История проведения всесоюзных соревнований «Лыжня России» связана с постановлением ЦК КПСС и Советского правительства 1981 года «О дальнейшем развитии массового спорта в стране». Это постановление обсуждалось на общем партийном собрании Спорткомитета СССР, а потом на партийных собраниях спортивных управлений, в том числе Управления зимних видов спорта, на котором я сделал ряд предложений по развитию массового лыжного спорта.
Секретарь нашей партийной группы В.И. Мелихов в заключение сказал: «Вот и поручим А.Л. Вахрушеву отвечать за развитие массового лыжного спорта». Партийное постановление надо выполнять. Какие же соревнования придумать, чтобы в них участвовали и профессионалы, и любители лыжного спорта? До этого я был в Швеции на марафоне «Васалоппет», в Финляндии — на Хамеэнлинна-Лахти, прошёл «Тарту марафон» и подумал: «Мы лыжная страна, имеем олимпийских чемпионов, чемпионов мира, а своего лыжного марафона не имеем». И решил назвать наш марафон «Лыжня России», а дистанцию сделать — 60 км. Подготовил положение о соревнованиях, определил возраст допуска к марафону — с 18 лет. Стал вопрос, когда проводить. В Тарту марафон проходит в третье воскресенье февраля, в Лахти — в последнее воскресенье февраля, «Васалоппет» — в первое воскресенье марта. Поэтому я предложил проводить соревнования «Лыжня России» во второе воскресенье февраля.
После утверждения положения на президиуме Федерации лыжного спорта СССР надо было определиться с местом старта, финиша и трассой. При выборе места старта и финиша, а особенно трассы марафона были сложности. То в одном месте, то в другом месте нельзя было прокладывать трассу, так как на пути находились правительственные дачи и другие закрытые объекты. Большую помощь в выборе места старта и трассы оказал мастер спорта по лыжам Н.П. Балашов, работавший секретарем парторганизации управления зимних видов спорта, а ранее — в органах КГБ. Он после долгих поисков и предложил место старта в районе 89-го км МКАД недалеко от метро Медведково. Стартовая поляна имела достаточные размеры по длине и ширине, что позволяло построить сотни участников.
Организаторами соревнований выступили Спорткомитет СССР, Федерация лыжных гонок СССР, Московский городской и Московский областной спорткомитеты. Старт первой гонки «Лыжня России» состоялся 14 февраля 1982 года. Со старта лыжная трасса уходила в сторону Пирогово, далее через мост канала им. Москвы — к молодежному лагерю в районе аэропорта Шереметьево, построенному к летней Олимпиаде 1980 года, затем — к Ленинградскому шоссе и под Октябрьской железной дорогой в районе Новоподрезково уходила в сторону Подрезково, Сходни, Фирсановки, Алабушево и возвращалась на финиш — к спортивной базе «Планерная».
В первой гонке на 60 км приняли участие 1200 лыжников. Кроме того, руководство спорткомитета приняло решение о включении в соревнования гонки на 30 км, участники которой сразу от Новоподрезково шли на финиш. Для проведения сервиса по подготовке лыж были привлечены сотрудники ВИСТИ, которые поставили рядом со стартом палатку и оказывали помощь участникам соревнований в подготовке лыж. По трассе были организованы пункты питания, медицинское обслуживание проводил второй врачебно-физкультурный диспансер во главе с главным врачом Л.Н. Марковым.
Последующие два года старты проходили в районе соединения Калужского шоссе и кольцевой дороги. Стартовая поляна была неудачная, среди деревьев, уходила вдоль Калужского шоссе в сторону поселков Ватутинки, Троицкое, а финиш был на спортивной базе Битцы. Последующие гонки «Лыжня Россия» стали проводиться на подмосковной базе «Планерная. Старт и финиш на лыжном стадионе базы, а трасса повторяла маршрут первой гонки: Новоподрезково — Сходня — Фирсановка — Алабушево — Крюково — Планерная.
С каждым годом количество участников увеличивалось, гонка становилась популярной среди лыжников. Затем соревнования перенесли в Яхрому Дмитровского района, где была большая стартовая поляна, дистанция была сокращена до 50 км в два круга по 25 км, ввели в программу гонку на 10 км среди юных лыжников. Прошло несколько лет, и гонку вновь вернули на «Планерную». Было принято решение сделать гонку массовой всероссийской и давать старт в 12 часов дня по местному времени начиная с Камчатки и до Москвы. В 1992 году, когда образовалась Федерация лыжных гонок России, я трижды предлагал президенту федерации Б.М. Быстрову, чтобы наша федерация включилась в организацию финальных соревнований «Лыжня России» в Москве. Дважды получал отказ по причине отсутствия денег у федерации на проведении «Лыжни России». После третьего захода Быстров ответил: «Черт с тобой, пойдем к В.Г. Смирнову, президенту Олимпийского комитета!» Тот нас внимательно выслушал и спросил:
— А когда вы хотите проводить?
