08.09.2024

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Предлагаем вниманию читателей обзор итальянского Ливиньо как места для подготовки лыжников в летний период. Автор материала дважды побывал в Ливиньо и на собственном опыте проверил те возможности, которые предоставляет для тренировок лыжников-гонщиков этот альпийский курорт.

Дорога

Хотя долина Ливиньо «затеряна» высоко в горах, она находится всего в нескольких часах езды от нескольких международных аэропортов. Так, аэропорт Инсбрука находится в 180 км, Бергамо — 196 км, Милана — 250 км, Цюриха — 218 км, Вероны — 288 км. Наиболее удобным способом добраться от аэропорта до гор является, конечно, автомобиль, который можно арендовать в любой из перечисленных воздушных гаваней. Дорога из Милана пролегает вдоль одного из красивейших озер Европы Комо, а затем по живописной долине Вальтеллина. Крайне рекомендую сделать остановку в одном из ресторанчиков на берегу Комо и недорого и вкусно пообедать, но учтите, что все порции в итальянских ресторанах – просто огромные.


Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Из Инсбрука можно добираться двумя путями, и оба они крайне интересны: один из них пролегает через легендарный перевал Пассо Стельвио, другой – более простой, но всё-таки не настолько красивый – через швейцарские Скуоль и Цернец, откуда в долину Ливиньо ведет автомобильный тоннель Мунт-Ла-Скера. Имейте в виду, что по субботам можно сэкономить на проезде по тоннелю и потратить 32 евро вместо 45, для этого нужно успеть купить билет онлайн до 16:00 через сайт http://q-r.to/baq0g6.

Наиболее удобный путь с использованием общественного транспорта – через Милан, откуда до городка Тирано в Вальтеллине ходит электричка. От Тирано до Ливиньо можно добраться на автобусе через ещё один известный горнолыжный курорт Бормио.

Городок Тирано связан со Швейцарией железной дорогой, по которой курсирует вот такой практически игрушечный поезд. Пересечь Альпы на красном поезде - настоящее приключение. Этот поезд называется Bernina Express, в 2008 году он получил статус Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Маршрут из Тирано в швейцарский Санкт-Мориц является уникальным - это самая высокогорная дорога Европы, маршрут достигает высоты 2253 м над уровнем моря. На пути открывается вид на ледник Morteratsch Glacier (Массив Бернина). Если выйти на станции Diavolezza, то на канатной дороге можно добраться до ледника (каждые 20-30 минут отправление). Кстати, Санкт-Мориц находится примерно в часе езды на машине от Ливиньо, также от станции Diavolezza можно добраться до курорта на автобусе (https://www.rhb.ch/en/panoramic-trains/bernina-express).
Городок Тирано связан со Швейцарией железной дорогой, по которой курсирует вот такой практически игрушечный поезд. Пересечь Альпы на красном поезде — настоящее приключение. Этот поезд называется Bernina Express, в 2008 году он получил статус Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Маршрут из Тирано в швейцарский Санкт-Мориц является уникальным — это самая высокогорная дорога Европы, маршрут достигает высоты 2253 м над уровнем моря. На пути открывается вид на ледник Morteratsch Glacier (Массив Бернина). Если выйти на станции Diavolezza, то на канатной дороге можно добраться до ледника (каждые 20-30 минут отправление). Кстати, Санкт-Мориц находится примерно в часе езды на машине от Ливиньо, также от станции Diavolezza можно добраться до курорта на автобусе (https://www.rhb.ch/en/panoramic-trains/bernina-express).

Ну и на закуску любителям автопутешествий всей семьей: путь от Москвы займет каких-то два дня. По Минскому шоссе – до границы Белоруссии и Польши, далее – по желанию. Мы делали остановку в Берлине, куда, выехав из Москвы в семь, добрались около 3 часов утра следующего дня. Какой бы маршрут ни выбрали вы, Инсбрука тут не миновать, а как добираться от Инсбрука, написано чуть выше.

Отметим, что Ливиньо – приятное место для автомобилистов, так как бензин там за счет особого экономического статуса региона значительно дешевле, чем во всей остальной Европе.

Когда я был в Ливиньо, литр бензина стоил 1 евро, а дизеля — 0,85 евро, тогда как в «остальной» Италии стоимость автомобильного топлива составляла около 1,4 — 1,6 евро за литр. Кроме того, на курорте значительно ниже цены на парфюмерию, табак, сигареты, алкоголь, часы, электронную технику, спортивное снаряжение. В целом, цены на 20%, а то и 30% ниже на всё, и даже лучше, чем в дьюти-фри аэропорта Милана. Например, литровая бутылка Martini в супермаркете в Ливиньо продавалась за 5,2 евро. 1 кг сыра Parmigiano reggiano — 19,90 евро (кусок 300 гр. — 5,97 евро). А вот пакет местного молока доходит до полутора евро за литр.

Стоимость поездки на такси (микроавтобус до 8 человек) из Милана – от 310 евро, из Бергамо – от 280 евро, из Инсбрука – от 280 евро, из Цюриха – от 250 евро, из Мюнхена – от 400 евро.

