22.11.2024

Многомиллионные вложения в одинцовскую лыжную трассу значительно ее ухудшили

Многомиллионные вложения в одинцовскую лыжную трассу значительно ее ухудшили
В результате многомиллионных затрат подмосковных властей на реконструкцию лыжероллерной трассы в Одинцове кататься на лыжах стало хуже, чем до реконструкции. «МК» разобрался и выяснил, что причина традиционная: всем рулят непрофессионалы.

Трассы и тропы

В Москве и ближнем Подмосковье есть места для массового катания на лыжах. Их довольно много. Но это не лыжные трассы. Это прогулочные тропы для туристов на лыжах.

Разница между лыжной трассой и тропой примерно такая же, как между горнолыжным спуском и горкой во дворе, ледовой ареной и хоккейным «пятачком» за сельской школой, спортивным бассейном и надувным на дачном участке.

Троп у нас много, а лыжных трасс очень мало. Те, что недалеко от Москвы, можно перечислить по пальцам одной руки: в Красногорске, Химках и Одинцове.

В последнее десятилетие образцовой считалась одинцовская трасса. Когда-то она тоже была тропой, но благодаря энтузиастам-спонсорам и местным властям постепенно превратилась в качественный спортивный объект имени Ларисы Лазутиной, олимпийской чемпионки.

Трассу заасфальтировали, чтоб тренироваться не только по снегу, но и летом — на лыжероллерах.

Для местного дорожно-ремонтного управления был приобретен ретрак — специальный трактор для подготовки лыжных трасс. В зимний сезон он работал каждый день, и трасса всегда была в идеальном состоянии.

Не хватало только освещения, чтоб кататься по вечерам.

Года полтора назад на помощь пришли подмосковные власти, пообещав сделать из одинцовской трассы «лыжный центр европейского уровня», где будут тренироваться олимпийцы. А в феврале 2015-го губернатор Воробьев уже открыл обновленную после реконструкции «Лазутинку».

Вложено в нее было порядка 200 млн рублей. Во всяком случае, такую цифру называл сам губернатор. На эти деньги было построено помещение под кафе, раздевалка, туалет, вдоль трассы проведено освещение, расширена автомобильная стоянка, а все вместе это хозяйство стало называться уже не просто трассой, а спортивным парком.

Клоунада с покрышками

В этом году снег выпал в начале января. Фанаты одинцовской трассы отправились открывать сезон в «лыжном центре европейского уровня». И опешили. От перемен.

Трассу перестали готовить ретраком. Вместо этого приезжает снегоход, к нему цепляют батарею из автомобильных покрышек, и это кособокое «чудо техники» катается по трассе, тщетно пытаясь утрамбовать снег и выровнять поверхность.

Кроме того, на трассе теперь гуляют толпы граждан без лыж, зато с детьми и санками. Хотя это так же опасно, как гулять по проезжей части. Лыжники едут быстро и не всегда могут объехать гуляющих — особенно на спусках. Когда поперек хода выезжают из-за поворота санки, ничего не остается, как падать, чтоб не угробить ребенка.

Освещение трассы тоже оказалось с сюрпризами. Где-то фонари горят, где-то не горят, и разогнавшийся лыжник неожиданно ныряет в кромешную тьму, рискуя убиться об дерево.

В общем, все там совсем не то и не так.

Весь январь лыжная общественность пыталась понять, что же произошло с «Лазутинкой». «МК» тоже исследовал ситуацию, и вот что в итоге выяснилось.

Все из-за денег, как всегда

Тендер на обслуживание одинцовской трассы в этом году выиграло не местное ДРСУ с ретраком и обученным машинистом, а московское ООО «Бригада «Экспресс», которое занимается грузоперевозками. 

Как объяснил «МК» его генеральный директор, ретрака у них в автопарке нет. Тем не менее лыжные трассы они готовят — на Борисовских прудах например.

На Борисовских прудах, однако, не трасса, а типичная тропа для туристов на лыжах. Чтобы поддерживать ее в пригодном состоянии, действительно достаточно время от времени проезжать по ней снегоходу с хвостом из автомобильных покрышек. Так же, как «хоккейный пятачок» у школы достаточно заливать раз в две недели из шланга. А на горку во дворе — выплескивать пару ведер воды.

