Кто-то наверняка подумывает о поездке в Японию – уж очень «вкусно» о катании и глубоком пушистом снеге рассказывают те, кто там побывал. Хотя не считаю себя каким-то знатоком, поделюсь соображениями о том, что имеет смысл учесть при организации такого путешествия.
Сразу предупрежу: если вы не слишком стеснены в средствах и привыкли к комфортным путешествиям, можно обратиться в надежную туристическую компанию в России или Японии – организованная поездка с хорошими гидами, которые очень интересно рассказывают о Японии, оставит отличные впечатления.
Сроки поездки
Снегопады начинаются в декабре и продолжаются до середины марта. Хотите солнышка – значит, вторая половина марта, в это время в южной части Японии уже начинается сезон цветения сакуры, так что можно и на этот праздник природы посмотреть. Хотите снега – с начала января до середины марта. Сразу после новогодних каникул будут наиболее спокойные цены на авиабилеты, да и снега хватает.
Длительность поездки
Лететь в Японию из европейской части России «только покататься», на мой взгляд, не самая лучшая затея. Лететь надо минимум на 10 дней, тогда и покататься можно дней шесть, и увидеть что-то в этой очень интересной стране. Больше двух недель, скорее всего, перебор – будет слишком много впечатлений.Если, конечно, вы не принадлежите к числу заядлых путешественников, у которых дома начинается зуд дальней дороги.
Выбор курорта
На о. Хоккайдо, например, можно запланировать связку курортов Фурано – Асахидаке – Томаму. Плюс в том, что, если у вас уже есть многодневный ски-пасс в Фурано, его можно обменять на день внетрассового катания в Асахидаке, то есть приехать туда покататься в любой день. Можно – как сделали мы, покататься сначала в Фурано, потом в Русуцу (длительный трансфер из Фурано), а затем в Нисеко. Хотя в Нисеко несколько отдельных курортов, и они очень разные, так что отсюда можно никуда не уезжать. Короче, вариантов вполне достаточно, включайте фантазию и ройтесь в Интернете, я рекомендую англоязычные ресурсы, поскольку на русском языке материалов не так много.
Виза
Выдается «на 15 дней в течении трех месяцев» начиная со дня подачи документов. Я получал в консульстве Японии в Москве в декабре 2018 года, все прошло очень мягко и комфортно. В Консульство подаются: загранпаспорт; ксерокопия общегражданского паспорта – разворот с фотографией и страница пропиской; копия авиабилетов; брони отелей, если вы организуете поездку сами, или копия приглашения от туристической компании (в моем случае было приглашение от JNTO – Japan National Tourism Organisation); программа поездки на английском языке. Это простая распечатка с датами и номерами авиарейсов туда и обратно, внутренних перелетов и переездов, адресов и названия отелей); визовая анкета (скачивается с сайта консульства) в двух экземплярах с приклеенными фотографиями 45 х 45 мм, заполненная на английском языке. Требования к фото стандартные: цветное, на белом фоне, без головного убора и т.п.; подтверждение того, что у вас есть деньги. Это справка с места работы с указанием оклада (моя была на русском языке) и (а может быть, и или) справка из банка. Рекомендуемая сумма на счете зависит от длительности поездки, но судя по рекомендациям, минимум – 100 тысяч.
Перелет
В случае выбора Japan Airlines имейте в виду: дальнейший перелет из Токио в один из аэропортов на о. Хоккайдо бесплатный (за исключением сборов). Мы летели до Асахикава, можно лететь и в Саппоро, Обихиро, Кусиро, Хакодатэ – выбор зависит от того, какие курорты вы собираетесь «обкатать». И обязательно проработайте сайт JAL, поскольку существуют спецпредложения для горнолыжников — например, на курорте Русуцу вам предоставят бесплатный ски-пасс на 1 день при предъявлении на ресепшене посадочного талона на рейс Москва — Токио. В Томаму действует скидка 20% на ски-пасс на всё время пребывания на курорте (при предъявлении посадочного талона). А в Аппи Коген – скидка на размещение 10% при бронировании онлайн и предъявлении посадочного талона.
Jet—lag
После перелета Москва-Токио нужно постараться не ложиться до позднего вечера – отправляйтесь в один из онсэнов или на прогулку по городу. Ночью многие просыпаются и не могут заснуть часа два, в первые пару ночей такое возможно. Но в целом напрягает не слишком, разве что утром нужно несколько больше времени на то, чтобы «собрать мысли в кучку». После возвращения несколько дней довольно сильно «плющит» начиная часиков с 6 вечера, а утром просыпаешься без будильника.
