16.09.2024

Юрий Макусинский: «Я намеренно взял стиль Высоцкого»

Юрий Макусинский: «Я намеренно взял стиль Высоцкого»

В длинной шеренге поклонников биатлона есть человек, который не просто предан любимому спорту, но и в буквальном смысле воспевает его. Редко у какого болельщика не дрогнет в душе, когда он слышит, как хрипловатый голос под гитарные аккорды ведет свой необычный репортаж с биатлонных трасс. Речь, как вы поняли, идет о нашем друге Юрии Макусинском, актере, сценаристе и авторе популярных песен о биатлоне, с которым побеседовал корреспондент СББ в преддверии нового зимнего сезона.
Юрий Анатольевич Макусинский родился 8 мая 1958 года на Украине в городе Умань Черкасской области. Литератор, актер, кинодраматург, кинорежиссер, оператор, режиссер монтажа, дизайнер и фотограф. Образование высшее. Женат, трое детей. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Сценарист фильмов: Кома (1989), Танго на Дворцовой площади (1992), Серафим (1996); роли в кино: Русская симфония (1994), Особенности национальной охоты (1995), Брат (1997), Улицы разбитых фонарей. Менты-2 (1999); режиссер монтажа фильма Северный конвой, режиссер фильма Легия Артис. Совладелец издательского дома «Коло». В настоящее время Ю. Макусинский пишет стихи и песни, занимается книжным и журнальным дизайном, пейзажным фотоискусством, производством видеофильмов на заказ, редакторской и издательской деятельностью, web-дизайном и web-программированием.

Спорт леди и джентльменов


– Расскажите, с чего начался ваш интерес к биатлону?
– Биатлоном я заинтересовался с середины 70-х годов, когда впервые увидел его еще на черно-белом экране. Постепенно втянулся, стал смотреть чемпионаты мира и Олимпиады, но фанатом в полном смысле этого слова стал только в последние годы, когда благодаря каналу «РТР-Спорт» появилась возможность смотреть этапы Кубка мира.

– Кто из личностей больше всего привлекал тогда ваше внимание?
– Когда я только начинал смотреть, наиболее яркое впечатление оставили Александр Тихонов и Николай Круглов-старший. Позже запомнилось блестящее выступление на Олимпиаде в Калгари 22-летнего Сергея Чепикова и победа женской эстафетной команды в Лиллехаммере.

– Чем именно вас привлек биатлон?
– Биатлон – особый вид личностного спорта. В отличие от игровых видов, где одновременно соперничают представители только двух стран, регионов или городов, в биатлоне одновременно на трассу выходят представители всего мира. Кроме того, биатлон из всех видов спорта наиболее приближен к военной подготовке, неслучайно большинство спортсменов являются военнослужащими. Можно сказать, что биатлон – это сублимация вооруженного конфликта на спортивную тему. Комбинация двух противоположных качеств предъявляет высокие требования не только к физической или технической, но и к тактической подготовке. Возьмите эстафету, где есть общекомандная тактика на всю гонку и тактика каждого конкретного спортсмена на конкретный этап. Поэтому биатлонисты, как правило, интеллектуальные, образованные люди, а значит, интересны как личности. Самые красивые женщины среди спортсменок – опять же биатлонистки. В этом спорте мне интересны не лыжи, винтовки, секунды и очки, а люди, соперничество их характеров, проявления благородства по отношению друг другу. Например, всем известен случай, когда немец отдал свою лыжу Александру Тихонову во время эстафеты. А недавно Бьорндален и Ханевольд подняли на руки Максима Чудова, после того, как он их обыграл. Такие примеры подчеркивают, что биатлон – это спорт настоящих леди и джентльменов.

Я не мог не написать этих песен

– Когда пришла идея сочинить первую песню о биатлоне?
– До чемпионата мира в Эстерсунде я даже не задумывался о том, чтобы написать песню о биатлоне. Последние пять лет я вообще не писал новых песен, но, когда увидел Макса Чудова, пересекающего первым финишную черту эстафетной гонки с российским флагом, меня прорвало. Буквально за полчаса я написал такую вот парадную песню в стиле Владимира Высоцкого.

– Кстати, Высоцкий в эпоху тотального официоза затрагивал в своем творчестве темы близкие каждому из нас, как будто бы он не выступал со сцены, а садился за один стол со слушателем и вел свой рассказ. С вашими песнями о биатлоне слушатель также переживает происходящее, словно смотрит гонку заново. Вы считаете, что, несмотря на смену эпохи потребность в такой неформальной связи слушателя и исполнителя по-прежнему существует?
– А вы обратите внимание, что эти шесть песен о биатлоне моментально стали популярными. Их скачали почти все биатлонные болельщики, притом что другие песни о биатлоне, которые писали раньше, таким успехом не пользовались. Дело в том, что я писал эти песни не для того, чтобы покрасоваться, а потому что не мог их не написать. Я не думал о популярности, а просто написал их для близких мне людей: для жены и детей, увлеченных биатлоном. Я старался писать о том, что мне интересно, просто описывая события в форме баллады, как бы рассказывая историю чемпионата мира в Эстерсунде.

