30.10.2024

«Лыжня России»: позади 40 лет упущенных возможностей. Что впереди?

"Лыжня России": позади 40 лет упущенных возможностей. Что впереди?

Хочу сразу сказать, что субботняя реплика Лёши Ильвовского довольно точно отражает и моё сегодняшнее настроение по итогам второго дня «Лыжни России», а именно — по итогам Московского Лыжного Марафона. Как-то очень удачно всё соединилось в одно время и в одном месте: а) лучшая (и самая протяжённая на сегодняшний день) лыжная трасса столицы СК «Альфа-Битца», б) команда Grom, давно завоевавшая репутацию самой сильной команды, организующей лыжные старты в московском регионе, в) министр спорта г. Москвы Алексей Кондаранцев, в кои-то веки сделавший свой выбор в пользу профессионалов (я о Михаиле Громове и «Альфа-Битце»). Понятно, что моё «в кои-то веки» лично к Алексею Кондаранцеву не относится – это скорее отсыл к некоему собирательному образу чиновника, принимавшего на протяжении последних 40 лет решения о том, кто, где и как будет проводить главную лыжную гонку нашей столицы. И результат этого года, что называется, налицо – лучшая, по моему субъективному мнению, организация «Лыжни России» на протяжении нескольких последних десятилетий.

Пётр Тихонович

…Отвлекусь на секундочку. Сегодня созванивались с Петром Васильевичем Тихоновичем – владельцем компании «Ювента-спорт». Слово за слово, разговор, естественно, не мог не коснуться вчерашнего Московского Лыжного Марафона — правопреемника тех масштабных гонок «Лыжня России», что стартовали в 80-х и 90-х годах прошлого века в Медведково и на Калужском шоссе, на Планерной и в Яхроме. Пётр с какой-то особенной ностальгией заговорил о тех необыкновенных праздниках, что дарили нам тогда московские власти, проводя эти гонки, идущие из точки в точку, пересекающие дороги и автострады (например, МКАД), каналы и железнодорожные ветки: иногда по автомобильным мостам, специально засыпанным по этому случаю снегом, иногда под мостами, иногда по насыпанным снежным переходам, иногда по тоннелям, но гонки эти в те годы умудрялись проводить в таком огромном мегаполисе даже не одним кругом, а именно в режиме перехода из точки в точку! При этом кто-то вспоминает камни и песок на лыжне, необходимость бежать от парковки три километра в лыжных ботинках на старт, кто-то — о 20-минутном ожидании 10-тысячной толпы на морозе, пока к старту подвезут то ли министра спорта, то ли губернатора, кто-то не может забыть ледяной чай на пунктах питание или даже полное его отсутствие, но всё-таки я очень хорошо понимаю Петра Васильевича: мы были тогда молоды, смотрели на жизнь примерно такими же глазами, как смотрят на неё сегодняшние 20-летние, и забыть это пронзительное ощущение молодости, ощущение того, что тебе всё подвластно и у тебя всё впереди, лично у меня никак не получится.


Сегодня представить себе такое пиршество замыслов и реализации при организации лыжных стартов в столице просто невозможно. За три с лишним десятилетия после крушения социализма Москва и Московская область прочно обросли частной собственностью, приватизированными предприятиями, совхозами, лесами и полями, новыми микрорайонами типа Коммунарки и Куркино, шлагбаумами и закрытыми территориями, и сегодня проведение такой гонки что кольцом, что из точки в точку является уже абсолютной утопией. А ведь 40 лет назад всё это было возможно… (кому интересно, можете заглянуть в реплику автора идеи проведения соревнований «Лыжня России», заслуженного тренера России Альберта Леонидовича Вахрушева).

Лыжня России 1982 года, старт из Медведково.
Лыжня России 1982 года, старт из Медведково.

*

"Лыжня России" 1983 года, пункт питания.
«Лыжня России» 1983 года, пункт питания.

*

"Лыжня России" 1986 года.
«Лыжня России» 1986 года.

*

Финиш "Лыжни России" 1986 года был организован на КСК "Планерная".
Финиш «Лыжни России» 1986 года был организован на КСК «Планерная».

*

"Лыжня России" 1989 года стартовала на Калужском шоссе (там, где сейчас построен магазин Декатлон) и финишировала на территории КСК "Битца" на Балаклавском проспекте столицы. Сегодня представить себе такой маршрут лыжной гонки просто невозможно.
«Лыжня России» 1989 года стартовала на Калужском шоссе (там, где сейчас построен магазин Декатлон) и финишировала на территории КСК «Битца» на Балаклавском проспекте столицы. Сегодня представить себе такой маршрут лыжной гонки просто невозможно.

*   *   *

А.Акентьев и В.Фетисов

 …Позволю себе ещё одно отвлечение. Дело было лет 20 назад. В редакцию пришло приглашение на пресс-конференцию по случаю проведения очередной гонки «Лыжня России». Не знаю, почему я туда поехал – понимал же, что ничего нового я там не услышу, никаких вопросов задавать не буду.