Но в случае спортивного объекта, каким является «Лазутинка», такой подход не работает. Здесь нужны специальная техника и обученные люди. И если до губернаторской реконструкции местные власти это понимали, то после превращения трассы в «центр европейского уровня» понимание волшебным образом испарилось.

Начальная цена контракта, как видно на сайте госзакупок, составляла почти 5 млн. ДРСУ согласилось обслуживать трассу за 2 млн 395 тыс. «Бригада «Экспресс» — за 2 млн 370 тыс.

Поскольку наличие специальной техники в контракте не оговаривалось, конкурс выиграл тот, кто дешевле. А страдающей стороной оказались лыжники. Потому что для обслуживания трассы оказалась нанята дешевая, но непрофильная компания. Мало того что она не готовит трассу как требуется, но еще и подстраивает опасные ловушки.

Пример — спуски на трассе. По ходу они поворачивают вправо и влево. Чтобы вписаться в поворот на большой скорости — а лыжник набирает там 50–60 км/час, — нужно проходить поворот по определенному радиусу. Работники, которые сейчас готовят «Лазутинку», имеют смутное представление о радиусах и режут на поворотах лыжню как придется. Доверившись такой лыжне, люди падают, заваливаются, улетают в деревья.

«Катаюсь и плачу (в том смысле, что было и что стало), — пишет на лыжном форуме пользователь «лыжней». — Каждый день к 10 утра вся трасса была качественно укатана. Сейчас ничего этого нет. Работают на снегоходе с бороной — днем. Это только видимость работы, только мешают!».

Форум полон возмущенных отзывов. Лыжники пишут обращения в областное правительство: просим вернуть подготовку лыжной трассы как было.

Обслуживающая компания уже поняла, что покрышками не обойдется. Арендовала ретрак, но жмется, использует его крайне редко. Денег-то по контракту мало. Надо экономить.

Ни два, ни полтора

Губернатор Воробьев не катается на лыжах, но играет в хоккей. Отличный хоккеист, поддерживает форму, регулярно тренируется.

Если бы он приехал на тренировку и увидел, что лед в выбоинах, не чищен, перепахан коньками, он вряд ли стал бы тренироваться. А если бы на катке в это время выключался свет и бегали в обуви мелкие дети с родителями, он бы совершенно точно не стал тренироваться и решил, что над ним издеваются, втюхивая вместо ледовой арены «хоккейный пятачок за школой».

Со спортивным парком Лазутиной, который с помпой открывали год назад, происходит ровно то же самое. Качественный спортивный объект — лыжероллерная трасса — уверенно превращается в прогулочную тропу.

Причем запустили такой «дауншифт» чиновники, отвечавшие за реконструкцию «Лазутинки». Но не от злого умысла, а потому что непрофессионалы.

Потому что не понимают, как сильно отличается тропа от трассы, а спортивный объект — от места для активного отдыха на свежем воздухе. Для них это одно и то же.

В реконструкцию трассы вложена уйма денег. Объявлено, что теперь это спортивный суперпарк. Он разрекламирован. Конечно, туда едут люди — провести на природе свободное время. Но там ничего нет, кроме лыжной трассы. И люди гуляют по ней, считая ее просто удобной дорогой в лесу. Идут четыре мамы с колясками, перекрыв всю ширину. Или тетушки с палками — скандинавская ходьба. А лыжники им очень мешают. Вон как носятся, того и гляди сшибут.

Все смешалось в головах, все перепуталось.

Лыжероллерная трасса в Одинцове — жемчужина в спортивной короне Подмосковья. В нее годами вкладывалось столько денег и сил, что если все подсчитать, она окажется дороже любого Дворца спорта.

Теперь, после горе-реконструкции, она уже не жемчужина, а не пойми что. Ни два, ни полтора.

И не тропа, и не трасса. И не для спортсменов, и не для туристов.

Какие задачи она решает? Чего хотели на выходе получить? Никто и не скажет, не объяснит.

Использовать дорогой специализированный спортивный объект для прогулок и шашлыков — возмутительное расточительство.

Вложить миллионы в такой объект и не поддерживать его в хорошем состоянии — вопиющая бесхозяйственность.

Подвести электричество, поставить столбы, затратив опять же уйму денег и не следить за тем, чтоб горели лампочки, — откровенный пофигизм.

А все это вместе — «лыжный центр европейского уровня» в Одинцове. Добро пожаловать!

Юлия Калинина, «Московский Комсомолец»


Источник

Loading