Марчалонга (Marcialonga (Италия), 25 января)— является одним из известнейших событий лыжного мира. На мероприятии естественно организовано всё хорошо. Как-то по-другому и быть не может. Наибольшую трудность можно испытать только с регистрацией. В этот раз регистрация нескольких тысяч участников длилась около 10 минут. Все свободные номера были распроданы моментально, причём это было сделано в июне, то есть за полгода до события. И это притом, что тут один из самых высоких взносов — 75 Euro. С другой стороны нам повезло, что удалось самостоятельно записаться и оплатить по курсу около 60 рублей, а не 80.
Организаторы ведут очень жёсткую политику и даже не разрешают дорегистрироваться и перерегистрироваться после Нового года. Причём это распространяется и для сокращённой дистанции. Многим кажется, что тут есть перегиб и нужно оставить возможность для перерегистрации. На большинстве массовых марафонах с регистрацией таких проблем нет, включая знаменитый шведский марафон. Получатся так, что, если вы приехали на марафон без предварительной регистрации, то в лучшем случае сможете поучаствовать с чужим номером или вообще прокатиться вхолостую. Организаторы приняли такое решение, так как уверены в наборе основной массы участников и хотят разгрузить себя от работы в дни проведения соревнований.
Освоив местные горнолыжные трассы в Обертиллахе, где мы приняли участие в крупнейшем австрийском марафоне, отправились в Италию.
Граница с Италией была практически в «лыжной» доступности – всего 5 км, а до конечной точки менее 200. Но бесконечные серпантины дорог серьёзно удлинили маршрут. Путь пролегал через Кортину-д’Ампееццо (известный город, где состоялись первые Олимпийские игры с участием Советских спортсменов в 1956 году, проходили многочисленные чемпионаты мира по зимним видам спорта); Тоблах, по дорогам, где проходила Джира с участием знаменитого Коппи. Несомненно, это всё нужно видеть своими глазами, чтобы оценить масштабы. А лучше постараться прикоснуться к легендарным местам своим катанием на велосипеде или лыжах.
Обилие горнолыжных курортов в этих местах заставило объединить практически все склоны в единую сеть Dolomitensuperski. Общий скипас и постоянно циркулирующие лыжные автобусы между горнолыжными станциями (более 1200 км спусков и 450 подъёмников на 12 курортах) расширят ваше понимание горнолыжной темы. За один день всё не прокатать ;-). По нашим расчётам катание по всем трассам может затянуться чуть ли не на полмесяца.
Беголыжная тема тоже на высоте. Трасса традиционной гонки Тоблах-Кортина и рабочие участки Марчалонги проходят вдоль автодорог с хорошим уровнем подготовки покрытия. Есть знаменитый лыжный стадион Валь-ди-Фьемме (Val di Fiemme) с кубковыми трассами, где трижды проходили чемпионаты мира по лыжным гонкам, есть высотная база Пассо Лаваце (Passo di Lavaze. более 1800 м над у.м.).
На высотах меньше 1200 м снега в этом году было мало или почти не было. Организаторы Марчалонги провели большую работу по конструированию трассы и её оснежению. Но, к сожалению, всё-таки отказались от полного 70-км варианта. На наш взгляд можно было подготовить и полный вариант трассы, погода в дни марафона сжалилась. Правда, учитывая инерционность такого масштабного мероприятия что-то переиграть в последнюю неделю было уже сложно. Монтаж того же стартового городка отнимает кучу времени, а к нашему приезду в Италию городок был уже собран в новом месте.
После приезда мы решили посетить беголыжный курорт Пассо Лаваце. К нашему удивлению там тоже было не очень хорошо со снегом. Был подготовлен только небольшой пятикилометровый круг из предлагаемых 80 км. Качество подготовки полотна очень высокое, да и характер трассы весьма интересный. Возможно катание классикой и коньком. Никто никому не мешает и не напрягает. Каждый решает свои задачи, ширина трассы это позволяет. Есть местная детская лыжная школа, которая там же проводит занятия. Но за катание на этом курорте надо платить 5-7,5 Евро в день. В других местах катания плата не взимается.
