Всегда полезно перед поездкой почитать отзывы о курортах. Это поможет понять, чего можно ожидать от того места, куда отправляешься впервые. И хотя горнолыжные курорты Кавказа неплохо «обкатаны» читателями нашего сайта, есть среди них и те, кому только предстоит открыть для себя эти красивые места. А вот хороших, подробных отзывов в интернете не так много, как хотелось бы. Этот материал написан человеком, который не раз побывал на курортах Кавказа, в том числе и в последние годы.
Эльбрус
Здесь находится самая высокогорная канатная дорога в Европе (поднимает до 3847 метров) и одна из самых длинных в России трасс — больше 7 км можно мчаться с самой вершины «Гара-Баши до низа «Поляны Азау» и не думать о подъемнике.
Есть два вида подъемников — новые кабинки, поднимающие за три раза до 3847 м, и старые маятниковые красные кабинки, поднимающие за два захода до 3500 м. Новые кабинки быстрее и удобнее — лыжники ездят в основном на них. Старые маятниковые кабинки немного дешевле, но ходят медленнее и реже (всего две кабинки, обычно их нужно ждать). Этот вариант чаще выбирают туристы-экскурсанты. В маятниковых кабинках только 4 сидячих места (по углам) и около 20 стоячих, а в новых кабинках по 6 сидячих мест и специальные карманы для лыж и сноубордов. Удобно отдохнуть между катанием.
Трасса всего одна (* прим.ред.: в этом году построили еще одну трассу), есть довольно узкие и крутые места, так что новичкам может быть сложно. Разметки на трассе нет, и ты понимаешь уже только в процессе езды, что широкая «зеленая» трасса (прим. «зеленые трассы» — самые легкие) как-то быстро превратилась в «красную» или «синюю», а местами и вовсе в «черную». На Эльбрусе все в куче — и крутые склоны, и широкие комфортные спуски — они следуют друг за другом так, как расположила их природа. Объехать крутой спуск по объездной дороге здесь нельзя — либо принимай всю трассу целиком со всеми сложностями, либо катайся только на бугелях на поляне Азау (небольшой участок для новичков) или с Гара-Баши до Мира (тут тоже более-менее ровно, хотя и мало).
Существенный плюс — это то, что на Эльбрусе можно кататься даже тогда, когда в других местах нет снега. Тут очень большая высота, и снег на Гара-Баши лежит даже летом. Горнолыжный сезон, как правило, заканчивается в середине мая, но кто-то катается и в июне-июле — это вариант с забросками на ратраках, так как на трассах летом уже не покатаешься.
Эльбрус на майских праздниках: снег немного рыхлый, но кататься можно
Еще из плюсов — это возможность увидеть Эльбрус совсем близко. С Гара-Баши кажется, что до него рукой подать.
На Эльбрусе понравится и любителям шоппиться и торговаться — тут самый дешевый рынок из всех горнолыжек. Большой выбор травяных чаев, варенья, шерстяных изделий ручной работы (свитера, носки, шали, шапки) и все это по довольно доступным ценам.
В мае внизу уже весна, а наверху еще катаются — интересный способ перемещаться между зимой и летом несколько раз в день. Из минусов — у некоторых на высоте начинается горная болезнь — не все на Гара-Баши чувствуют себя хорошо (все-таки высота 3847 метров — к этому нужно привыкнуть). Из-за разряженного воздуха даже в гостиницах внизу с непривычки может быть плохой сон. Если вы раньше ни разу не были в горах, то начать лучше с чего-нибудь пониже, чтобы привыкнуть и адаптироваться.
Где кататься: по факту всего одна трасса (*см. прим. ранее), которая делится на три участка: Гара-Баши — Мир (2 км), Мир — Кругозор (5,11 км), Кругозор — поляна Азау (5,1 км). Есть еще альтернативная более крутая трасса Гара-Баши — Мир (1,5 км) и при большом количестве снега — возможность фрирайда. За отдельную плату можно подняться на ратраке повыше и прокатиться оттуда до Гара-Баши.
Кому подойдет: уверенным лыжникам, которые катаются не первый год (новичкам будет сложно), тем, кто хочет увидеть Эльбрус вблизи и сделать красивые фотографии с лыжами на фоне самой высокой вершины России
Утром на подъемники очередь — все хотят проехать первые по отратраченным трассам. Качество сервиса и инфраструктуры: невысокое, хотя за последние годы стало существенно лучше — подъемники почти не «зависают», как раньше, внизу появился чистый и бесплатный туалет и теплая раздевалка. Хотя наверху туалеты по-прежнему грязные и платные.
Как добраться: ближайший аэропорт — Минеральные воды. Организованный транспорт на Эльбрус не ходит, нужно заказывать такси или микроавтобус. Ехать около 3,5 часов, проезд стоит от 3 тысяч рублей за легковую и от 5 тысяч за газель в одну сторону. Добраться из аэропорта обычно не проблема — таксисты всегда наготове, а вот на обратную дорогу лучше договориться заранее.
Где остановиться: на поляне Азау (рядом с подъемниками) гостиниц не так много, их можно пересчитать по пальцам и названия настолько похожие, что запутаешься: Azau Star, Sky Azau, Sky Elbrus, «Альпина», «Антау», «Балкария», «Вертикаль», «Вершина», «Вираж». В выходные и праздники обычно все занято, поэтому лучше бронировать заранее.