– Как вы подбираете сюжеты для своих песен?
– Они рождаются спонтанно, потому что начиная с чемпионата мира и до конца сезона мы все жили биатлоном, переживали вместе со спортсменами, поэтому все эти шесть песен родились внезапно. Я бы еще хотел поблагодарить комментатора Дмитрия Губерниева, который завел меня своим артистизмом.

– Вам нравится комментаторский стиль Губерниева?
– Не везде, но именно в биатлоне очень нравится. Видно, что человек влюблен в биатлон и здорово в нем разбирается. А еще наши спортсмены всегда здорово выступают, когда комментирует Дмитрий.

– Как ваши коллеги относятся к вашему увлечению? Есть ли среди них те, кто его разделяет?
– Если человек не интересуется биатлоном, то с ним бесполезно об этом разговаривать. Это как беседа слепого с глухим. Что толку давать им слушать мои песни, если они не знают, кто такой Бьорндален.

«Русским является тот, кто готов умереть за Россию»

– В творчестве Высоцкого отдельное место занимали песни о спорте, к московской Олимпиаде был создан замечательный цикл песен Александры Пахмутовой. Сейчас, когда спорт становится едва ли не национальной идеей, на торжественных вечерах звучат все те же старые добрые песни. Почему, на ваш взгляд, в наше время наблюдается недостаток песен о спорте, способных стать культовыми?
– Тут дело в искренности. «Команда молодости нашей» настолько искренне написана, что я иногда даже плачу, когда ее слушаю. Размещая свои песни в интернете, я хотел лишь поделиться ими с единомышленниками. Я не искал ни славы, ни денег, а просто хотел поделиться своей радостью или печалью. Как только я начну этим зарабатывать, песням придет конец.

– То есть выходит, что подобные произведения не могут рождаться в условиях коммерциализации искусства?
– Естественно. Разве Высоцкий писал ради денег? Он писал по зову души. А если бросить клич: «Давайте напишем гимн биатлона!», то ничего из этого не выйдет. По заказу такие вещи не создаются. Это как любовь, дружба, свобода – они не приобретаются за деньги. Фальшь вы почувствуете всегда. Кстати, я намеренно взял стиль Высоцкого, потому что Высоцкий хорошо узнаваем, у него есть определенные успешные приемы, так зачем изобретать велосипед? Это не подражание, не стилизация, а продолжение заложенной Высоцким традиции. Мы же пользуемся тридцатью тремя буквами алфавита, потому что нам это удобно, так почему бы не допустить такую преемственность и в искусстве? Хочется, чтобы при прослушивании этих песен возникало ощущение связи эпох. Чтобы усилить эту связь я умышленно употребил в одной из песен такие слова, как «советский характер».

– А буквально в соседней строчке вы употребили слова «характер русский». Для вас это одно и то же? В чем проявляется этот характер?
– Для меня это синонимы. Как бы мы ни относились к советскому периоду нашей истории, нельзя отрицать, что он отмечен для нас многими победами, многими знаковыми событиями, поэтому «советский характер» – это характер народа-победителя. Что значит русский? Для меня понятие русский – это то же самое, что для американцев понятие «американская нация». Но ведь там и негры, и индейцы, и выходцы из разных стран Европы – и все они объединены понятием «американцы». Так и для меня русская нация – это и русские, и чеченцы, и татары, и калмыки. В Великой Отечественной войне победил русский-советский народ, а не народ русской национальности. Обратите внимание, что за границей неважно, ты этнический русский или татарин – тебя все равно будут звать русским. Поэтому русский в широком смысле – это принадлежность к стране, к нации, а не национальность. И не надо этого стесняться. Я не понимаю, к чему нам навязали это слово «россияне», когда понятия русский народ, великая русская культура многонациональны априори. Мне очень нравится выражение: «Русским является тот, кто готов умереть за Россию».

— За счет чего в биатлоне, в отличие от многих других видов спорта, удалось сохранить советские победные традиции, обеспечить преемственность поколений?
– Прежде всего, за счет таких личностей, как Александр Тихонов. В биатлоне по сравнению с тем же футболом крутятся сравнительно небольшие деньги, поэтому только на плечах таких болеющих за биатлон людей, фанатов своего дела, спорт смог выжить в нелегкие девяностые годы. Тогда ведь не было ни спонсоров, ни телевидения, просто чудо какое-то, что биатлон выжил. Только благодаря энтузиазму людей его развивающих и Божией помощи.

«Трассовая убийца» Слепцова и интеллектуал Круглов

– Утверждение «один в поле не воин» справедливо для биатлона?
– В биатлоне как раз один в поле воин. Мне этот спорт тем и нравится, что в нем велика роль конкретной личности. Вы посмотрите, как за прошедший сезон раскрылась Света Слепцова, как в свое время ворвался в биатлонную элиту Чудов. Такие внезапные преображения могут происходить только благодаря личности, благодаря тому, что один в поле воин.