Телефон и Интернет
В самолете JAL Москва-Токио есть платный Wi-Fi (18 USD за весь девятичасовой полет или 10 USD за четыре часа), на местных рейсах, в аэропортах, ресторанах и отелях Wi-Fi бесплатный. Если Интернет и телефон нужны постоянно, можно воспользоваться роумингом. А можно по прилету в Японию прямо в аэропорту приобрести туристическую sim-карту (она действует неделю после активации) или – если нужно сохранить номер или планируется работать на компьютере, арендовать роутер. Он заказывается заранее, вы получаете его по прилету в аэропорту, сдать можно заранее – прямо на ресепшен в отеле, из которого едете в аэропорт или в аэропорту. С роутером достаточно быстрая связь была стабильной даже при длительных переездах в автобусах.
Еда и питье
От двухсотрублевой быстрорастворимой лапши, колбасы и сыра в магазинах и вендинговых автоматах, недорогих (250 … 900 рублей) и сытных блюд в кафе и закусочных до изысканных блюд с хорошими винами в серьезных ресторанах. Обязательно попробуйте клубнику, хоть она и недешевая: вкус и текстура ягод как у нас летом! Вода со льдом везде подается или наливается самостоятельно бесплатно, остальные напитки за деньги. В кафе вдоль скоростных шоссе алкоголь не продается, в остальных местах выбор небольшой (пиво-саке-виски-сливовое вино), за исключением больших магазинов типа 7-eleven, там всего хватает.
Проживание
Везде большой выбор отелей, рёканов (гостиницы в традиционном японском стиле), минсюку (мaленькие чaстные гостиницы с домашней атмосферой и весьма адекватными ценами, которые чaще всего нaходятся в собственности и управлении одной семьи) и коттеджей. Не тушуйтесь: японцы гораздо более гостеприимны и доброжелательны, чем «среднеевропейские» хозяева жилья. Помимо традиционных booking’а и airbnb проработайте сайты курортов – практически везде есть предложения различного ценового уровня.
Деньги
На курортах лучше иметь при себе некоторую сумму в наличных йенах, так как кредитные карты принимают не везде, а обменных пунктов нет. Можно купить йены дома (часто летающие советуют Райффайзен банк и SBI Bank), или снять их по прилете в банкомате в аэропорту Токио. В аэропорту Нарита есть обменные пункты, так что можно взять с собой доллары или Евро.
Достопримечательности
Заранее продумайте, что и где вы хотите посмотреть. Достопримечательностей очень много везде, поэтому выбор сложен. Естественно, ограничениями станут бюджет и возможность добраться до того или иного места. Если прилетите в Асахикаву и являетесь любителем животных, то наверняка получите удовольствие от парада пингвинов в зоопарке. А если хотите понять разницу между сортами саке – запланируйте посещение фабрики в городе, а уже потом отправляйтесь на курорт.При планировании снова помогут сайты курортов, на которых есть разделы с ближайшими достопримечательностями и активностями.
Онсэны
Традиционные японские бани в сочетании со спа-центром на основе минеральной воды очень распространены, на дорогах даже указывается расстояние до некоторых из них, как до населенных пунктов. Разные размеры, разные цены, разный набор услуг, общее одно: можно великолепно отдохнуть после катания или перелета в неглубоких бассейнах с горячей минеральной водой, снять усталость мышц. Очень и очень рекомендуются к посещению. В отличие от многих австрийских и итальянских водных центров в горах, naked-зоны в общественных онсэнах Японии раздельные для мужчин и женщин. Если в онсэне есть общая зона, в нее выходят в специальных коротких кимоно – юката, которые выдаются при входе. В крупных онсэнах в таких зонах расположены различные кафе и комнаты отдыха, где можно подремать или поспать, если у вас есть время. Обувь снимается при входе, так что просто посмотрите: что, как и где делают окружающие – и вы все сделаете правильно.
Транспорт
Автомобиль напрокат с российскими (или «международными») правами взять нельзя. Общественный транспорт развит очень хорошо. Самый бюджетный вариант — это автобусы, метро и электрички. Скоростные поезда – синкансены, несколько дороже. Из аэропорта Наритадо различных мест в Токио удобно доехать на автобусе, а во второй аэропорт – Ханеда, легко можно добраться на метро + монорельсовая дорога. Если вы уже обладаете опытом самостоятельного перемещения по Европе и знанием английского языка, все получится, поскольку везде есть служащие, к которым можно обратиться за помощью.
Познакомьтесь с системой оплаты проезда: для прохода на платформу необходим билет, для выхода на нужной станции – тоже. Если вы по дороге решите поехать в другое место, может потребоваться купить новый билет перед выходом со станции, если она находится в другой тарифной зоне.
Разберитесь с трансферами и планами крупных пересадочных узлов. Например, если вы сначала остановитесь в Токио, а для катания выберете популярный курорт Хакуба, туда можно отправиться со станции Shinjuku в Токио. Имейте в виду во-первых, что узел Shinjuku – это ОЧЕНЬ сложная пересадочная система, где легко можно потратить массу времени на определение места отправления вашего автобуса, и подготовиться нужно заранее. И, во-вторых, нужно точно определить, где именно вам предстоит выходить. Ничего страшного не будет, если проедете свою остановку, но кому нужны лишние затраты: вы же не станете ждать два часа, чтобы проехать одну остановку на обратном автобусе?