Хорошо помню президиум, в котором сидели самые разные чиновники, рассказывавшие нам о громадье планов по случаю проведения главной гонки страны, и среди них – тогдашний министр спорта страны Вячеслав Фетисов и тогдашний президент Федерации лыжных гонок России Анатолий Акентьев. Какую же тоску я прочитал в их глазах… Люди сидели и понимали, что речь идёт об очередном грандиозном распиле бюджетных денег, об очередной «панаме», что ничего общего эти мероприятия с лыжным спортом не имеют, но всё равно сидели, молчали, по сути – одобряли, думая при этом, наверное, каждый о своём. Почему тогда, как и сорок, и тридцать лет назад не нашлось в российском лыжном спорте человека, который бы понял, осознал, что под проведение «Лыжни России» в столице, под этот колоссальный денежный водопад нужно пробивать идею сооружения стационарной круглогодичной 50-километровой тропы здоровья, уводя эту тропу с подмосковных полей и автострад в какой-то крупный московский лесопарк, где эту тропу можно и нужно было год за годом оборудовать-обустраивать по всем канонам строительства лыжных трасс: с отсыпкой гранитным отсевом, с проведением необходимых дренажных работ, освещением, обустройством лавочками, мусорными баками, беседками, точками входа и пр. и пр. и пр.?

*   *   *

Но что сделано, то сделано, прошлого не вернёшь, давайте хотя бы просто порадуемся тому, что в 2023 году у нынешнего министра спорта столицы хватило мудрости и прозорливости привлечь к проведению этой гонки профессионалов, и в Москву вернулся большой лыжный праздник: осмысленный, логичный, понятный, рождающий приятные эмоции и ассоциации. Не хочу сегодня, в этой заметке, останавливаться на том, как именно проходил этот праздник спорта в минувшие субботу и воскресенье на трассах СК «Альфа-Битца» — об этом достаточно написал и Лёша Ильвовский в своей реплике, и вы, наши читатели, вот в этой ветке в форуме. Гораздо полезнее было бы сейчас попытаться заглянуть в будущее и попробовать понять – а как и где этот праздник будет проходить в следующие годы в столице? Или «Лыжня России» продолжит скитаться по разным площадкам, проводимая самыми разными случайными командами с той или иной степенью успеха (а если честно, то скорее – НЕуспеха)?

Александр Большунов - победитель субботней 10-километровой гонки "Лыжни России".
Александр Большунов — победитель субботней 10-километровой гонки «Лыжни России».

И тут мне видится два варианта развития событий.

Программа-минимум

Для её реализации, по большому счёту, ничего принципиально нового делать и не нужно: необходимо лишь перестать эту многострадальную гонку кидать с места на место, поручая заниматься её проведением каждый год всё новым и новым людям – важно сосредоточиться на проведении гонки в одном месте, в одни и те же сроки и по возможности силами одной и той же команды, год за годом оттачивая схему проведения, улучшая трассу, расширяя возможности парковок, кухонь, раздевалок, туалетов, пунктов питания и пр. и пр. и пр.. И для такого решения вопроса у Алексея Кондаранцева, по большому счёту, есть всё необходимое, нужно лишь объединить при проведении «Лыжни России»-2024 лыжную трассу СК «Альфа-Битца» (22 км) и трассу в Полянах (12 км). Объединяются они очень легко, ибо в самом близком месте эти трассы проходят друг от друга на расстоянии буквально считанного десятка метров. Понятно, что для проведения «Лыжни России» круг в 34 км (22 +12) не нужен, но при объединении этих трасс точно получится сделать красивый и логичный 25-километровый круг, а это позволит провести главный марафон столицы уже не в три, а в два круга. А это – колоссальный выигрыш! Нужно ли говорить, насколько это важно для проведения качественной лыжной гонки? Даже мне, человеку из глубины протокола (179 место из 550 финишировавших), на третьем круге приходилось постоянно обгонять круговых. А вы себе можете представить, сколько таких участников пришлось обогнать лидерам?

И даже если решить всего лишь эти две задачи: а) объединение в день гонки двух трасс воедино и б) привлечение команды-организатора не за месяц, а за год до старта, «Лыжня России» совершенно точно в 2024 году совершит очень серьёзный шаг в своём развитии.

Попутно считаю важным подчеркнуть — в СК «Альфа-Битца» давным-давно назрела необходимость в более мощном и более современном ратраке – лучшая и самая протяжённая лыжная трасса столицы не может готовиться таким маленьким и маломощным ратраком, как PistenBulli Paana, который за прошедшие полтора десятка лет один пробежал, наверное, километров больше, чем все остальные московские ратраки, вместе взятые. На Геннадия Ивановича Бочарова — ангела-хранителя здешней лыжной трассы – порой бывает просто больно смотреть, настолько он упахивается на этих лыжных трассах, вынужденный проезжать по ней и два, и три раза за день. Сюда нужен мощный ратрак, способный за один проход делать полотно шириною в 4,7 метра с лыжнями для классики по краям и шикарным, как пишет Геннадий Васильевич Фищенко из ГАБО, полотном под конёк посередине. Такой, как, например, Prinoth Husky Stage V. Вот такой ратрак точно будет соответствовать масштабам этой трассы, масштабам гонки «Лыжня России» и масштабам города. 