За два дня до Марчалонги мы отправились на стадион Валь-ди-Фьемме. Тут мы рассчитывали посмотреть по ТВ трансляцию из Рыбинска и прокатиться по трассе Марчи. В любезном местном кафе мы понаблюдали за дёминскими баталиями, но удивились безразличию к трансляции большинства присутствующих лыжников-любителей. И это притом, что на экране периодически мелькал итальянец – Пеллегрино. Сложилось впечатление, что местные любители лыжного спорта больше предпочитают самостоятельно кататься, чем становится болельщиками у экрана.
Трасса марафона в этот день не была полностью готова, её ещё досыпали. Но мы прокатили практически весь финишный кусок без финального подъёма. Финальный подъём мы уже прошли накануне ногами. И тогда были потрясены его протяжённостью и большим средним градиентом. На видеотрансляции всей сложности не видно.
В субботу пошли получать номера, посмотреть на Экспо, пообщаться с соотечественниками. Попутно мы посетили мероприятие Мастеров Ворлдлоппет. Тут ещё раз подтвердилась информация о сокращении дистанции с 70 до 57 км. Мы приятно были удивлены, когда нескольких наших соотечественников пригласили выйти на «сцену» для вручения мастерской атрибутики. Сами награждаемые тоже этому удивлялись, хотя и ожидали подобное. В стартовый пакет автору отчёта дополнительно попал детский рисунок с пожеланием успеха и просьбой об ответном письме. Это приятно удивило. Другим участникам нашей команды такой сюрприз не достался.
Вечером, недалеко от финиша состоялось торжественное открытие мероприятия и вручение стартовых номеров звёздам спорта.
На большом экране демонстрировались кадры из коньковой Марчалонги (сейчас уже многие годы передвижение участников допускается только классическим стилем). Тут же играла местная группа, организовывалась выездная торговля. Бывалые участники марафона сказали, что в этом году «тусовка» была не очень большой, атмосфера несколько слабее. Но суть мероприятия была понятна.
Во время прогулки по городу встретился норвежец с минимальным знанием русского языка. Он сказал, что собирает группу для поездки на Деминский. Они обязательно приедут. Да, норвежцы действительно фанатично подходят к лыжной теме. Кругом вывешивают флаги и собираются в большие группы у гостиниц и ресторанов. На этих людях и держится международный лыжный спорт.
Рано утром мы уселись в автобус, который около 50 минут вёз нас от финиша к старту. До старта оставалось всего 1,5 часа. Это время прошло быстро, но нам удалось посмотреть на старт элиты, так как мы стартовали только через много минут после них.
На наш взгляд на такой узкой трассе и при такой массовости старт волнами справедливее, чем общий старт. А учитывая тот факт, что стартовое время для участника отсекают индивидуально, то это совсем здорово.
Постепенно участники из года в год продвигаются вперёд и занимают место в стартовом листе согласно своему уровню подготовки. Только в первый год может казаться, что стартовый номер как-то повлиял на результат. Нам в первый год дали номера во второй-третей тысячи, что вполне устроило. Во время марафона нас практически никто не тормозил, только на крутых подъёмах выстраивалась многоминутная очередь, да и на спусках приходилось осторожничать. Лидеры вообще неслись без всяческих заминок с крейсерской скоростью около 20-25 км/ч.
Погода в день старта была вполне лыжной. Стартовали при температуре около -7 градусов, но к финишу стало заметно теплеть. Финишный подъём к моменту нашего прибытия хорошо прогрелся под действием солнца так, что местами снег начал подтекать.
Знаменитая трасса Марчалонги проложена из точки в точку, проходя по живописным местам вдоль гор и реки, а также по улицам местных городков, с заездом на лыжный стадион Валь-ди-Фьемме.
Рельеф достаточно комфортный с нисходящим профилем. Больше всего напрягает финишный подъём под конец трассы. Многие амбициозные участники предпочитают лыжи на держание не готовить, а перед финишным подъёмом подмазать их у сервисёров. Лидеры же демонстрируют своё умение заезжать в многокилометровый подъём вообще без мази держания. Посмотреть на мастерство специалистов можно в полной трансляции Skiclassics: http://www.youtube.com/watch?v=kdpmLGf_OqY
Про саму гонку
Накануне мы решили придать дополнительный интерес к нашей гонке был организован спор-пари среди своих на лучший результат на финальном подъёме. Специального хронометража тут не нужно, организаторы сами делают засечки всех участников и публикуют результаты в отдельном протоколе. Конечно же можно хитрить, постояв на пункте питания перед отсечкой продолжительное время, но вряд ли это сильно поможет слабому.
