23.11.2024

Наша служба и опасна, и трудна

Наша служба и опасна, и трудна

Не секрет, что успех биатлониста во многом зависит от работы его лыж. На протяжении сезона мы часто слышали от спортсменов слова благодарности сервис-группе, однако рядовой болельщик мало что знает об этих замечательных людях и их непростом труде. В конце сезона сервисеры сборной России Михаил Колосков, Андрей Новиков и Валерий Шашкин дали эксклюзивное интервью корреспондентам официального сайта СБР.
Расскажите, как для вас проходит гоночный день?

М.К.: Как правило, приезжаем за четыре-пять часов до гонки. Нужно посмотреть погоду, снег, достать соответствующие лыжи, снять парафин, подготовить лыжи на откатку. Потом берем свои тестовые лыжи (это специальные лыжи на одинаковой структуре, на которых тестируется так называемый боевой вариант), готовим их и за два часа до начала гонки выходим катать свои тестовые варианты. Проезжаем на каждой паре, выбираем лучшие, а потом еще на лучших трех парах проезжаем километра три-четыре, чтобы отобрать итоговый вариант смазки. К этому моменту, где-то за полтора часа до гонки, уже приходят спортсмены. Они приходят каждый со своими лыжами, обычно приносят по пять-шесть пар. На всех лыжах обязательно должен лежать одинаковый парафин, чтобы правильно их откатать. И для каждого выбираем лучшую пару. После того, как выбор сделан, бежим в бокс. Пока спортсмены пристреливаются, каждому готовим боевую пару.

Сколько времени уходит на подготовку боевой пары?

М.К.: Минут сорок-пятьдесят. Когда со всем определяемся – дела идут как на конвейере. Сначала кладем парафин, снимаем его, потом порошок, ускорители, структура. Как правило, по номерам смотришь: кто первым идет, тому первому и готовим. Конечно, лыжи можно подготовить и за двадцать минут, но все скажется на качестве.

А сколько пар приходится откатывать для каждого спортсмена?

В.Ш.: Как правило, за пару дней до старта, на первых официальных тренировках спортсмены сами отбрасывают некоторые пары, и остается четыре-пять пар. Бывает, конечно, что спортсмены, когда волнуются, отбирают пар по десять, хотя понятно, что достаточно половины из них. Но это не страшно, десять так десять (улыбается).

Сколько пар в среднем у спортсмена?

М.К: От пятнадцати до двадцати пяти.

А после гонки вы что-нибудь делаете с лыжами?

М.К.: Когда спортсмены пробегут, все лыжи, которые использовались, мы промываем, и опять заливаем одним парафином для дальнейшего использования.

В сборной команде вас трое, вы как-то делите обязанности?

В.Ш.: Миша у нас главный, он отвечает за материалы в нашей группе. Отслеживает, что нужно для работы, чего не хватает, чтобы было всего в достатке, потому что некоторые фирмы присылают своих представителей не на все этапы Кубка мира.
М.К: Да это просто формальность. Если вдруг что-то случится, то спросят первым делом у меня (улыбается), а в остальном – полное равноправие, дедовщины нет.

У вас есть разделение по работе с конкретными марками лыж?

В.Ш.: Да нет, у каждого из нас уже есть свои наработки со спортсменами. Стараемся распределять спортсменов поровну, чтобы не было запарки.

Кто с кем из спортсменов работает?

М.К.: У Андрея Новикова – Чудов, Маковеев, Гусева, Анисимова, Слепцова. У меня – Ярошенко, Черезов, Ахатова, Юрьева, Неупокоева. Тех, кто в команде наездами, распределяем по факту. Мы уже столько лет ездим, что у нас все отточено: знаем, кто с кем работает, кто как откатывает лыжи.
В.Ш.: У меня Круглов, Чурин, до декабря был Рожков. В Холменколлене, например, были Романова, Кунаева, Юрлова. Если кто-то не успевает с подготовкой, мы друг другу помогаем.

Бывает, что спортсмены бегут не на своих лыжах?

М.К.: Очень редко. Но если фирма одна, то это возможно. Например, на чемпионате мира Света Слепцова пропускала индивидуальную гонку и на ее лыжах бежала Яна Романова. Но это бывает редко, пару выбирают из своих лыж. К тому же спортсмены берегут свои лыжи и стараются никому не давать, особенно хорошие.

Как спортсмены подходят к выбору лучшей пары на гонку: учитывают ваше мнение или решают сами?

В.Ш.: Конечно, учитывают. С некоторыми ребятами мы работаем по три-четыре года, уже и лыжи знаем, и много времени на выбор не тратим. А, например, у молодых девчонок пар много-то и не бывает. Вот, например, с Катей Юрловой – откатали на спринт лыжи, и выбора-то больше особо нет. Бывает, что спортсмены начинают перепроверять лыжи, когда волнуются, но это совершенно нормально. К тому же те, кто выступает в России и на Европе, привыкли откатывать лыжи сами. Это тоже, конечно, влияет. А ребята, которые давно в команде, как-то больше прислушиваются к нашему мнению, работать с ними очень легко.

Отправляет ли вас СБР на стажировки, повышение квалификации?

В.Ш.: Нет, конечно. Я вот каждое лето сам езжу на фирму «Фишер» в Австрию, тестирую лыжи, конструкции.

Какие материалы сейчас используются для подготовки лыж?

