Наша недавняя октябрьская встреча со спортивным руководителем ФИС-овского комитета по лыжным гонкам началась с вопроса. Обычно я начинал диалог. На этот раз Миньери опередил: «Есть ли новые идеи, инициативы?» — спросил он. Не раз в прежние годы я делал по его просьбе предложения по совершенствованию форматов гонок, основываясь на опыте наших российских соревнований, таких как Спринт Тур, Дуатлон-Трофи и некоторых других, имевших в свое время внимание и интерес в нашей стране.
Я решил, что он специально намекнул на комплимент в свой адрес по поводу предстоящей премьеры в расписании Кубка мира — первой спринтерской многодневки, которая станет финалом кубкового сезона. «Рад, что ФИС наконец-то отважилась на эту попытку. И название новой многодневной гонки, позаимствованное у российского исходника, мне тоже нравится» — ответ, кажется, удовлетворил француза. Бессознательно подумалось о незарегистрированном вовремя наименовании. Миньери заметил (мне показалось, с некоторым сожалением), что будущий американский Спринт Тур всё-таки заметно отличается от того, что проводился ранее на Урале и в Западной Сибири. Разница в более консервативной, строго регламентированной программе гонок Кубка мира и логистике турниров.
Действительно, первые Спринт Туры, прошедшие у нас с 2007 по 2011гг., включали нестандартные варианты лыжных гонок, носившие иногда экспериментальный характер. Полагаю, что многое из того урало-сибирского опыта еще найдет применение в мировой практике лыжного спорта. Так, например, наша логистическая версия Спринт Тура будет теперь реализована в другой новинке предстоящего сезона – еще одной многодневной гонке под названием «Ски Тур» в Швеции и Норвегии. Для трансферов во время этого скандинавского турне будет предоставлен чартерный поезд. Все участники обязаны пользоваться только им. В противном случае – дисквалификация.
Разговор невольно перешел на обсуждение особенностей грядущих зимних соревнований. Кому-то они покажутся мелкими, а кому-то — наоборот, весомыми. Очевидным остается тренд на увеличение доли многодневных гонок. Первый опыт 12-летней давности – новогодний «Тур де Ски» сразу же собрал наибольшую зрительскую аудиторию и до сих пор остается самым рейтинговым соревнованием Кубка мира.
Порой популярность этой многодневки конкурирует с титульными турнирами (чемпионаты мира, Олимпийские Игры), а в сезоны их отсутствия, как в наступающем 2019/20, остается пиковым турниром.
Не только Тур де Ски пользуется повышенным вниманием у болельщиков. Другие мини-туры также собирают более высокие показатели зрительского внимания, чем отдельные типичные этапы Кубка мира. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов и постоянного мониторинга телетрансляций. Премьерный 6-дневный скандинавский Ски Тур призван поправить снижающиеся телевизионные рейтинги лыжных гонок.
В регламенте новой многодневки просматривается крен в пользу специалистов дистанционных гонок. Чтобы уравнять кубковые шансы спринтеров и марафонцев появилось и другое новшество – Спринт Тур.
Главное событие зимы – Тур де Ски, несмотря на гарантированную репутацию, не останется без корректировок в правилах. В последние годы наметилось некоторое снижение интереса лыжников-спринтеров к полноценному участию в этом турнире.
Они покидали многодневку до её завершения, игнорируя последние решающие гонки, формат которых практически не оставлял им шансов бороться за хорошие бонусы. Теперь спринтеров будут дополнительно соблазнять несколькими «морковками».
Во-первых, изменится расписание спринтов в программе Тур де Ски. Короткие гонки намечены в начале программы и в самом конце перед финальным горнолыжным подъемом.
Во-вторых, премиальные очки в зачет спринтерской майки лидера будут разыгрываться в каждой гонке турнира. Cпринтерских бонусов станет больше за счет увеличения промежуточных отметок (финишей), включая даже гонки с раздельным стартом.
В-третьих, все, преодолевшие полную дистанцию многодневки, получат кубковые зачетные баллы. Ранее это правило распространялось на топ-30 мест.
Многих смущает другая новация Тура – масс-старт на финальном этапе в гонке в гору. В таком формате чемпион многодневки вполне вероятно не выиграет заключительную гонку. Ну, и что!? В велогонках, мировая популярность которых несоизмеримо выше лыжных, такое правило успешно и без изменений работает много десятков лет.
Еще одна мелочь в новых правилах, которая может оказаться подчас решающей. В расчете общего времени этапов десятые доли секунды теперь будут округлятся до целых, но по оригинальному алгоритму, а не по математическому:
27’56.9 => 27’56’’
Лыжные гонки упорно продолжают курс на вело-форматирование, предложенный и взятый на вооружение чуть более 10 лет назад трехкратным олимпийским чемпионом, первым человеком в иерархии лыжегоночного комитета ФИС – норвежцем Вегардом Ульвангом вместе с еще одним нынешним руководителем другого знакового департамента этой международной федерации – комитета по маркетингу, швейцарцем Йоргом Каполом. Когда Йорг был директором лыжного комитета, активно обсуждалась перспектива проведения чемпионата мира в многодневной гонке. Мало, кто знает, что Россия рассматривалась тогда одним из вероятных претендентов на проведение новейшего первенства. Вопрос о модном чемпионате мира по-прежнему в повестке дня, и скандинавский Ски Тур является одной из тестовых площадок будущего нововведения.
О перспективах малоизвестного чемпионата я спросил самогО Й.Капола. Об этом и не только в другой реплике.
Продолжение следует.