Шеф сервис-бригады сборной России Михаил Колосков дал большое интервью Biathlonrus.com – о новых сотрудниках итальянцах, обязанностях австрийца Нойнера, вакс-грузовике сборной России, летних тренировках и требовательных, но не капризных спортсменах.
С нового сезона с нами будут сотрудничать три итальянца. Джанлука Марколини (он помогал сборной Швейцарии и олимпийскому чемпиону Дарио Колонье) и Альберто Марандини войдут непосредственно в сервис-бригаду, а Стефано Войрих будет работать на шлифт-машинах. Руководство не раз повторяло: нам нужно собрать коллектив лучших профессионалов, брать на вооружение все успешные методики. И это действительно правильный путь — симбиоз идей и мнений должен дать результат.
Будут ли проблемы в общении? Нет, что вы — язык сервиса универсальный:) Мы постоянно контактируем с иностранными коллегами – шутим, смеемся, делимся разными наблюдениями. Только работу не обсуждаем. У каждой команды свои секреты, и их никто не выдаст. Такая вот тайная у нас профессия.
С нового сезона я возглавлю сервис-бригаду. Вряд ли что-то кардинально изменится. Я и раньше за все отвечал — просто должности такой не было. Будем искать общий язык с итальянцами – уже встречались с ними в Рамзау, познакомились, обсудили ключевые моменты. В принципе, суть работы простая: всегда ищем лучшие варианты для лыж, стараемся учитывать все пожелания спортсменов.
Работа идет круглый год. Это только кажется, что биатлонный сезон стартует в ноябре. У нас полная занятость уже с июня. Мы вот недавно съездили в Норвегию, отобрали «теплые» и «холодные» варианты Madshus. Потом откатали лыжи на глетчере. Сейчас Валерий Шашкин с Fischer занимается – тоже отбирает лыжи, откатывает. Вовсю готовимся к зиме.
Мы, как и спортсмены, круглый год поддерживаем физическую форму: кроссы, роллеры, силовая работа, имитация. Тренируемся ежедневно – иначе просто невозможно. Я даже специально подсчитал в прошлом году: за одну тренировку наматывали по 25–35 км. Такую нагрузку человек со стороны, без специальной подготовки, не выдержит. Поэтому у нас в бригаде все опытные – мастера спорта, мастера спорта международного класса.
В прессе нас как только не называют – сервисеры, сервисмены. В принципе, оба варианта правильные. Обижает только, когда говорят «смазчики». Ну что это такое? Смазать и машину можно… У нас все-таки настоящая профессия. И у нее должно быть достойное название.
Австриец Рейнхард Нойнер, который в прошлом году возглавлял нашу сервис-бригаду, никуда не ушел и будет плотно работать в отдельном направлении по тестированию парафинов. Сейчас он в Гетеборге – комплектует наш трак (передвижной вакс-грузовик, который с нового сезона появится у сборной России; такие же есть у Норвегии, Швеции и Германии – прим. Biathlonrus.com). В этом траке будут стоять наши станки, «утюги», лыжи спортсменов. Теперь не надо ничего перетаскивать, собирать в чехлы – все оборудование будем компактно перегонять на своей машине.
Все биатлонисты требовательны к лыжам. Но капризных звезд в нашей команде нет – просто кто-то более дотошный, кто-то – более эмоциональный. Конечно, жалобы и претензии обижают. Все мы люди, все стараемся делать свою работу хорошо. Даже если один из пяти спортсменов недоволен – уже звоночек. Ищем причину, разбираемся, анализируем. И не надо забывать: наш труд далеко не простой. Если кто-то думает: ну что там — намазал и свободен, то глубоко ошибается.
Иногда, когда гонка начинается рано, приходится и в 5 утра вставать. А как иначе – нужно успеть откатать все лыжи. Но вообще режим разный – правильно сказать, рабочий день длинный. Обычно в 10.00 начинаем и в 22.00 заканчиваем.
День всегда четко распланирован: завтрак, кофе и на стадион. За два часа до начала первой тренировки уже должны быть на месте. Смотрим погоду, влажность снега, выбираем лыжи. Готовим по 2–3, иногда по 4 пары на тренировку. Если спортсмен хочет откатать все лыжи – помогаем, откатываем вместе. После тренировки чистим, обрабатываем лыжи, заливаем парафином. И так с утра до вечера – пробуем, дискутируем. Снег ведь разный – «медленный» и «быстрый». В Ханты-Мансийске, например, снег перемороженный – скольжение сухое, тяжелое. А бывает легкий покров… Столько вариантов!
Безусловно, у нас есть отработанные варианты и схемы. И мы в курсе, какие лыжи на ту или иную погоду более-менее подходят. Но иногда случаются форс-мажоры — неожиданно выпал снег или полил дождь… К таким вариантам заранее не подготовишься. Как бы ни хотел.
Технический прогресс ошеломляет – появляются новые порошки и парафины, новая структура лыж, новый пластик. Нужно быть в курсе всех новинок – волей-неволей следим, тестируем, сравниваем. В Увате на чемпионате России даже проводили семинар – обменивались опытом с коллегами.
Сервисмен должен уметь работать с любыми марками лыж. Это даже не обсуждается. Более того, нужно различать и знать все пластики и структуры фирм-производителей. Какие лучше/хуже? Мне кажется, сейчас плохих лыж в принципе нет. Технологии шагнули так далеко, что зачастую все решают нюансы.
Для меня нет легкого или сложного этапа Кубка мира. Все одинаковые. Я на полном серьезе говорю: важно выбрать оптимальные порошки, парафины, эмульсии, ускорители. А где их выбрать – в Рупольдинге или Эстерсунде, не имеет значения.
Мы тесно работаем с тренерами. И перед тем, как поставить спортсмена в ту или иную группу, они, конечно, интересуются у нас – какой прогноз погоды, какой снег, не разбита ли трасса. У нас большая, но очень профессиональная команда.
В каждой работе есть недостатки. Мы вот дышим вредными фтористыми веществами. Они впитываются даже через маску (которая закрывает лицо, сзади нее расположен вентилятор, воздух подается через два фильтра – прим. Biathlonrus.com). Проводились исследования: в крови норвежских сервисменов обнаружили те самые фтористые частицы, которые проникают через кожу. И это неудивительно: фтор оседает в боксе почти на всем – на скребках, на «утюгах», на волосах. Не убережешься.
Работа сервисмена – это не только подготовка лыж. Я бы даже сказал, далеко не только. Мы же трудимся с биатлонистами на протяжении долгих лет – уже выучили их характеры. Знаем, как подбодрить перед стартом, какие слова сказать после финиша. Это тонкая психология – словом можно обидеть, расстроить, вывести из равновесия. Я убежден: между сервисером и спортсменом должен быть дружеский контакт. Мы вот часто созваниваемся, просто интересуемся друг у друга, как дела, как настроение. Так, наверное, и строятся доверительные отношения.
Любой сервисмен должен совершенствоваться. И только коллеги могут научить, посоветовать, изменить какие-то приемы. Естественно, мы наблюдаем – как те же иностранцы кладут порошок. Можно ведь делать одно и то же, но по-разному.
Лучшая благодарность… Наверное, когда спортсмены после финиша говорят: «Все круто, с лыжами не было никаких проблем». Душа сразу радуется.
Павел Копачев,
Пресс-служба СБР