Добрались до места
Добрались до места

Размещение

Ливиньо предлагает размещение на любой вкус и практически любой кошелек. Чуть более бюджетным вариантом будет размещение в апартаментах, особенно большой компанией. Их в Ливиньо больше полутора тысяч! Те, кто не стеснены в средствах, могут выбрать по душе один из сотни отелей. Так, лыжники сборной России и других национальных команд частенько останавливаются в отеле Amerikan, о чем говорят многочисленные фотографии на стенах гостиничного ресторана. Питание организуем либо, готовя самостоятельно из качественных местных продуктов, либо в одном из ресторанов, в основном специализирующихся на итальянской и альпийской кухнях. Забронировать размещение можно на сайте livigno.eu, интерфейс которого доступен в том числе и на русском языке.

Тренировки

Ливиньо отличается от большинства российских лыжных центров тем, что там нет ограниченной местности с лыжным стадионом, имитационной трассой, силовым городком и так далее. Но от этого курорт не становится менее востребованным для лыжников-гонщиков из множества стран. Конечно, главное преимущество Ливиньо – очень комфортная высота около 1800 метров над уровнем моря. Она имеет развивающий эффект, но в то же время переносится организмом достаточно мягко, на ней можно проводить в том числе и скоростную работу. На своем опыте могу подтвердить данные наблюдения: обычно на 1800 метрах уже начинаешь чувствовать тяжесть, в Ливиньо данный эффект проявляется почти на 300 метров выше. Впрочем, особенности каждого организма в данном случае индивидуальны, и в первую очередь ориентироваться следует на собственные ощущения, а если есть возможность, то и на объективные данные пульса и лактата.

Теперь перейдем к видам тренировок. Начнем с лыжероллеров. Основной тренировочной трассой в Ливиньо является велосипедная дорожка, проложенная вдоль речки через всю долину. Длину кругов можно варьировать, но максимально можно проезжать одним кругов около 30 км! Конечно, рельеф трассы – пологий, поэтому рекомендуется использовать медленные роллеры.

Мартин Йонсруд Сундбю на тренировке по велодорожке
Мартин Йонсруд Сундбю на тренировке по велодорожке

 Для тренировок на рельефе спортсмены используют автомобильные дороги. Движение на них довольно интенсивное, но водители с большим уважением относятся к спортсменам. По дороге на перевалы Форкола и Фосканья можно набрать 500-600 метров по высоте с практически постоянным подъемом. Пассо Фосканья – одно из самых любимых мест тренировок легендарного норвежца Петтера Нортуга. Именно на него забирается единственный из действующих лыжников Король лыж, когда проводит сборы в Ливиньо. Единственный нюанс, который надо учитывать при организации таких тренировок – это то, что съехать на лыжероллерах в обратном направлении не получится, поэтому необходимо наличие группы поддержки на автомобиле. Также возможна следующая схема: перед тренировкой заехать на перевал на машине с велосипедом на крыше или в багажнике, оставить машину наверху, спустившись на велосипеде вниз, в нужное время начать восхождение и комфортно спуститься после его завершения.

Лыжники из марафонской команды Сантандер не только поднимались на Форколу на роллерах, но и спускались с него таким же образом. Однако повторять такие трюки не рекомендуется...
Лыжники из марафонской команды Сантандер не только поднимались на Форколу на роллерах, но и спускались с него таким же образом. Однако повторять такие трюки не рекомендуется…

В случае если кто-то не может жить без специализированной лыжной трассы, то таковая найдется в соседней долине Валь ди Дентро, но на дорогу в один конец придется потратить около 45-50 минут и перевалить через один перевал.

Возможности для разных видов бега в Ливиньо поистине обширны. Зарядки, восстановительные тренировки или тренировки по асфальту можно проводить на велодорожке. Её спокойный рельеф будет способствовать выполнению тренировочной цели.

На велодорожке есть место как бегунам, так и тем, кто тренируется на лыжероллерах. На фото Терезе Йохауг и ходоки из сборной Китая
На велодорожке есть место как бегунам, так и тем, кто тренируется на лыжероллерах. На фото Терезе Йохауг и ходоки из сборной Китая

Ну а склоны долины, на которых проложены десятки километров туристических троп, великолепно подходят для кроссов по пересеченной местности и кросс-походов. Маршруты проложены в том числе и на высоты свыше 3000 метров, что позволяет по полной программе использовать высоту и наслаждаться прекрасными видами гор. За сбор возможно все время тренироваться на разных маршрутах, что сделает вашу подготовку более разнообразной как с физической, так и с эмоциональной точек зрения. Мне за недолгое время пребывания в Ливиньо удалось сбегать на одну вершину и замкнуть несколько трэйловых кругов. Особенно вдохновляюще было бегать по тропам, которые проложены на несколько десятков метров выше зоны леса, откуда открывался прекрасный вид на долину Ливиньо. Но так как они проложены на высотах более 2000 метров, первое время было тяжеловато.