До каждого курорта Японии, как правило, можно доехать на различных видах транспорта. Например, если ехать в Хакубу, таких вариантов четыре. Первый вариант – скоростной поезд синкансэн до Нагано. Билет стоит 7680 ¥ (1 ¥ = 0,6 Рубля), время в пути 1 час 40 минут. В Нагано нужно будет пересесть на автобус-экспресс. В дороге 60-90 минут, стоимость проезда 1785 ¥. Несколько дешевле, чуть дольше и без пересадок можно доехать на прямом поезде. Дорога займет 4 часа, цена билета около 6700 ¥.Зимой с этого же вокзала в Хакубу ежедневно идет 5-7 автобусов. Путешествие длится столько же и обходится в 4250 ¥. Также зимой автобусы в Хакубу ходят прямо из аэропорта Нарита. Поездка занимает 6 часов, билет стоит 7252 ¥.
Говоря про транспорт, нужно упомянуть еще две возможности сократить расходы в том случае, если планируется много перемещаться по Японии. Если в планах активное использование железнодорожного транспорта, изучите JR Pass(Japan Rail Pass), который обеспечит экономию уже при 3 — 5 дальних поездок на синкансэне. Ради двух поездок его покупать не имеет смысла. Еще один плюс такого «проездного» – относительная простота использования. Надо просто показать сотруднику на станции и идти садиться на свои места (правда, в вагоне «без мест»). Если же вы хотите совершить несколько перелетов по стране, вам поможет сэкономить Avia Pass – «авиапроездной по Японии» (специальные тарифы JAL на внутренние авиаперелеты), но при короткой поездке на горнолыжный курорт он точно не нужен, упоминаю просто для сведения.
Кстати: если соберетесь в Хакубу, имейте в виду: недалеко находится парк Дзигокудани — место обитания знаменитых японских снежных макак. Десятки обезьян сидят в пруду, подогреваемом горячим источником. Обезьяны привыкли к туристам и подпускают их очень близко.Туры к обезьянкам продают многие турфирмы в Хакубе.
Язык
Английский при самостоятельной поездке необходим. Далеко не все японцы его знают, но вся страна сейчас готовится к Олимпийским играм в Токио в 2020 году, и везде, где туристам может потребоваться помощь, английский понимают. Другие языки – «это вряд ли».
Прокат снаряжения
На любом курорте. От обычных моделей для комфортного катания до более широких моделей all-mountain и лыж для фрирайда типа Atomic Bent Chetler. Но поскольку перевозка лыж на самолете бесплатна, пересадки удобны, то можно взять свое снаряжение и не тратить заметную сумму денег.
Предупреждение
Все зоны, в которых фрирайд разрешен, как правило обозначены на картах курорта, обнесены ленточкой со специальными калитками – входами, а на плакатике есть предупреждение о том, что дальше зона не патрулируется, катание на свой страх и риск, не катайтесь в одиночку. Ну… или просто никаких ленточек нет. Если же на карте курорта обозначена запретная зона или есть ленточка другого цвета, и встречаются плакаты с надписями о том, что «ежели поедешь – ски-пасс долой», то реально лучше не соваться. Патрульные действительно следят за этими зонами, у попавшихся отбирают ски-пассы, а злостных нарушителей, говорят, могут даже депортировать.
Сувениры
С этим сложно. Или дешевые китайские блестящие изделия, или по-японски изящные, но с серьезными ценами. В Интернете много материалов типа «20 сувениров из Японии», пересказывать не хочу. Как ни странно прозвучит этот совет, отдайте должное шоколаду. Можно купить перед вылетом в магазинах Duty Free, рекомендую Nama Chokolate Royce в красивых коробочках – изумительный вкус и нарядный сувенир.
Стоимость и организация поездки
При тщательном планировании и самостоятельной организации путешествия в Японию на 10 дней с посещением Токио и катанием нужно ориентироваться на сумму ± 150 тысяч рублей. Очень рекомендую воспользоваться консультациями или помощью в организации тех людей, которые часто бывают в Японии или там живут и работают в сфере туризма, в этом случае вы избежите ненужных трат, а перемещения будут оптимизированы. Такси, конечно, есть везде, но стоимость поездки может оказаться весьма некомфортной.
В принципе, ничего архисложного в самостоятельной организации путешествия в Японию нет. Однако если у вас нет опыта самостоятельных поездок в страны Европы, лучше воздержатся от такой поездки в Японию. Там много «подводных камней», которые опытный и коммуникабельный путешественник легко сможет преодолеть, а вот у неопытного они могут вызвать серьезные затруднения, дискомфорт и совершенно незапланированные затраты, а это будет очень обидно…
* * *
Благодарю опытного «японоведа» Владимир Кропинова за помощь в подготовке материала.
Фото Владимир Кропинова, автора и ресурсов интернет