– В своих песнях вы воспели почти всех российских биатлонистов. За кого-то персонально будете болеть в предстоящем сезоне?
– Биатлон для меня – это прежде всего гордость за свою страну, поэтому болеть буду за всех российских биатлонистов. Очень большие надежды возлагаю на Слепцову, которой, на мой взгляд, по силам стать лидером мирового биатлона. Она очень выдержанная, собранная, никогда не психует, полностью лишена безалаберности, присущей людям советской эпохи, то есть никогда не будет работать спустя рукава. Света ¬¬– спортсменка новой генерации, обладающая огромным потенциалом и инстинктом «трассового убийцы». Думаю это очень хороший ответ «немецкой машине» Нойнер. Ну и, конечно, Катя Юрьева для меня является именно таким жизнерадостным, светлым «ангелом», каким я изобразил ее в песне, «ангелом-хранителем» побед нашей сборной. У мужчин отдаю предпочтение Николаю Круглову. Он не только лидер сборной, но и очень образованный, разносторонне развитый человек, и за счет своего интеллекта способен улучшить свои результаты через год-два. Главное ему сбросить с себя груз ответственности за продолжение успеха своего знаменитого отца. У него потрясающий по элегантности лыжный ход и самая стабильная в команде стрельба, если не брать последний сезон. Конечно, симпатизирую и Максу Чудову, настоящему джокеру нашей команды, который восхитил меня своим выступлением на чемпионате мира.

– Недавно Николай Круглов рассказал нам, что является поклонником вашего творчества и регулярно поддерживает контакт с вами. С кем еще из спортсменов общаетесь?
– Николай сам на меня вышел, послушав мои песни. С тех пор с ним регулярно переписываемся, созваниваемся. С другими ребятами я пока не знаком.

– А кто из иностранных атлетов вам наиболее симпатичен?
– Из немок мне симпатичны Вильхельм и Глагов, а вот Нойнер – нет. Судя по ее интервью, которые я регулярно читаю на немецких сайтах, у нее налицо все признаки звездной болезни. Очень мне нравится Сандрин Байи, которую я ласково прозвал «сардинкой». Из мужчин уважаю Свена Фишера и сильно жалею о его уходе. Вообще считаю его соперничество с Бьорндаленом и Пуаре одним из самых ярких событий в истории биатлона.

Фильм о биатлоне – моя мечта

– Про футбол и хоккей снято десятки фильмов. Недавно вышло кино о боксере с Николаем Валуевым в главной роли. Каким вам видится возможный фильм о биатлоне?
– Сейчас вы наступили мне на больную мозоль. Я же по основной профессии сценарист и режиссер, и, конечно, давно вынашиваю идею снять настоящий документальный фильм про биатлон. Не репортаж, не передачу, чего сейчас хватает, а именно фильм, но для этого надо поездить по соревнованиям, поговорить с людьми, показать их жизнь вне трассы. Если говорить о художественном фильме про биатлон, то вряд ли можно найти деньги на его постановку. Конечно, можно было бы сделать фильм о ком-то из легендарных биатлонистов, например, о том же Тихонове, либо написать сюжет о современном биатлоне, об отношениях внутри этого мира, задействовав сюжет «любовного треугольника». Но тут все упирается в деньги, а вот документальный фильм можно снять недорого. Вообще если говорить о реальных планах, то для начала было бы неплохо сделать пару-тройку клипов на мои песни о биатлоне. Второй этап – это документальный фильм. Биатлон от нас никуда не денется, а вот уходящих людей жаль. Хотелось бы зафиксировать их в памяти. Ну и, наконец, третий этап – это сценарий для художественного фильма.

– Не собираетесь для начала посетить какой-нибудь из этапов Кубка мира или чемпионат мира?
– Очень жаль, что в этом году не будет этапа в финском Контиолахти, куда я бы обязательно приехал. Мне ведь от Питера всего четыре часа езды. Хотелось сыграть для ребят небольшой дружеский концерт. Кроме песен о биатлоне я пою почти всего Высоцкого, да и своих песен у меня около трехсот. Думаю, им была бы полезна такая психологическая разгрузка. Не знаю только, к кому можно было бы обратиться с такой идеей.

– Мне остается пожелать, чтобы ваши многочисленные творческие планы обрели воплощение, и чтобы в новом сезоне наши спортсмены также дарили вам радость и вдохновляли на новые песни.
– А я хочу пожелать процветания вашему сайту, читателем которого я давно являюсь и покровительства англела-хранителя вашему замечательному коллективу. Нашим биатлонистам хочу пожелать, чтобы их вид спорта был для них средством жизни, а не ее целью. Ведь мы в первую очередь все люди, а уже потом спортсмены, режиссеры и тому подобное. Главное, чтобы у ребят было все в порядке со здоровьем, не было травм, а уже потом, может, скажу парадоксальную фразу: пожелаю творческих успехов в их виде спорта. Для меня спорт – это часть патриотического искусства, поэтому хотелось бы, чтобы наши спортсмены стали творцами своих успехов на трассе, чтобы они творили, а не отбывали повинность.

Александр Круглов,
Официальный сайт СБР


Источник

Loading