Среди нововведений, которые были приняты на прошедшем в Дубровнике конгрессе Международной федерации лыжных видов спорта, – общий старт в гору в последней гонке “Тур де ски”, ограничения на использование шлифмашин и вакс-грузовиков, которые могут серьезно повлиять на подготовку лыж, в том числе и россиян. При этом в календаре Кубка мира появились новые гонки, а также малопонятная смешанная эстафета. Хотя радикальных изменений не произошло – добавился лишь один скиатлон при обилии спринтов. «СЭ» расспросил Юрия Бородавко, как он относится к этим решениям и как к ним будут адаптироваться российские лыжники.
– Одно из нововведений – ограничение по шлифмашинам и использованию вакс-грузовиков, то есть ограничение работы сервис-бригад. Это по России ударит?
– Это ударит не только по нам, по всем лыжным державам, которые экипированы лучше. Разговоры ведутся давно, так понимаю, что теперь принято решение – Скандинавский кубок (пройдет 15-23 февраля 2020 года. – Прим. “СЭ”) все спортсмены будут ехать на одном поезде, жить в одних условиях. Кто не ночевал в поезде – снимается с соревнований. Ограничение по сервисерам предлагалось, потому что они пытаются выстроить равные условия. Действительно, сборные Норвегии, Швеции, России, Финляндии имеют некоторое преимущество перед такими странами, как, например, Казахстан, у которого всего три смазчика. FIS пытается усреднить всех, чтобы дать возможность другим приблизиться. Вернее, скорее поставить лыжные державы в одни условия с малыми. Что из этого выйдет – непонятно, пока это пробные шаги.
– А что нам делать с этими шлифмашинами? Продавать?
– Как было, так и будет. Ограничения будут действовать эпизодически, на каких-то отдельных турнирах, этапах. А команды продолжат работать, искать лучшие шлифты. На чемпионатах мира и Олимпиадах такие ограничения непозволительны, никто не сможет остановить прогресс.
– Был представлен новый календарь, и несмотря на небольшие изменения, спринтов по отношению к дистанционным гонкам все равно много. Вам нравится такой расклад?
– Спринтов действительно много, это зрелищные соревнования, есть люди, которые ярко в них себя проявляют. Их невозможно запретить. Самое интересное, что и у нас есть люди, которые проявляют себя в них. Другое дело, что в “Тур де ски” те бонусные секунды, которые начисляются за спринт, чрезмерны, и спринты определяют победителя. Лучше бы пересмотрели эти правила в пользу длинных гонок, на 15 или 35 километров.
– Вы с подопечными на сборах в связи с этим делаете упор на короткие дистанции?
– Всегда, когда уделяешь много внимания чему-то одному, теряешь в другом. Мы пытаемся комплексно подходить к тренировочному процессу. Что Большунов, что Непряева чувствуют себя хорошо и на дистанции, и в коротких гонках. Мы не хотим делать из них одноногих. Хочется универсализма, чтобы они преуспевали везде.
– Но вы согласны, что большое количество спринтов продолжает работать на наших соперников, на Клэбо?
– Конечно, Клэбо – лучший спринтер мира, и у него получаются некоторые дистанционные гонки. Поэтому да, на сегодняшний момент система соревнований больше подходит для него. И потом, посмотрите – в календаре же одни “пятнашки”. Куда мы катимся? Мне просто непонятно. Во времена классических лыжных гонок 15 километров считались спринтом, сейчас я снова почти не увидел в графике длинных дистанций, там один скиатлон и один “полтинник”.
– Недавно Андрей Собакарев рассказывал, что с вами у него пошел спринт буквально за год. Если не брать наших звезд, видите еще у кого-то задатки для того чтобы выстрелить в следующем сезоне?
– Собакарев действительно метко выступал в спринте, у него есть к нему предрасположенность. И Александр Терентьев был чемпионом мира среди юниоров в этом виде программы. Да и Большунов их неплохо бегает. У нас есть своеобразная мини-группа, в которой мы, естественно, отрабатываем некоторые моменты спринтерской работы. Думаю, сотрудничество этих трех спортсменов, их совместная работа может дать определенный сдвиг в результатах для всех троих.
Читать материал полностью