Альбина Ахатова – олимпийская чемпионка, 4-кратная чемпионка мира – закончила с биатлоном почти 10 лет назад.
Она – мощный спец по стрельбе: не просто тренер, но и мастер по изготовлению стрелковых лож. К ней обращались Шипулин, Гараничев, Вилухина, Старых, Слепцова, Черезов, биатлонисты из Канады и Казахстана.
Мы связались с Альбиной и поняли: такого специалиста команде действительно не хватает. Ниже – много подробностей от Ахатовой: про изготовление лож, декор и тонкости стрельбы.
За приглашение Альбины в сборную выступал Виктор Майгуров – в гонке за место президента СБР. Ахатову и сейчас зовет Владимир Драчев – новый босс СБР; зовет, разумеется, через комментарии в инстаграме.
***
• Если бы мне кто-то сказал, что после спортивной карьеры я буду разрабатывать и изготавливать ложевые конструкции – не поверила бы. Дизайн одежды или интерьера – да, это реально, но не изготовление и дизайн лож.
Хотя предпосылки были: еще спортсменкой я изготовила себе пять лож у разных мастеров – и всегда их под себя дорабатывала, стараясь найти идеальную изготовку. Несколько раз была на ижевском заводе, видела, как работает финский мастер. То есть сам процесс мне был понятен давно. Тогда же я впервые услышала любимую фразу ложейников: стреляет ствол, а попадает ложа.
• В 2012 Леонид Гурьев (сейчас – тренер женской сборной России по стрельбе – Sports.ru) предложил мне поработать с командой Тюменской области. И по ходу работы я поняла, что не могу требовать от девчонок правильного исполнения выстрела, потому что вижу: сама конструкция ложи не позволяет его сделать. Редко бывает, что серийная ложа винтовки идеально подходит спортсмену – почти все заказывают под индивидуальную антропометрию.
Поэтому сначала надо изготовить правильное ложе, конструкция которого обеспечит удобство обращения с оружием при стрельбе. Затем подогнать изготовку: идеально подогнанное ложе – залог точного попадания. Винтовка в изготовке должна быть удобна спортсмену, сбалансирована, устойчива и легко управляема.
Идеально подогнанное оружие дает чувство единого целого: винтовка становится твоим продолжением. Когда это ощущение есть, можно ставить технику и нарабатывать навыки производства точного выстрела.
• За 6 лет я изготовила около 40 лож. Первые – в 2013 – для Вани Черезова и Макса (Максим Максимов – трехкратный призер ЧМ, муж Ахатовой – Sports.ru). Они выступали с моими ложами последние годы карьеры, за что я им очень благодарна.
И еще – для ведущих девочек в тюменской команде: Булыгина-Фролина, Куклина, Ильченко, Баданина, Коровина, Аликина, Шестерикова. Кроме них, для Шипулина, Панфиловой, Слепцовой, Гараничева, Анны Кистановой из Казахстана, сейчас с ним работает Людмила Ахатова.
• Ко мне обращаются не только с просьбой изготовить ложе, но и просто подогнать изготовку, переделать/доработать пистолетную рукоятку или шампиньон (деталь, с помощью которой спортсмен держит винтовку левой рукой при стрельбе стоя – Sports.ru).
В олимпийский сезон-2013/14 немного поработали с Ольгой Вилухиной – у нее антабочный ремень при изготовке лежа касался шампиньона и от рубежа к рубежу изменял положение и натяжение, что влияло на стабильность изготовки. Исправили этот момент, увеличив высоту и угол цевья.
И на том же сборе работали с Ириной Старых. У Иры были неровные концентрические окружности – и чтобы их выровнять, необходимо было отодвинуть щеку от себя, а регулировочный механизм щеки не позволял это сделать. В итоге полностью заменили регулировочный механизм.
До тренировки я не успела его поставить – и щека у Иры немного люфтила. Соответственно, были проблемы с прицеливанием, много промахов. Я получила нагоняй от тренеров со словами: что вообще баба может толкового сделать? Было, конечно, обидно. В этой ситуации можно было пострелять просто вхолостую, тогда проблемы бы не возникло. Но к следующей тренировке я все доработала – и Ирина до сих пор выступает с этим механизмом регулировки щеки.
• У меня небольшая мастерская дома. Когда-то планировали, что в этом помещении будет сауна, но сауны нет до сих пор – променяла ее на мастерскую.