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Соответственно по всем этим тропам можно делать и имитацию, потому что порой можно постоянно двигаться вверх в течение часа и более. Для любителей «классической», в смысле аутентичной, лыжной имитации, можно делать «челночок», выбрав наиболее подходящий и близкий к вашему месту проживания подъем. Однако надо понимать, что традиционных для России имитационных и кроссовых кругов там, как и в большинстве европейских баз, нет. Не могу сказать, что это минус, по моему мнению, бегать по большим и разным кругам гораздо интереснее, но не снабдить читателя данной информацией было бы неправильно.

Порой на пути встречаются такие избушки, в которых, кстати, есть всё необходимое для ночлега
Порой на пути встречаются такие избушки, в которых, кстати, есть всё необходимое для ночлега

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор
Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Если вы применяете как средство летней подготовки велосипед, то в Ливиньо его надо обязательно брать с собой. Этот регион Италии – настоящая мекка велоспорта, и на шоссейнике можно побывать на легендарных перевалах Стельвио, Гавиа, Мортиролло, окрестных Форкола и Фосканьо, съездить в Швейцарию – и всё это в режиме байк-френдли со стороны автолюбителей. Поверьте, велосипедисты в этих краях реально главные действующие лица на всех дорогах.

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Кстати, маленькая ремарка. Если велосипедистов на дорогах – море, то лыжероллистов удается встретить всё же не так часто, поэтому при виде спортсмена на лыжероллерах окружающие приходят в полный восторг: аплодируют, подбадривают, показывают большой палец, кричат «форца-форца», «белиссимо» и так далее. Что касается маунтин-байка, то любителям кросс-кантри предстоит использовать всё те же туристические тропы. Но это для подъемов, а вот на спуск для даунхильщиков проложено множество специально спрофилированных трасс, езда по которым дарит по-настоящему неповторимые эмоции.

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

А для тех, кому лень подниматься в гору самостоятельно, в Ливиньо действует единый байк-пасс (билет на подъемник с велосипедом), который открывает доступ ко всем подъемникам соседних гор Моттолино и Карозелло 3000 и позволяет неограниченно кататься в байк-парках курорта. Стоимость байк-пасса на один день – 38 евро для взрослых и 27 евро для гостей до 10 лет и старше 65; на 6 дней — 145 и 99 евро соответственно. В начале и конце сезона его можно получить бесплатно при бронировании минимум 3 ночей в гостинице или 7 ночей в апартаментах, участвующих в акции. Предложение действует в периоды с 9 по 22 июня и с 15 сентября по 30 сентября 2018.

Что касается силовых тренировок, то, по крайней мере, я не встретил в Ливиньо специально оборудованных гимнастических городков, поэтому для проведения силовой работы придется отправить в спортзал – безусловно, за отдельную плату. Поэтому в случае поездки на машине рекомендую положить в багажник лыжный тренажер: ветерок или эрколину.

Из «экзотических» видов тренировок можно выделить греблю на каяке, который можно взять напрокат на озере Ливиньо. С воды также открывается захватывающий вид на окрестности.

Лаго ди Ливиньо
Лаго ди Ливиньо

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор
Сборная Норвегии по лыжным гонкам на высотных сборах в Ливиньо (фоторепортаж)  

Восстановление и семейный отдых

Как для детей, так и для взрослых будет интересен местный веревочный парк «Ларикс», оборудованный в лиственничном лесу на склонах долины (larix – лат. — лиственница). Трассы всех видов сложности, аттракцион со свободным падением не оставят равнодушными ни вас, ни ваших домочадцев. Всего в парке создано 6 маршрутов разной высоты и уровня сложности. С высоты 17 м открывается панорамный вид на долину Ливиньо.  

После тяжелых тренировочных циклов здорово будет провести восстановление в грандиозном комплексе Аквагранда. Там есть бассейны, все возможные виды саун, зона Wellness и, конечно же, водные горки. После нескольких часов, проведенных в Аквагранда, оттуда выходишь полностью расслабленным, и на следующий день тело вновь готово к тренировкам. Кстати, там же можно весьма неплохо поесть – в ресторане комплекса замечательная кухня.

Конечно, это удовольствие не из дешевых, и вряд ли получится посещать Аквагранду каждый день. Ежедневный способ восстановления, который применяют многие тренирующиеся в Ливиньо спортсмены – это местная горная река. Достаточно после тренировки зайти по пояс в её ледяную воду и простоять так несколько минут, чтобы мышцы ног начали активно восстанавливаться. Проверено – работает превосходно. Также по пути в Бормио можно завернуть на природные горячие источники и поваляться под струей теплой воды в созданной простыми итальянцами для самих себя ванне из камней.

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор

В Ливиньо комфортно не только людям, но и их четвероногим друзьям, для которых, например, оборудованы вот такие "пункты питания"
В Ливиньо комфортно не только людям, но и их четвероногим друзьям, для которых, например, оборудованы вот такие «пункты питания»

Заключение

Конечно, каждый из вас найдёт в Ливиньо что-то своё, и ваши впечатления могут не совпасть с моими. Ясно одно – они точно будут положительными, так как комплекс самых разных факторов делает это место одним из лучших для тренировок лыжников во всей Европе.

Ливиньо как место для летней подготовки лыжников-гонщиков – обзор


Источник

Loading