Норвежка Марте Ульсбю-Ройселанн – суперзвезда и феномен биатлона, знаменосец сборной Норвегии на закрытии Игр.
Трёхкратная чемпионка Пекина, а всего на этих Играх у неё пять медалей: золото в смешанной эстафете и 2 золота и 2 бронзы в личных гонках.
Только в эстафете не смогла она взойти на пьедестал почета.
Теперь у нее 7 медалей ОИ, она 11-кратная чемпионка мира и первая в истории биатлонистка, завоевавшая 7 медалей за 7 гонок ЧМ в Антхольце-2020: две бронзы и пять золотых, в том числе две личные.
За это достижение французское издание L’Equipe признало Марту спортсменкой года в мире;
Ниже история девушки, которая по-настоящему раскрылась лишь ближе к 30. Это перевод материала NRK.
***
Она ненавидела биатлон и не была амбициозна.
Школьная ведомость с оценками Марте совершенно не указывала на то, какая карьера ее ожидает.
1) «Ты работаешь целенаправленно и хорошо, но не всегда готова к занятиям».
2) «В первую очередь тебе нужно улучшить выносливость и стрельбу».
Так звучали замечания учителя 15-летней Марте.
Отделение называлось «элитный спорт», учебный предмет – биатлон. И самой неуспевающей в классе была она, кто 14 лет спустя станет первой в истории биатлонисткой, взявшей 7 медалей на одном ЧМ.
«У меня было не так много положительных отзывов в тот период, так что в результате вышла четверка. Учитель колебался между тройкой и четверкой, но в итоге поставил четверку. И я помню, что мне было очень досадно, потому что все в классе получили пятерки и шестерки. Думаю, я была худшей, во всяком случае, самой неорганизованной».
Не знала, что такое биатлон. А когда попала туда – сразу возненавидела, хотела бросить после двух занятий
NRK опросил элитных спортсменов, были ли они звездами в детском возрасте, и 55% ответили – да. Улсбю Ройселанн не среди них.
Она начала заниматься биатлоном в 9-м классе и ненавидела его – первое полугодие ей хотелось все бросить. И когда Марте выбрала биатлонное отделение в гимназии, то сделала это в основном из-за того, что мечтала уехать из дома.
«У меня было не так много амбиций. Я просто-напросто не понимала, что такое биатлон. Мне казалось, что понимала, но когда приехала сюда, то осознала, что понятия не имела».
В 15 лет Марте пришла новичком в лыжную гимназию в Сирдале, где ее учителем стал бывший тренер сборной Рогер Груббен. Там во многих смыслах началось ее путешествие.
Марте выросла на ферме и всегда любила проводить время на свежем воздухе. Она ходила в лыжные походы с семьей, строила с братом горки для катания на санках, лазила по деревьям и немного играла в гандбол в младших классах.
«Я закончила с гандболом в 7-м. Мне нравилось бегать туда-обратно на фланге, но я старалась избегать контакта с мячом. А потом поняла, что гандбол – это не мое».
На второй год старшей школы у папы появилась идея, что Марте нужно заниматься каким-то спортом на открытом воздухе. Именно тогда местные энтузиасты организовали во Фруланде биатлонную группу. Папа Ульсбю предложил дочери попробовать.
«Первые полгода я ненавидела биатлон. В группе были только мальчики – войны снежками, толкание и стычки. Если бы все зависело только от меня, то я бы бросила после двух тренировок. Но я очень рада, что папа – я говорю «заставил», но он же этого не делал – уговорил меня попробовать еще чуть-чуть. А через полгода я страстно увлеклась этим видом спорта».
«Я все время не успевала, пыталась догонять – кажется, я жила в постоянном стрессе»
Год спустя, следуя примеру старшего брата, она поступила в лыжную гимназию в Сирдале. В ее глазах жизнь брата выглядела потрясающей, и Марте настроилась уехать из дома и справляться со всем сама.
Перемены были громадными.
«Я была настолько неорганизованной. Не проходило и тренировки без того, чтобы я что-то не забыла. Я чувствовала, что постоянно отстаю от одноклассников буквально во всем».
Она описывает новые будни с ежедневными тренировками вместо двух раз в неделю, к чему привыкла. Новое окружение, больше ответственности, стирка одежды, домашние задания.
«Я все время не успевала, пыталась догонять, догонять, догонять. Мне кажется, я жила в постоянном стрессе, думая, что никогда не достигну цели, никогда не выйду на ноль – как со школой, так и с биатлоном. Так что первый год в гимназии вышел лихорадочным, но я многому научилась».
В добавок ко всему ей пришлось иметь дело с требовательным и строгим Рогером Груббеном, который ожидал от учеников несколько иной дисциплины, чем та, к которой 15-летняя Ульсбю-Ройселанн была готова.
«Поначалу я очень боялась Рогера. Он требовал пунктуальности и организованности, которых мне так не хватало. Сейчас он сама доброта – невозможно поверить, что он был настолько суров, но это так. Он был вечно недоволен все первое полугодие. Но это было хорошо, потому что мы сильно его зауважали».