Вообще, изготовление лож не самоцель – у меня нет производства. Я занимаюсь не ради заработка, но это определенно моя страсть… Поймала себя на мысли, что, засыпая, думаю не о нарядах или других женских штучках, а о ложах: как усовершенствовать конструкцию, как помочь спортсмену найти идеальную изготовку или решить проблемы в стрельбе.
Зная, насколько ложа и изготовка влияют на результат, я ощущаю определенную ответственность. Когда смотришь гонки, всегда переполняет волнение. И порой думаешь: блин, а вдруг в этом промахе виновата я?
• Антон Шипулин обратился ко мне с желанием изготовить новое ложе после Игр в Сочи. Олимпийский сезон он тренировался с Чудовым, Черезовым и Максом – была такая небольшая группировка. Видимо, ребята ему посоветовали.
Антон тогда работал с ложей, которую изготовил немецкий мастер (в те времена с его ложами выступало, наверное, большинство в мировом биатлоне). Причинами, почему Антон обратился, стали большой вес винтовки – 4,3 кг (при допустимых 3,5 кг), и ее сильный завал вправо при стрельбе лежа.
Чтобы все исправить, разработали новую конструкцию с регулировками. Ложа была готова в сентябре, и после летнего чемпионата России отработали изготовку. Вес винтовки существенно уменьшили, но не максимально. Антон провел хороший сезон-2014/15, стал вторым в Кубке мира – ложа конструктивно ему подошла.
• И на следующий сезон я предложила ему, оставив тот же конструктив, создать какой-нибудь интересный образ. Например, сделать в начале цевья голову Медузы Горгоны. Но от нее Антон отказался и выбрал Дракона. На фрезерном станке я не работаю, поэтому заказала заготовку на ложейном предприятии. Голову дракона, скульптор вылепил из пластилина по фотографии.
Затем сканировали и сделали 3D-модель, по которой ложу изготовили на высокоточном оборудовании. Дальше уже работала с Антоном сама над созданием индивидуальной пистолетной рукоятки и шампиньона. Заготовка ложи весила 1,5 кг – я обработкой довела до 700 грамм. Поставила все регулировочные узлы, затем сделала беддинг (укладку) под затворную группу. Далее подогнали и отработали изготовку.
• После того, как изготовка отработана, ложе шлифуется и пускается в окончательную обработку – дерево ожидают косметические процедуры, благодаря которым оно будет прочным и красивым.
Ложе с головой дракона изготовили в двух экземплярах из грецкого ореха. На рабочее нанесли аэрографию – ее все видели в гонках. А запасное пропитали маслом, потому что оно имело очень красивую, насыщенную текстуру, играло пятью цветами – грех такую красоту прятать под краской.
Аэрографию делал мастер из Екатеринбурга, знакомый Антона. Я благодарна Антону за доверие – он отработал с драконом до конца карьеры.
• Потом сделала два варианта для Светланы Слепцовой по той же схеме, что и с Антоном: пантеру с оскалом и такого добренького тигра. Света родилась в год тигра – и ей близки такие образы. Обе ложи были совершенно одинаковые по конструкции, Света выбрала черную пантеру.
В 2016 она выиграла с этой ложей на летнем ЧР, а в ноябре на сборе в Тюмени упала и сломала приклад. Реставрировать я не успевала чисто физически, потому что они уезжали на этапы Кубка мира. Доработала и передала тигра – то ли с кем-то из девчонок, то ли с Женькой Гараничевым.
Но Света потом сказала, что тренеры были против смены ложа – и она вернулась к старой. В итоге ложе с пантерой, конечно, реставрировали, но к тому моменту Света закончила карьеру.
• С Гараничевым работали два сезона. В сезоне-2016/17 он попросил меня переделать шампиньон. До этого делал несколько раз у других мастеров, но, видимо, не получал той устойчивости, которая требовалась. Шампиньон – достаточно сложная в изготовлении деталь: нужна придать форму именно под антропометрию руки и одновременно вывести линию прицеливания в изготовке стоя на уровень «десятки». Но с Женей мы справились, его все устроило и перед олимпийским сезоном (2017/18) он заказал у меня новую ложу.
Ее изготовила за месяц, потому что не было наворотов наподобие головы дракона. Единственное – сделали инкрустацию имени.
Этот декор был популярен в плеяде СССР: Тихонов, Медведцев, Печерская выступали с такими ложами.
Потом на какое-то время прием вышел из моды. Хотя мне он нравится, и я всегда предлагаю спортсмену написать на ложе его имя. Не так давно делала ложи канадскому биатлонному клубу – инкрустировала кленовые листья.