Разница в скорости с лидерами и основной массой участников поражает. Она может достигать в этой горе чуть ли ни полчаса и даже больше.
Старт даётся волнами, причём стартовое время фиксируется индивидуально для каждого участника. Это делает справедливее саму гонку, хотя в нескольких местах всё-таки можно и простоять несколько минут.
Дистанция в основном равнинная, но периодически попадаются подъёмы и длинные спуски. В лидирующей группе эти подъёмы проходятся практически без снижения скорости, а основная масса выстраивается в длинные очереди. Также обстоят дела и со спусками. Многие спуски расплуживают до льда, поэтому некоторые участники предпочитают снимать лыжи, чем рисковать.
Есть несколько сложных мест — это повороты в тоннелях и пара спусков. Внутренние стены там обкладывают матами, чтобы снизить вероятный травматизм.
Сама трасса живописная и скоростная. Если ехать неспешно, то всегда есть кругом что-то интересное. Некоторые участники едут совсем медленно и финишируют в темноте. По традиции последнего участника сопровождает замыкающая группа из снегоходов до самого финиша. Тут при поддержке болельщиков участник преодолевает заключительные метры дистанции и в награду получает великолепный фейерверк.
После финиша мы переоделись и пошли на перекус. Финишная зона для участников огорожена и контролируется. Попасть туда со стороны, например, вашему болельщику, товарищу или вторично самому участнику бывает сложно. Поэтому, если вы финишировали, то переоденьтесь и направляйтесь сразу на перекус.
Сокращённая дистанция финиширует раньше, чем полная и не включает в себя знаменитый подъём.
Этот момент нужно учитывать, если кто-то из вашей компании планирует ехать не полный марафон. Тогда после финиша ему нужно будет воспользоваться автобусом, чтобы добраться до главного финиша. Транспортное сообщение налажено хорошо. На старт мы отправились на автобусе, стоимость проезда входит в стартовый взнос.
Сам марафон сложился для нас вполне успешно. Никто не где не загремел и не заголодал. Скольжение и держание были нормальными. Вот только автор поленился что-то делать с лыжами, поэтому ехал без большого энтузиазма. Не смотря на не самые быстрые лыжи по дистанции попадались участники, которые спускались медленнее. Примерно после 40-го километра стали появляться уставшие лыжники. Это вселяло оптимизм на продолжение катания. В финальную гору лениво было домазывать лыжи, пришлось ковылять преимущественно «ёлкой», так как сил в руках уже не было. Тем самым заведомо проиграл пари. Но даже, если бы подмазал лыжи, то вряд ли появился энтузиазм на активный бег в гору.
Финишная прямая сделана не по правилам лыжных гонок, то есть вместо пологого подъёма идёт спуск. Это провоцирует на финишный спурт после тяжёлого подъёма. Чему все рады.
Пункты питания расположены хорошо, но не помешал бы пункт в районе первого разворота. Интересное решение нашли организаторы — они оборудовали первый пункт питания под крышей ангара. Такого ещё мы не встречали в своей карьере. В целом нам мероприятие понравилось, но ждали большего. Видимо после 70 км были бы выше наши оценки. Возможно, когда-нибудь приедем ещё туда, чтобы завершить полный марафон. Следует отметить тот факт, что есть много людей, которые приезжают на Марчу каждый год и им это не надоедает. Видимо тут есть особая атмосфера, которая притягивает участников. Кто не был на этом старте, то для лучшего понимания темы мы рекомендуем съездить.
Финиш последнего участника
Дополнительные фотографии: http://www.skisport.ru/people/photos/2898/
Протоколы: http://services.datasport.com/2015/winter/marcialonga/
О других наших поездках на марафоны WL
Эстония Финляндия Польша Чехия Канада США Германия Франция Австрия