, а финансовый спонсор и, конечно, мы очень дорожим нашим с ней сотрудничеством. Это ещё раз показывает, что когда во главе какой-то компании стоит лыжник, в данном случае – Михаил Чисталёв, то люди находят интерес и возможности спонсировать лыжный спорт.
В.Соловьёв
— Наверное один из последних вопросов: Всеволод Соловьёв – будете в этом году с ним сотрудничать? Задаю этот вопрос потому, что, по моему мнению, его фигура традиционно весьма значима для Русской Зимы. Во-первых, он классно комментирует гонки Ски Классикс по телевидению, а во-вторых, то, что он делает постоянные вот эти очень интересные превью перед гонками, отчёты по итогам гонок…
— Мы очень довольны сотрудничеством с Всеволодом, спасибо ему огромное. Я не понимаю, как у него на всё хватает сил, когда он где-нибудь за границей комментирует, например, молодёжный чемпионат мира, и при этом успевает писать превью к нашим гонкам или репортажи по итогам уже прошедших соревнований. Дай бог ему сил и здоровья, мне очень будет жалко, если Сева вдруг уедет на Олимпиаду — мы же понимаем, что люди, которые уедут на Олимпиаду, надолго выпадут изо всех российских процессов. И те гонки, которые в прошлом году Всеволод не комментировал, конечно, с нашей точки зрения, немного проседали. Он здорово разбирается в предмете, он молодец. А если он ещё и вместе с Легковым комментирует, то это вообще получается очень хороший вариант.
— Мы когда-нибудь Никиту Тамма в качестве комментатора или сокомментатора во время телевизионных трансляций Висма Ски Классикс услышим?
— Почему нет? Если пригласят, то я готов попробовать.
Подготовительный сезон
— Подготовительным сезоном довольны?
— Я бы разбил ответ на этот вопрос на две части. Спортивной составляющей очень доволен. Мы впервые в этом году провели три полноценных сбора в межсезонье: в Раубичах, в Приэльбрусье и Тюмени. Причём, на всех этих сборах у нас не то что там присутствовало один-два человека, а было подавляющее большинство членов команды. Какие-то сборы кто-то пропускал, но большинство, тем не менее, всегда собиралось. У нас никогда такого не было. Мы, кроме этих трёх сборов, опять-таки впервые в истории Русской Зимы выезжали на роллерные соревнования, которые являются челленджерами Ски Классикс и которые приносят очки в личный зачёт спортсменов. В одной поездке мы смогли совместить сразу несколько смыслов в одном: выехали в Финляндию, выиграли две гонки: мужскую Максим Вылегжанин (Леша Шемякин был вторым), женскую — Ольга Царёва — тем самым ребята заработали себе рейтинговые очки к зимнему сезону, хорошо потренировались и даже, как я выше сказал, мы получили нового спонсора — я имею в виду Сайма Лайф. Другое дело, что там был не очень сильный состав, но, тем не менее, цель, которую мы перед собой поставили, мы выполнили, что само по себе хорошо.
О президиуме ФЛГР
А с другой стороны, у меня есть некая неудовлетворённость от межсезонья, связанная вот с чем. Я уже неоднократно говорил, что у нас завязались хорошие деловые отношения с руководством Федерации лыжных гонок России и сотрудниками федерации, тут у нас полное взаимопонимание и полный контакт. И когда мы в одной из бесед с Еленой Валерьевной Вяльбе обсуждали дальнейшее развитие команды, а она следит за Русской Зимой, что для меня было очень приятно, в разговоре возникла такая идея – попробовать повысить статусность выступлений спортсменов в Ски Классикс. Возникло такое предложение — за выступление в составе Русской Зимы на гонках Ски Классикс ребятам начислять такие же рейтинговые очки, какие они получают либо во внутрироссийских соревнованиях, либо в международных стартах уровня Кубка мира, чемпионата мира и так далее. Это личные рейтинговые очки, которые для каждого региона важны, поскольку в конце сезона по этим очкам выводится итоговый рейтинг региона. И по итогам этого рейтинга какие-то награждения проводятся, делаются поощрения и так далее. Это бы немножко развязало руки ребятам, потому что сейчас они вынуждены во второй половине зимы выступать, например, на этапе Кубка России, в то время как в рамках Ски Классикс проходят самые важные, самые статусные гонки. Ребята начинают разрываться, руководство регионов заставляет их выступать в России, а парни и девчонки рвутся сюда, на марафоны. При этом я даже не говорю про ведомственные старты, я имею в виду соревнования, которые проводятся Федерацией лыжных гонок России: Кубок России, чемпионат России и подобные им старты.