— 14 февраля.
— Я согласен , ведь этот день мой день рождения!
Так «Лыжня России» получила второе рождение. В Олимпийском комитете был создан оргкомитет во главе с З.А. Федоренко, бывшей председателем Центрального совета ДСО «Труд». Контроль за ходом подготовки соревнований и финансовой поддержкой проводил В.И. Киселёв, ответственный в Олимпийском комитете за работу по связям со спортивными федерациями. Начиная с сентября оргкомитет информировал Олимпийский комитет о подготовке к соревнованиям, которые стали проходить на УТЦ «Планерная». В.Г. Смирнов принимал участие в награждение победителей гонки 1993 года. К награждению победителей соревнований удалось привлечь таких спонсоров как Конаковский фаянсовый завод, который изготовил 13.000 памятных тарелок, компанию «Кофе Хауз», которая награждала каждого победителя одним килограммом кофе, совместный продовольственный магазин «Россия-Ирландия», который награждал на финише гонки всех участников коробками шоколадных конфет.
Хочется вспомнить и некоторые моменты соревнований. Одно время в положение о соревнованиях была введена «ВИП миля». Это соревнования длиной 2 км для губернаторов и руководителей областей, что обязывало их участвовать в соревнованиях, встать на лыжи и пройти 2 км. Я имел удовольствие стартовать вместе с губернатором Тверской области А. Н. Зелениным в небольшом городке Тверской области Борки. В «ВИП миле» в Яхроме принимал участие губернатор Московской области Б.В. Громов. В соревнованиях «Лыжня Россия» принимали участие члены сборных команд СССР и России А. Прокуроров, М. Ботвинов, Ю. Чепалова и другие.
Вспоминаю соревнования 1994 года. Б.М. Быстров говорит мне: «Проведешь «Лыжню России» и после приедешь на Олимпиаду в Лиллехамер». И выдал мне четыре пары лыж Атомик для награждения победителей. Утром в день соревнований, выхожу из гостиницы «Планерная», чтобы посмотреть, как готов стадион и службы по проведению соревнований, и встречаю группу лыжников во главе с председателем ЛДПР В.В. Жириновским. Я пригласил их к себе в номер, намазал лыжи и вручил Жириновскому пару лыж Атомик за пропаганду лыжного спорта, а он ответил, что на будущий год всю фракцию ЛДПР приведет на соревнования, и если нужна помощь по базам и другим вопросам развития спорта — звоните и мы поможем. С тех пор прошло уже 26 лет, но никакой помощи от ЛДПР нет.
Не могу не отметить негативные моменты проведения «Лыжня России». Во-первых, нет постоянного места финальных соревнований. С 1982 года шесть раз менялось место старта: 89 км окружной дороги (Медведково); Калужское шоссе; Планерная; Яхрома; Планерная; Яхрома. В этом году финальный старт, вероятно, пройдет в Уфе.
Второе — это совместный старт детей из ДЮСШ и взрослых. Я постоянно предлагал проводить для школьников отдельные соревнования за день до основного старта, но так ничего и не добился. В результате в 1995 году на соревнованиях «Лыжня России» на Планерной была 81 травма — и в основном среди школьников, поскольку участниками соревнований были воспитанниками ДЮСШ различной специализации, которые впервые встали на лыжи и не умели ими владеть, преодолевать спуски, тем более тормозить. Не могу без грусти вспомнить решение Министерства спорта о проведении соревнований только на дистанции 10 км для всех участников: мужчин, женщин, школьников.
Третье. Общий старт на 10 км 25.000 участников также вызывает вопросы по безопасности. Предлагаю старт давать волнами с интервалом по три минуты между волнами, что обезопасит участников от столкновения и даст возможность пройти всю трассу на лыжах. Многие участники соревнований вынуждены снимать лыжи и преодолевать стартовый подъем пешком без лыж, чтобы не столкнуться с соседними участниками и не поломать инвентарь.
Четвертое. Организовать медицинский контроль по трассе в целях оказания медицинской помощи участникам, поскольку очень высокая плотность между участниками может привести к тяжелым травмам.
Желаю всем участникам добрых, успешных стартов в 38 всероссийских соревнованиях «Лыжня России».
А.Л. Вахрушев