М.К.: Прогресс заметно шагнул вперед. Используются парафины, порошки, ускорители, жидкие ускорители, ручные структуры. Все это используем и мы.

При работе вы используете защитные маски-фильтры, в какой момент они нужны?

М.К.: При работе с порошками. С парафинами тоже желательно использовать, но в ней тяжело работать. Конечно, в воздухе ядовитые вещества остаются, мы стараемся чаще проветривать помещение.

Когда появляются новые материалы, часто ли они входят в применение или все же большинство откладывается в сторону?

А.Н.: Да, конечно, что-то новое появляется, новинки всегда пробуем, тестируем. В данный момент у нас очень хорошие отношения со всеми фирмами, они нам дают новинки, мы все пробуем. В принципе, если из новинок процентов двадцать поедет, это будет хороший результат.
В.Ш.: Это опять же от погоды зависит, многое приходится учитывать. Материалы работают, как правило, не от температуры воздуха, а от температуры снега.

Как происходит связь с производителями? Вы сами должны отслеживать новинки, или они вам сообщают об их появлении?

А.Н.: Обычно, если у них что-то появляется, они сами нам приносят. Они же в этом заинтересованы – российская команда, отличные результаты, это в их интересах.

А как фирмы поставляют лыжи спортсменам? Спортсмены делают какой-то запрос на определенную погоду?

В.Ш.: Нет, как правило, представители привозят набор лыж определенной структуры, определенной жесткости и конструкции и выдают спортсменам. Обычно привозят несколько комплектов структур. Я вот могу сказать, что Николай Круглов бегает практически на всех лыжах, которые у него есть. Коля очень бережно к этому относится, не жалеет средств, чтобы нанести определенную структуру на лыжи. А вообще к подготовке лыж очень грамотно и серьезно всегда относился Павел Ростовцев. Когда я шесть лет назад пришел в команду, он одним из первых накладывал структуры на лыжи, общался с теми людьми, у которых были шлифт-машины.

Бывает такое, что одни лыжи лучше едут в подъем, а другие со спуска?

В.Ш.: Да, бывает, это зависит от конструкции лыж. Но спортсмен это должен чувствовать. В нашей практике обычно это подсказывает сервисмен. Может быть, потому, что мы часто тестируем лыжи и у нас более тонкое ощущение лыж.

Случалось ли, что по ходу соревнований приходилось менять смазку?

В.Ш.: В моей практике такое бывает крайне редко. Вот ещё до нашей группы, например, на чемпионате мира в Ханты-Мансийске не угадали со смазкой на мужскую гонку. Но к женской гонке был найден другой вариант и там даже были завоеваны медали.

Общаетесь ли с сервис-группами других команд? Какая у них система работы со спортсменами?

А.Н.: Хорошо общаемся, дружим с немцами. Их четверо, и система у них примерно такая же. Но у них идет разделение по фирмам. Те, кто на «Фишере», работают с кем-то одним. В принципе, отношения со всеми командами хорошие. Хотя, конечно, у всех свои тайны и секреты (улыбается).

Судя по высказываниям спортсменов в прессе, все победы происходят благодаря хорошей работе лыж.

А.Н.: Конечно, это важнейший фактор, но у нас невозможно всегда быть лучше других. Все сервис-бригады работают и все находятся в равных условиях. Вот, например, в Хантах в двух гонках Круглов с Гусевым обыгрывали Бьорндалена. Нам приятно, конечно, когда они подходят, спрашивают: «Чем вы делаете лыжи, мы постоянно их обыгрываем!»

Расскажите, как вы попали в команду?

В.Ш.: Я занимался лыжными гонками, периодически выступал за «Динамо». В 2001 году Павел Ростовцев мне предложил поработать, пригласил в команду личным сервисером. Я работал в команде, но только с Павлом, хотя тогда для спортсмена было очень накладно иметь своего сервисера.
М.К.: Я мастер спорта международного класса по лыжным гонкам. В свое время Александр Кравцов пригласил меня в сервис-группу лыжников-гонщиков, а потом в 2003 году предложили перейти в биатлон.
А.Н.: Меня в лыжные гонки также пригласил Кравцов, я подъехал в команду чуть позже Миши. Вот с 2003 года и работаем.

А есть ли у вас любимые этапы?

М.К.: Я люблю немецкие этапы. Удобные, хорошие места. В Поклюке замечательное место, только далеко ездить до стадиона.
А.Н.: Мне в Германии тоже нравится, но самое лучшее место – Ханты-Мансийск, в России лучше всего!
М.К.: Да, это точно, с Ханты-Мансийском ничего не сравнится (улыбается)!

Получается, что работа у вас сезонная. Чем занимаетесь летом?

М.К.: Я летом работаю тренером по лыжным гонкам, тренирую детишек в Челябинске. Дети у нас хорошие, слушаются. Впрочем, и спортсмены нас слушают (улыбается).
А.Н.: А я летом работаю преподавателем, мало вспоминаю о биатлоне.

За лето не утрачиваются навыки работы с лыжами?

А.Н.: Нет, конечно, мы это все помним, все в голове.
М.К.: Часто бывает, что приезжаешь на место, посмотрел – и уже представляешь, что должно ехать. Откатываешь, конечно, несколько вариантов, чтобы удостовериться, что именно это действительно нужно.

Спасибо, с окончанием сезона и удачи в следующем году!

И вам всего хорошего!

Наталья Джилкибаева, Алиса Олева, СББ
rbu-biathlon.ru


Источник

Loading