В итоге мы написали официальное письмо в Федерацию лыжных гонок России, обосновали свою позицию, и мне показалось, что предварительно достигли какого-то взаимопонимания. Но мне было сразу сказано, что решение по этому вопросу может принять только Президиум федерации. И, честно говоря, я как-то так настроил себя на то, что наше предложение настолько очевидно и разумно, что никаких возражений, как мне казалось, скорее всего и не последует. Мы со своей стороны разработали предложение, согласно которому завоёванные в Ски Классикс очки должны быть выше, чем в российских стартах, но ниже раза в полтора по сравнению с очками на Кубке мира. С моей точки зрения, это было абсолютно логичное и взвешенное предложение.
Мы очень долго ждали этого Президиума, и вот недавно он состоялся. Я предлагал: «Давайте, если нужно, если президиум проходит онлайн или ещё как-то, я готов присутствовать и аргументировать нашу точку зрения – если не я, то, например, Максим Вылегжанин, может быть, не все члены президиума знают о существовании нашей команды, самой серии». Потому что если посмотреть список членов президиума, то там много фамилий, которые мне, например, незнакомы. Возможно, среди этих людей есть те, кто о нашей команде и о Ски Классикс ничего не знают, и я готов был дать какие-то пояснения и ответить на возможные вопросы. Но мне сказали: «Не надо, Никита Евгеньевич, ваше присутствие не обязательно».
И вот не так давно этот президиум состоялся, и мне сообщили, что наше предложение не прошло, что в первую очередь представители регионов это дело отклонили. Причём краем уха я услышал, что главных доводов против прозвучало, по сути, два:
1. это коммерческое мероприятие, и вроде как за участие в коммерческих стартах очки давать нецелесообразно. Но мне непонятно — а что, Кубок мира у нас не коммерческий старт? Что, члены сборной России не получают призовые на Кубке мира? Чем коммерческие старты Ски Классикс, по большому счёту, отличаются от Олимпийских игр, которые давно тоже стали коммерческими? От тех же чемпионатов мира, по итогам которых спортсмены получают хорошие призовые?
2. И второй довод против заключался в том, что в этих стартах со стороны России мало задействовано спортсменов, что это некая такая закрытая каста. Но извините, на сегодняшний день мы абсолютно открыты: у нас в команде спортсмены из Мурманской области, Санкт-Петербурга, Архангельской области, Красноярского края, Коми, Удмуртии, Приморского края, Сахалина и т.д. Да, конечно, команда состоит всего из 10 человек, и мы не можем предложить, например, тридцати регионам России принять участие в этом проекте. Но ведь точно такая же ситуация и со стартами Кубка мира – российская сборная тоже не резиновая, и круг лиц, выступающих за сборную на тех или иных стартах Кубка мира, тоже ограничен.
В общем, мне очень интересно будет потом лично побеседовать с кем-то из руководителей федерации, не обязательно именно с Еленой Валерьевной, чтобы понять, в чём всё-таки доводы? Вот эта история меня сильно расстроила.
Открытая продажа формы
— К вопросу о развитии команды, её имиджа. Помню, год назад обсуждался вопрос шитья фирменной одежды с символикой Русской Зимы для открытой продажи. Есть тут какие-то подвижки, обсуждали с Максимом этот вопрос?
— Обсуждали. Это достаточно сложный вопрос. Максим готов шить практически в неограниченном количестве одежду, но только по предзаказу. И тут у нас пока не найден вариант решения этой проблемы. Не хватает, скажем так, оборотных средств. Очень многие представители лыжных, спортивных магазинов готовы брать ходовые размеры и мужской, и женской линейки на реализацию, но костюмы для этого нужно сначала изготовить, потом пройдёт какой-то время, пока они продадутся, и деньги вернуться в оборот. Максим пока пошёл по пути рекламы нашей одежды на своём сайте, на своей страничке в Инстаграме, на страничке Русской Зимы и, насколько я понимаю, есть какое-то количество людей, которые обращаются с просьбами, готовы делать предзаказ, но это всё равно пока единичные случаи. Я давно лично с Максимом не общался на эту тему, но я всё-таки хочу с ним поговорить о том, чтобы он по крайней мере сделал некую первую партию ходовых размеров, чтобы мы могли отдать их на реализацию. Вот так мы сейчас отдали на реализацию достаточно большое количество спортивного питания.
Изотоник Naturage Sport Marathon
— Что за питание?
— Я рассказывал тебе об этом в прошлом году, но попросил тогда об этом не писать. И вот теперь мы готовы широко презентовать наш новый продукт — изотоник «Naturage Sport Marathon».
