Представляю вашему вниманию заметки моего однокашника по МГУ имени М.Ломоносова, бывшего студента механико-математического факультета, а ныне программиста Сергея Алтунджи, много сил и времени отдающего благоустройству лыжных трасс. Сегодня Сергей – правая рука и один из самых активных помощников Геннадия Фищенко (СОК ГАБО). А лично мне он запомнился тем, что, когда по инициативе зампрефекта Юго-Восточного округа г. Москвы Евгения Афанасенкова в Марьино родилась сначала лыжная, а потом и лыжероллерная трасса, именно он, Сергей Алтунджи, был тем человеком, который в буквальном смысле слова дневал и ночевал возле снежных пушек только-только нарождающейся тогда новой лыжной трассы нашей столицы — его вклад в запуск этого проекта был тогда вполне себе весомым.
Иван Исаев
* * *
Когда я начал помогать в подготовке лыжных трасс, столкнулся с тем, что очень трудно что-то делать, не имея на то законного основания. К моему удивлению, большинство моих знакомых лыжников не в курсе, как в нашей стране обстоит дело с законностью лыжных трасс. Люди не знают, что многие проблемы просто невозможно решить, не изменяя законодательство.
Ситуация такова, что понятие «лыжная трасса» фигурирует только в правилах проведения соревнований по видам спорта «биатлон» и «лыжные гонки», ни в каких правовых документах в Российской Федерации такого понятия нет. Я сейчас попробую описать основные проблемы, которые из-за этого возникают у устроителей лыжных трасс.
Первая и самая очевидная проблема
— квадроциклы и снегоходы. Все лыжники периодически сталкиваются с тем, что трасса местами бывает испорчена мототехникой. Лыжники возмущаются, ругаются, но проблема в том, что юридически такому катальщику ничего предъявить нельзя. Если статус земли позволяет проезд на мототехнике, то они имеют полное право кататься по лыжной трассе. В противном случае устроители лыжной трассы не имеют права там готовить трассу с помощью снегохода и, тем более, ратрака. Единственный способ сделать легально лыжную трассу и законно не пускать на нее мототехнику — выделить землю под спортивный объект и обнести забором. Такая модель может работать для крупных спортивных объектов с маленькими (не больше 2-3 км) лыжными трассами. Именно поэтому, например, соревнования «Красногорская лыжня» проводятся по малым кругам. Ведь если сделать круг хотя бы в пять километров, придется выйти за территорию стадиона, и нет никакой гарантии, что в ночь перед гонкой трасса не будет испорчена каким-нибудь квадроциклистом, которому, формально, никаких претензий предъявить нельзя.
*
*
Больше всего от мототехники страдают любители длительных прогулок классикой. Многие видели фотографии лыжных электричек 60-х 70-х и 80-х годов и вспоминают, насколько лыжные прогулки были популярны в то время. Сейчас эта активность сошла почти на нет, и дело не только в том, что появилось много других возможностей провести досуг. Там, где удается договориться с владельцами мототехники и разделить маршруты, сразу появляется значительное количество лыжников. К сожалению, таких мест очень мало, а ковылять на лыжах по полуметровой глубины колеям — удовольствие сомнительное, поэтому все меньше и меньше лыжников можно встретить в электричках и лесах.
*
*
Вторая проблема
касается в первую очередь лыжных трасс, расположенных вблизи жилых массивов. В настоящее время развести потоки гуляющих пешеходов и тренирующихся лыжников практически невозможно. Даже если висят плакаты, ограничивающие движение пешехода, юридической силы они не имеют. Даже лыжероллерные трассы, спроектированные как спортивные объекты, формально являются лесными дорогами или противопожарными просеками. В случае столкновения спортсмена на лыжах (или лыжероллерах) с пешеходом, виноватым оказывается спортсмен, несмотря на предупреждающие таблички и плакаты. Пока законного статуса у лыжных трасс нет, остается надеяться только на добрую волю и сознательность граждан.
*
*
Третья проблема
— легальность деятельности самих устроителей лыжных трасс. Многие трассы создаются силами энтузиастов, без поддержки государства и бывает достаточно одного недоброжелателя, который не поленится писать жалобы в разные инстанции, чтобы сделать существование лыжной трассы невозможным. Два года назад вышло разрешение на сбор валежника, что очень облегчило жизнь устроителям лыжных трасс. До этого, по закону, упавшее поперек трассы дерево убрать было нельзя, нужно было несколько недель согласовывать это с разными инстанциями. Но, помимо уборки упавших деревьев, возникают и другие задачи — убрать проросший посреди трассы кустарник, осушить какие-то локальные лужи и так далее. Все это, конечно, делается, но делается нелегально и, опять же, достаточно одной жалобы, чтобы возникли очень большие проблемы.
*
Четвертая проблема
касается поддержки трасс различными государственными структурами. Поскольку понятия «лыжная трасса» нигде нет, то выделить деньги целевым образом на создание лыжной трассы нельзя. Чаще всего выделяются средства на создание и поддержание крупного спортивного объекта, и из этих средств финансируется содержание самой лыжной трассы. Но это касается более или менее крупных объектов. Муниципальные лыжные трассы, которые, по большому счету, не требуют больших вложений, по такому принципу финансироваться не могут. Иные чиновники не против поддержать лыжный спорт, но у них нет возможности сделать это законным образом. Да, иногда такая возможность находится. Но это деньги, которые используются нецелевым образом. То есть, формально, деньги украдены, а потом пущены на создание лыжной трассы. На такое идут, в основном тогда, когда распоряжение спущено от инстанции, стоящей на несколько ступеней выше. Но обращения граждан, даже очень многочисленные, не заставят чиновника нарушать закон и рисковать своей должностью, а то и свободой.
Пятая проблема
касается создания сервитутов и выделения земельных участков. В настоящее время лыжные трассы никак не защищены от застройки и полного уничтожения. Когда решается вопрос о выделении участка под какое-либо строительство, наличие на этом участке лыжной трассы никак не учитывается. Многие трассы и туристические лыжни пострадали, например, из-за дорожного строительства. При проектировании дорог наличие лыжных трасс или пешеходных троп никак не принимается во внимание, у дорожников нет никакой информации об их наличии. Хотя, во многих случаях не так уж сложно было бы сделать дополнительный пешеходный переход (например, вместо трубы при пересечении оврага) и тем самым сохранить лыжную трассу. Понятно, что попытка решить эту проблему вызовет наибольшее противодействие. Введение дополнительных ограничений на земельные участки противоречит интересам очень многих чиновников и бизнесменов.
*
*
*
Некоторые спрашивают: «Что, если добиться законности лыжных трасс, сразу всё наладится и станет как в Финляндии?». Конечно, нет, сразу ничего не получится. Сначала нужно будет годами добиваться принятия каких-то законов, потом, также годами, добиваться их выполнения. Но, если этим не начать заниматься, ситуация через пять или десять лет может очень сильно ухудшиться, поскольку в настоящее время лыжные трассы исчезают или сокращаются гораздо быстрее, чем появляются новые.
*
*
*
*