Тренер говорит, что у Марте особая психология: она не чувствует давления и не боится неудач
Груббен называет личные качества ученицы, ставшие ключом к успеху – несмотря на то, что поначалу ее опережали: «Ее мотивация развивалась, становилась сильнее. А еще она любит соревноваться. Она реалистична и одновременно очень тверда в расстановке приоритетов. Ей просто хочется посмотреть, насколько высоко она сможет подняться».
Груббен много лет работал в сборной Норвегии и сотрудничал с Уле Айнаром Бьорндаленом, а также был тренером и учителем в лыжной гимназии в Сирдале. Он встречал много спортсменов, преследующих ту же цель. Ульсбю Ройселанн выделяется среди них.
По словам Груббена, дело в том, что королева ЧМ-2020 не боится поражений. Она воспринимает неудачи и вызовы совершенно особенным образом.
«Ее психология дает только плюсы в биатлоне. Тут она, пожалуй, немного отличается от других, потому что многие ощущают давление от ожиданий. С ней, конечно же, происходит то же самое, но ее отличает то, как она с этим справляется».
«Может быть, в ней все же что-то есть?»
Марте тоже помнит, что она рано добилась успехов на соревнованиях, и что в особенности стартовый биб помогал ей делать шаг вперед.
«К счастью для меня, Рогер был терпелив и не списывал меня, хотя порой все выглядело мрачновато. Так что уже той же зимой я показала очень хороший прогресс, стала одной из лучших в классе, совершенно неожиданно взяв две медали на чемпионате Норвегии среди юниоров. Это шокировало всех и меня тоже».
И после весеннего семестра 16-летняя Марте внезапно получила высшие баллы по биатлону.
«Кажется, мне просто нужно было переварить все, чему я научилась. Я по-прежнему была одной из самых неорганизованных, но добилась наибольшего прогресса относительно того, с чего начинала.
Думаю, Рогер был слегка удивлен. Потому что бывает, что кому-то не удается показать себя на соревнованиях, хотя они очень хорошо тренируются. Но со мной все было наоборот. На соревнованиях у меня получалось выдать больше, чем тот уровень, на который я на самом деле тренировалась. Так что, мне кажется, Рогер немного удивился и подумал, что, может быть, во мне все же что-то есть».
На детей слишком рано оказывают давление и грузят объемами – оказывается, в Норвегии тоже пропадают юниоры
Данные NRK показывают, что не нужно быть звездой в детстве, чтобы достичь вершин. Сказочный успех Ульсбю Ройселанн – доказательство этому. Тем не менее, Груббен беспокоится, что многих детей заставляют выбирать основной вид спорта и серьезно тренироваться.
«Если говорить о Марте, то когда она поступила в гимназию, от нее могли бы ожидать 15-17 тренировочных часов в неделю. Ее это сломало бы. Возможно, она бы хорошо реагировала год или два, но никогда не достигла бы тех высот, на какие поднялась сейчас».
Груббен указывает, что на детей и подростков оказывается огромное давление, от них требуют успехов во многих областях. Тренер считает, что большинство из них на самом деле не добьются успеха, и опасается, что родители забывают о самом главном.
«Дети должны приобрести уверенность в себе и испытывать гордость за свои умения и знания. Очень часто обстоятельства меняются быстрее, чем сами спортсмены. Иногда бывают периоды, когда нужно позволить выбирать дорогу им самим, без особого давления извне».
Груббен считает, что самая главная часть в развитии таланта – сделать так, чтобы спортсмены были здоровы, веселы и жили наполненной смыслом жизнью. И тогда можно вынести куда больше нагрузок. И вдобавок те, кто работают тренерами, должны видеть в детях не только спортсмена, а цельную личность.
«Без этого мы не увидели бы Марте Ульсбю Ройселанн на верхней ступеньке».
Рада, что была одной из худших
Доцент Норвежского университета естественных и технических наук Стиг Арве Сатер в течение 10 лет следил за мальчиками-футболистами одного года рождения из сборной страны. Только 16% из тех, кто был звездами в 14 лет, впоследствии попали в клубы высшей лиги или за рубеж.
– Что общего у этих 16%, кто был звездами в детстве и добился успеха во взрослом возрасте?
– Разумеется, они много тренировались и работали над собой. У них была внутренняя мотивация, и они часто попадали в среду с хорошими предпосылками для развития, где у них было за кем тянуться, – объясняет Сатер.
Последний пункт очень знаком Ульсбю-Ройселанн. Хотя сама она шокирована, что именно она из всего класса добилась наибольшего успеха. Марте думает, что, возможно, знает, почему это произошло.
«Мне дало преимущество то, что я всегда немного отставала от других. Я никогда не была лучшей».
Ей приходилось все время бороться за то, чтобы приблизиться к одноклассникам, и это привело к постоянному прогрессу.
«В этом смысле я рада, что была одной из слабейших».