Ребята пользовались им, ещё когда он поставлялся нам в виде опытных партий. Сейчас мы получили первую промышленную партию – все очень довольны, и пробуем наладить уже какую-то продажу этого напитка. Он тоже брендирован логотипом Русской Зимы, потому что все испытания проводились в нашей команде, и ребята опробовали его на себе. Я давно об этом мечтал и благодаря нашим партнерам в Белгороде нам удалось всё-таки сдвинуть это дело с мёртвой точки, зарегистрировать официально как БАД, получить все разрешительные документы, и вот сейчас начать реализацию. Ну и, естественно, ребята этим напитком пользуются и на тренировочных сборах, кто-то, возможно, и в процессе гонок тоже будет использовать – посмотрим. Основное его отличие от всего, что есть на рынке, это то, что он содержит природный антиоксидант –дегидрокверцетин, патент на выделение и очистку которого принадлежит нашей компании.
Но я хотел бы вернуться к теме узнаваемости команды. Мы вступаем уже в третий свой сезон, и я заметил, что мы явно вышли сейчас на новый уровень узнаваемости бренда «Русская Зима». Начиная с того, что можно ехать на машине, брендированной нашей символикой, и тебя будет кто-то обгонять, сигналить, показывать два больших пальца вверх и говорить: «Молодцы, ребята!». Причём эту историю мне рассказал не кто-то из спортсменов или менеджеров команды, это рассказали наши биохиммаковские водители, которые перегоняли командные машины из Питера в Москву по окончании сезона. Им несколько раз на трассе сигналили и показывали: мы вас знаем.
Совсем по-другому к нам теперь относятся спонсоры — как существующие, так и потенциальные — они понимают, что спонсируют не абы кого, они спонсируют российскую марафонскую команду. Многие обращаются с вопросами: а почему вы не развиваете свой бренд более широко, не устраиваете те же самые тренировочные кемпы? Оказывается, уже есть люди, которые хотели бы поучаствовать в таких мероприятиях, те же ветераны лыжного спорта, дети, кто-то ещё – все те, кто хотел бы потренироваться вместе с нашей командой и поучаствовать в каких-то иных общих акциях. Это очень важно с точки зрения будущего развития, и я надеюсь, что бренд Русская Зима уже начинает играть такую достаточно серьёзную роль в пространстве лыжных гонок России и мира.
Фонд Олега Тинькова
И последний момент – опять же если говорить об узнаваемости бренда. К нам обратились из Фонда Олега Тинькова и предложили Русской Зиме стать соорганизатором благотворительного лыжного старта. Тоже, кстати, приятно, что таким образом проведена некая параллель между профессиональной велосипедной командой, которой занимался в своё время Олег Тиньков, и нашей профессиональной лыжной командой. Приятно, что Фонд Тинькова, занимающийся таким необходимым и крайне актуальным для России делом, как создание программы по диагностике и лечению острых лейкозов у взрослых в России, вышел с этой своей идеей благотворительной гонки именно на нас.
Я уже предварительно договорился с руководством спортивного парка Одинцово, переговорив с Николаем Кругловым, и они полностью поддержали эту идею, всё теперь зависит только от времени. Мы сначала хотели организовать это дело в декабре, и Фонд Тинькова был готов со своей стороны свою часть организационных работ провести именно в эти сроки, но, посоветовавшись с Алексеем Воропаевым и Николаем, мы как-то всё-таки пришли к выводу, что тут много рисков в первую очередь из-за ограничения количества участников. А здесь очень важно привлечь большое количество людей – взрослых, детей, болельщиков. Но до Нового Года действуют жёсткие ограничения на количество участников в спортивных мероприятиях до 500 человек. При проведении какой-то иной гонки эти ограничения можно было бы попробовать как-то обойти, но благотворительная гонка Фонда Олега Тинькова — это точно не тот случай — тут, наоборот, надо привлечь как можно большее количество участников и делать всё строго официально.
Я поговорил с ребятами из нашей команды, они поддержали идею участия в этих стартах, но тут важно найти окошко, чтобы можно было привлечь и максимальное количество спортсменов Русской Зимы, и вообще знаковых спортсменов. А мы ведь все понимаем, что зима короткая, олимпийская, и найти это окошко, когда бы многие смогли приехать в Москву и пробежать такую благотворительную гонку, достаточно непросто. Но хочется верить, что у нас получится и, пользуясь случаем, я хочу пригласить на нее читателей вашего сайта. Все взносы за участие в гонке пойдут на реализацию очень амбициозного проекта.
— Ну что же, ждём первого старта? Уже не терпится, уже соскучились. Когда, кстати, первая гонка Ски Классикс в этом году?
— 18 и 19 декабря в Швеции состоится презентация команд и первые две гонки – на 15 и 35 км.
* * *
Подписи к фото — Андрей Тютерев
Что ещё почитать?
Календарь Висма Ски Классикс на сезон 2021-22 гг.
Интервью с Никитой Таммом в преддверии прошлого (2020-2021 гг.) сезона
Интервью с Никитой Таммом в преддверии позапрошлого (2019-20 гг.) сезона