22.11.2024

Юрий Бородавко: «Только кнутом ничего не добьешься»

Юрий Бородавко: "Только кнутом ничего не добьешься"
На Олимпиаде в Пхёнчхане блистали воспитанники тренера Юрия Бородавко, которые заменили не допущенных к соревнованиям лидеров сборной России. Тренер, переживший отстранение от работы с первой сборной, но вернувшийся и воспитавший новых звёзд, рассказал специально для проекта «На лыжи!» о методах работы, важности дисциплины и тех изменениях, что произошли с ним после ноября 2010 года.

СПОРТСМЕНЫ – ГЕРОИ. А Я СВОЮ РАБОТУ ДЕЛАЮ

Вы чувствуете себе героем после Олимпиады? Ведь медали выигрывали ваши ребята и девушки.

Ну что значит героем? Моя задача, как тренера – растить молодёжь, развивать их лучшие качества. А о результатах думаешь меньше всего. Когда результаты приходят, то герои – спортсмены. Я вижу, насколько они всколыхнули всю нашу жизнь, дали луч надежды, что не всё так плохо в лыжных гонках. А я просто выполняю свою работу.

Что для вас важнее – победа ученика или просто звонок со словами благодарности вне зависимости от результатов?

Победа – всегда итог твоей работы. А будут меня поздравлять или нет, это не так важно. Мне важнее видеть, что наша со спортсменом работа даёт свои результаты.

Эти результаты – какие чувства внутри вас они вызвали?

Первое, чувство гордости за ребят. Второе, чувство внутренней состоятельности и самодостаточности, потому что много говорили о несостоятельности российской методики, об отсутствии специалистов. Я шёл и продолжаю идти своим путём. Что-то берётся из зарубежных методик, но основой является наша школа, заложенная такими людьми, как Борис Михайлович Быстров и Виктор Александрович Иванов. Они и другие тренеры дали мне очень много. Я рад и горд за то, что не повёлся на те новаторства, которые навязывались. Результат показал мою правоту.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СПОРТСМЕНОМ И ТРЕНЕРОМ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРАВДИВЫМИ

О вашей дисциплине ходят легенды. Это самая важная, на ваш взгляд, составляющая, в подготовке спортсмена?

Естественно. Дисциплина должна быть во всём. Но речь не столько о дисциплине с моей стороны, сколько о самодисциплине у спортсменов. Это я от них требую. Кнутом достичь чего-то невозможно. Спортсмен, прежде всего, должен сам чего-то хотеть. А я, тренер, нахожусь сзади и направляю его в то русло, которое приведёт его к результатам.

Можете сказать, что к каждому подопечному ищете персональный подход, или вам ближе позиция: «если моя методика не подходит, можешь искать другого наставника»?

Есть общий план подготовки, есть последовательность развития качеств – выносливости, силы, скорости, технического мастерства. Это всегда одинаково, ведь движения исполняются в любом случае по законам динамики. Я стараюсь развить у каждого из подопечных эти качества максимально. Но если вижу, что у нас нет со спортсменом контакта, я никого не держу. Отношения между спортсменом и тренером должны быть правдивыми. Я за диалог.

Вы долго работали со звёздами. Теперь работаете с юниорами и молодёжью. Что интереснее? И что сложнее?

Те звёзды, которых я воспитал, тоже были молодыми – это мой первый набор. Интересно наблюдать за ростом спортсменов: как они взрослеют, как у них меняется мировоззрение, как они становятся состоявшимися людьми. Когда ты понимаешь, что приложил к этому руку, этого дорогого стоит. Мне очень приятно, что в моей жизни наступила вторая волна, когда ты опять проходишь путь вместе с молодыми. Их путь только начинается, я с ними работаю только второй год. Но и за эти два года уже видны изменения, которые в них происходят. Кто-то ломается, кто-то напролом идёт, кто-то только робко мечтает о будущем. Нужно в каждого вселить уверенность, что он талантлив, что обязательно раскроется и выиграет свою олимпийскую медаль.

О каком эпизоде в своей тренерской карьере вы жалели или жалеете до сих пор?

Жалею, что достаточно мягко обошёлся с Евгением Дементьевым в Турине. Перед марафоном на 50 км мы с ним разговаривали о том плане, который необходимо было выполнить в гонке. И я не настоял на своём. Дементьев тогда отстаивал свою точку зрения. Когда он приехал вторым, уступив менее секунды Джорджио ди Ченте, то был невероятно рад. А я сказал ему: «Женя, ты не серебро завоевал, ты золото упустил. Не знаю, будет ли у тебя когда-либо ещё такое же состояние». Дементьев мог стать королём лыж, но упустил свой шанс.

СДЕЛАЛ ШАГ В СТОРОНУ И ОКУНУЛСЯ В РОССИЙСКИЕ ЛЫЖИ

Если вернуться в ноябрь 2010 года, что-то изменилось в вас, как в тренере, после дисквалификации?