• С Марией Панфиловой я реализовала новую ложевую конструкцию – как раз из-за сложности изготовления шампиньона: теперь он стал съемным и изготавливается отдельно от ложа.
Раньше было так: изготавливаешь все вместе, промахиваешься с шампиньоном (например, вырежешь больше, чем нужно) – и все. Или выкидывать ложу целиком, или отрезать шампиньон и делать новый кусок дерева. Мне это надоело. А съемная конструкция позволяет полностью сохранить ложу и за счет регулировки найти оптимальную изготовку для стрельбы стоя. И еще теперь есть возможность делать шампиньон по слепку руки, даже купила сканер.
Марии понравилась идея ложа с головой Медузы Горгоны: лицо выполнено в 3D с фотографии Марии, голову рисовали очень долго – пока не получилось то, что нравится. Аэрографию в Минске сделал чемпион мира по аэрографии.
• Время изготовления зависит от технической и художественной сложности модели. Случай Антона – особый: сложный заказ, поэтому работали 4-5 месяцев. А вообще, процесс сейчас налажен – я не завишу от больших ложейных предприятий, где всегда большая очередь и приходится ждать. Нашла партнеров в Тюмени, которые все делают быстро: как правило, ложа будет готова за полмесяца-месяц.
• Моя последняя работа – ложа-трансформер: она может быть сделана для немецкого ствола «Аншутц» и для ижевского «Би-7». Оно универсально. Благодаря полному набору необходимых регулировок, его можно подогнать под изготовку любого спортсмена. Можно подобрать длину, высоту и угол цевья; длину, отведение и разворот приклада; высоту, длину и форму шампиньона под стойку, размер пистолетной рукоятки.
Трансформер состоит из основной части, на которую крепятся все регулировочные узлы ложа; сделан пилар-беддинг (укладка) под ствольную коробку. Может быть изготовлена из грецкого ореха или оружейного ламината.
В этой модели съемная пистолетная рукоятка, что позволяет подобрать ее нужного размера и комфортную в обхвате для спортсмена; или сделать индивидуальную рукоятку по слепку руки. А также узел крепления и регулировки шампиньона, для стрельбы стоя. Шампиньон можно подобрать под руку и изготовку спортсмена из имеющихся моделей или изготовить индивидуальный, тоже по слепку руки.
• Стоимость изготовления ложевой конструкции зависит от многих параметров. В первую очередь – от запроса спортсмена, от материала, из которого будет изготовлена ложа, от технической и художественной сложности модели, от покрытия. Все рассчитывается индивидуально. Ну и, конечно, зависит от мастера.
Разбег в ценах большой, у иностранных мастеров – от 400 евро и выше. Стандартное ореховое ложе у немецкого мастера в 2011 году покупали за 1500 евро, сейчас стоимость возросла до 2500 евро. Итальянские карбоновые ложа стоят около 1700-2000 евро. У российских мастеров цены, конечно поменьше: можно купить от 25 000 руб.
Я стараюсь максимально удешевить себестоимость изготовления ложа, но чтобы качество изготовления, всех его составляющих было на высшем уровне. Поэтому все регулировочные узлы и направляющие изготовлены из нержавеющей стали и авиационного алюминия, обработаны кварцевым песком на пескоструйном станке, нанесено гальваническое покрытие.
Шампиньон, антабка, кассета под магазины, щека, затыльник, рукоятка могут быть изготовлены из дерева, оружейного ламината или вылиты из пластика методом вакуумного литья. Обязательно рекомендую беддинг под затворную группу из эпоксидного состава с наполнителем (алюминий или сталь). Финишную обработку дерева я делаю с закрытием пор – это очень трудоемкий процесс. Все это, конечно, влияет на цену. Трансформер будет стоить от 60 тысяч рублей. Но если заказывать подобное ложе на крупном ложейном предприятии, то цены значительно выше.
Мне важно сделать его доступным не только для элитных спортсменов, но и для начинающих. Очень важно на начальном этапе обучения иметь ложу со всеми необходимыми регулировками, для поиска идеальной изготовки. Потому что с годами, когда спортсмен привык подстраиваться под не подходящее для него ложе и привык к своей изготовке с этим ложем, да еще и наработал ошибочные навыки производства выстрела, переучивать сложно. А если спортсмен уже в сборной, то тренер занимается не повышением мастерства, а возвращается к азам.
Хочется повысить точность стрельбы биатлонистов за счет надежного, удобного и легкого в обращении ложа, изготовленного с учетом лучших стрелковых традиций и технических инноваций. Чтобы спортсмены были довольны своим оружием, ценили его и гордились им.