Ратрак Prinoth Husky Stage V способен за один проход подготовить полотно шириною в 4,7 метра. При этом лыжни можно нарезать как по центру трассы (как на этом фото), так и сдвинуть на края подготавливаемого полотна, освобождая в середине место для шикарного, как выразился Геннадий Васильевич Фищенко из СОК ГАБО, конька.
Ратрак Prinoth Husky Stage V способен за один проход подготовить полотно шириною в 4,7 метра. При этом лыжни можно нарезать как по центру трассы (как на этом фото), так и сдвинуть на края подготавливаемого полотна, освобождая в середине место для шикарного, как выразился Геннадий Васильевич Фищенко из СОК ГАБО, конька.

Программа-максимум

Здесь всё намного сложнее, но при этом и интереснее. Дело в том, что все стартовые (полевые) петли трассы СК «Альфа-Битца» проходят, по сути, по частной территории – по землям ООО «Веркрос». За земли эти идёт многолетняя тяжба между Службой Внешней Разведки (СВР), ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» и, собственно, ООО «Веркрос». Заметим при этом, что совхоз давным-давно перестал существовать, а его активы (главным образом земля) опять-таки давным-давно перешли под контроль СВР, и между СВР и Веркросом якобы даже подписано мировое соглашение, и у сторон якобы нет друг к другу претензий (кое-что об этом можно прочитать, например, здесь). Однако при этом иск Веркроса к СВР  (а если быть совсем точным, то к Дом РФ как к представителю государства) исправно переезжает каждые три месяца в арбитражном суде из одного квартального отчёта в другой. По сути, государство в лице компании Дом РФ оспаривает передачу в аренду ООО «Веркрос» этого участка земли для того, чтобы, выиграв все суды и арбитражи… снова выставить его на продажу. 

Предложение о продаже, которое переезжает из одного финансового квартала компании Дом РФ в другой.
Предложение о продаже, которое переезжает из одного финансового квартала компании Дом РФ в другой.

*

Проект застройки многоэтажками стартового поля от ООО "Веркрос".
Проект застройки многоэтажками стартового поля от ООО «Веркрос».

И вот тут, полагаю, можно и стоило бы предложить городу выкупить эти земли у частника назад — в пользу города, государства, в пользу развития доброжелательной городской среды. Подозреваю, что на бюджете города это вообще никак не отразилось бы, а самый крупный парк столицы избавился бы от потенциальной угрозы в виде жилого микрорайона, буквально вбитого-впечатанного в одно из самых чувствительных мест для сотен тысяч москвичей. (большое количество документов на эту тему можно найти на сайте  help.bitza-sport.ru). 

*   *   *

В 2011 году в журнале «Лыжный спорт» №53 я опубликовал эскиз с описанием того, что можно было бы сделать на территории Бутовского лесопарка внутри МКАД и снаружи, перекинувшись лыжными мостами через МКАД. Можно было проложить по территории этих двух лесных массивов, разрезанных автострадой, круглогодичную тропу здоровья, начинающуюся от КСК «Битца» на Балаклавском проспекте, проходящую через весь Битцевский лес, перекидывающуюся красивым ажурным лыжным мостом через МКАД, уходящую к южным границам Бутовского лесопарка (к улице Бартеневской и строящемуся микрорайону Скандинавия) и оттуда вернуться уже другим маршрутом, уже через обратный лыжный мост снова к КСК «Битца». При реализации этого плана Москва могла бы получить гарантированный 50-километровый кольцевой маршрут – ту самую тропу здоровья с отсыпкой дорожек гранитным отсевом, оборудованием 5-6 точек входа (Ясенево, Южное Бутово, Северное Бутово, Коммунарка, Скандинавия, Чертаново, Коньково, Зюзино) с парковками, точками общепита, раздевалками, туалетами, душевыми, камерами хранения, прокатами и сервисом. Реализовать этот план можно ещё и сегодня, важно лишь, чтобы у этого проекта появился лидер, мотор, человек, способный запустить столь амбициозный проект в нашем городе.

Эта иллюстрация из публикации 2011 года. Актуальности, по большому счёту, за исключением каких-то мелочей, до сих пор не утратила. При её реализации лыжня придёт к порогам сотен тысяч москвичей, живущих в окружающих микрорайонах.
Эта иллюстрация из публикации 2011 года. Актуальности, по большому счёту, за исключением каких-то мелочей, до сих пор не утратила. При её реализации лыжня придёт к порогам сотен тысяч москвичей, живущих в окружающих микрорайонах.

*    *   *

А пока давайте просто сделаем паузу и скажем спасибо. Спасибо всем тем людям, которые смогли подарить москвичам высокого уровня спортивный праздник в Битце. Теперь бы всем нам сделать следующий шаг. Сможем? Захотим?

Поживём – увидим. Но февраля 2024 года ждать-то осталось уже совсем немного – каких-нибудь считанных 12 месяцев 🙂 .


Источник

Loading