Конечно, изменилось. Тот год стал первой ступенькой тех результатов, которых мы добились сейчас. Уже тогда мы были на правильном пути, завоёвывали много призовых мест на этапах Кубка мира. Только болезни спортсменов не позволили им тогда подняться на олимпийский пьедестал. А потом жизнь дала мне возможность сделать шаг в сторону и посмотреть на всё другими глазами: что-то откинуть, на что-то обратить более пристальное внимание. Я вернулся на тот уровень, где работают рядовые тренеры, от которых всё и зависит, на самом деле. Я пришёл в Бабушкинскую лыжную СШОР – спасибо Александру Николаевичу Метельскому и Валерию Ивановичу Цыганову, которые не позволили мне остаться без работы. Я вновь прошёл весь тот путь, который должен пройти тренер. Проехал все молодёжные и юниорские соревнования, посмотрел на российский лыжный спорт, оказался внутри его.

Ровно 10 лет назад вы говорили: «Главная проблема сборной России заключается в ограниченном присутствии в сборной хороших исполнителей и отсутствии притока талантливой молодежи». Сейчас эта проблема решена?

Начиная с 2010 года я проехал все юношеские, юниорские и молодёжные соревнования в России. И понял, что у нас очень много талантливой молодёжи, очень! В каждом возрасте хоть у мальчиков, хоть у девочек есть как минимум по четыре-пять действительно талантливых спортсменов, которые выделяются. Но мы не можем этих ребят сохранить и довести до взрослого уровня. Это огромная проблема государственного уровня. Многие тренеры пытаются форсировать нагрузку, делая какие-то колоссальные объёмы. Особенно заметно это у тех тренеров, которые работают с девочками, девушками и женщинами.

Есть ли универсальный рецепт по «изготовлению звёзд»? Или хотя бы по их поиску? Как и в каком возрасте распознать талантливого ребёнка и как потом его не потерять?

Талант виден всегда. Вспоминаю, как появилась Елена Вяльбе. Тогда пошли разговоры: вот в Магадане есть девочка, ей всего 13 лет, а она уже «укладывает» всех юниорок, которые на пять-шесть лет старше. Дойдя до юниорок, она уже попадала в первую пятёрку на взрослых этапах Кубка мира, а на своём первом взрослом чемпионате мира завоевала медаль. Эти люди всегда яркие. Хорошо, когда рядом с ними есть наставники, которые бережно в ладошках несут этот талант к результатам. Юлия Чепалова, Василий Рочев, Евгений Дементьев – все они выигрывали «Сыктывкарскую лыжню», которая зовётся у нас гонкой Сметаниной, и прошли от детского возраста до олимпийских медалей. И они были видны сразу. Того же Александра Большунова я отметил еще в младшем юношеском возрасте на соревнованиях в Подолино, это Ярославская область. Обратил внимание, что у него колоссальный внутренний резерв, он никогда не шёл с надрывом. И по исполнению всё делал правильно.

Вы часто общаетесь с коллегами. Скажите, у нас действительно всё плохо с подготовкой молодых тренеров?

К сожалению, такая проблема есть, и это очень серьёзная проблема. Я вижу, что многие молодые тренеры просто берут с интернета какие-то планы или отдельные тренировки, даже не понимая всей сути происходящего. Особенно чревато это в отношении молодых спортсменов. Да с ними в корне иначе нужно работать! Не «передовые» методики хватать, а с основ начинать. Нам нужно менять саму методику преподавания лыжных гонок в спортивных вузах. Но для этого нужны научные статьи от наших ведущих специалистов, а этих статей нет или их крайне мало. Начинающие тренеры не пытаются понять спортсменов. Они, допустим, хотят узнать, как тренируется Большунов и перенести это на своих. Но Александр ведь пришёл к своим тренировкам методом проб и ошибок, планомерной работой. Он прошёл каждую ступень для развития всех качеств, прежде чем выполнять то, что делает сейчас. Вообще, я считаю, что работа тренеров групп начальной подготовки – важнейшая в лыжных гонках. Именно они завлекают в свои сети ребят, из которых вырастают звёзды. То, что закладывают эти тренеры в детей, основа всего. Очень важно, чтобы квалификация этих тренеров была достаточно высокой.

Можно ли с помощью таких проектов как «На лыжи!» заразить лыжными гонками всю страну?

Вы это очень удачно делаете. Это действительно хороший проект. Но ещё лучше это будет работать, если опираться на те результаты, которые наша сборная достигла в Пхёнчхане. Привлекайте наших молодых звёзд в ваш проект, это будет эффективно и для них, и для вас.

Какой совет дали бы родителям юных лыжников, у которых не всё получается, и они начинают опускать руки?

Если когда-то родители привели ребёнка в борьбу, гимнастику или лыжи, это совершенно не значит, что он должен всю жизнь посвятить только этому. Если ребёнок потерял интерес к виду спорта, пусть пробует что-то другое. Интерес и желание ребёнка – самое главное.


Источник

Loading