Есть гостиницы в поселке Чегет в 5 км от поляны. На Чегете есть своя горнолыжная трасса (более крутая) и бронировать гостиницу там имеет смысл, только если планируете там кататься. Можно еще остановиться в поселке Терскол между Чегетом и поляной Азау — жилье там значительно дешевле, забронировать можно в последний момент, только стоит учесть, что часть сэкономленных денег уйдет на транспорт до поляны (либо за оплату стоянки, если ехать на своей машине), организованного трансфера там нет, добраться можно только на попутках, и около получаса будет уходить на дорогу в одну сторону.
Домбай
Домбай — это самые красивые горные пейзажи и самая плохая инфраструктура. И хотя в последние годы качество канатных дорог здесь значительно улучшилось и подъемники уже не заедают так часто и на такое долгое время (раньше можно было застрять на канатке на полчаса и провисеть так на морозе без объяснения причин), но все равно этот курорт пока больше рассчитан на не очень притязательных туристов, которые готовы ради красоты природы закрыть глаза на многочисленные «косяки».
Практически все канатные дороги, кроме одной нижней — это креселки, многие из них не закрываются, поэтому в ветреную погоду бывает довольно холодно, и на этот курорт лучше взять балаклаву или баф.
Максимальная высота здесь гораздо ниже, чем на горнолыжке Эльбруса — канатки поднимают до 3200 м, поэтому те, кто чувствителен к перепаду высот, чувствуют себя более комфортно.
В хорошую погоду бывают большие очереди на подъемник. Где кататься: есть две канатные дороги — новая и старая. Новая — это закрытые кабинки на 6 человек, четырех-, шести- и восьмикреселки. Старая — это маятниковые вагончики на 40 человек и кресельные открытые подъемники на одного и двух человек. Старая канатка ездит гораздо медленнее, открывается позже, закрывается раньше, но стоит немного дешевле. Для лыжников это не очень подходящий вариант, а вот туристам с разовыми подъемами может быть даже удобнее. На многих сайтах и картах Домбая указана еще канатная дорога Югославка, но ее там нет уже лет 10, она давно заброшена, трассы с той стороны не готовятся, но можно проехать вне трасс.
Трасс по сути две, которые сходятся внизу в одну. Старая и новая канатки ведут на одни и те же трассы. Большинство трасс здесь «красные», есть одна синяя и небольшой кусок «зеленой». Много вариантов для внетрассового катания. Нижний участок — это очень красивая лесная трасса (местами почти плоская).
Кому подойдет: для новичков всего один участок. Большинство трасс «красные» — лучше иметь базовые навыки. Любителям фрирайда и уверенным лыжникам/сноубордистам тоже понравится.
Качество сервиса и инфраструктуры: очень низкое. Туалеты все платные и грязные с лимитированным количеством бумаги, которую тебе отматывают на входе. Хороших кафешек (особенно на горе) практически нет, подъемники периодически заедают.
Как добраться: ближайший аэропорт — Минеральные воды. Общественного транспорта нет, нужно заказывать такси. Ехать 210 км — это около 3,5 часов, стоимость от 3500 р, за легковую машину. Есть более сложный и дешевый вариант доехать на автобусе до Теберды за 460 рублей, а оттуда на такси, но автобус ходит раз в сутки — это не очень удобно.
Где остановиться: гостиниц в поселке гораздо больше, чем на Эльбрусе, большой номерной фонд, однако в праздники и выходные хорошие варианты быстро разбирают и лучше бронировать заранее. Из недорогих вариантов — гостиница «Домбай» — советского типа, но чистая, со всем необходимым и близко к подъемникам. Если выбирать из тех, которые близко к подъемнику, есть «Вершина», «Наступ», «Селена», «Бештау» и «Гранд отель» (самый дорогой).
Архыз
Новый курорт, который открылся в конце 2013 года и с каждым годом продолжает отстраиваться и становиться все больше. Все канатные дороги новые и комфортные.
На курорте много дополнительных активностей: каток, тюбинги, постоянно проходят какие-нибудь фестивали — здесь будет интересно даже тем, кто не катается. Есть сноу-парк для прыжков и трюков, в хорошую погоду организуются полеты на параплане. Есть варианты фрирайда.
Есть вечернее катание (с 18:00 до 22:00), но только по одной трассе, которая освещается. Когда снега мало, на этой же трассе работают пушки с искуственным снегом, так что кататься можно с декабря по апрель, даже когда в других местах снега нет.
У этого курорта самое лучшее продвижение: активно ведутся социальные сети, постоянно проходят разные конкурсы, информация регулярно обновляется и всегда можно быстро найти, что происходит на курорте сейчас, какие канатки открыты, какой ветер и температура на склонах.
Где кататься: на курорте два склона — Северный (подъемник «Северное сияние») и Южный (подъемники «Лунный экспресс», «Млечный путь» и «Спутник». Северный склон более крутой и подходит для опытных лыжников, но на самом верху есть практически плоский кусок «зеленой трассы» — тут хорошо кататься новичкам. Южный склон короче, чем Северный, но тут много разных ответвлений трасс — есть и две «зеленые для новичков, три «синие», одна «красная» и одна «черная».
Кому подойдет: и новичкам, и профессионалам — есть трассы для всех. Удобно приезжать всей семьей.
Качество сервиса и инфраструктуры: высокое. Все новое и хорошего качества, почти на каждой станции есть чистые и теплые туалеты. Много стильных кафе. Цены выше, чем на Добмае и Эльбрусе, уровень цен московский.
Как добраться: ближайший аэропорт — Минеральные воды. Ходит автобус, который подстраивается под авиарейсы, можно взять единый билет самолет+автобус. Есть регулярный автобус из Пятигорска за 550 руб.
Где остановиться: возле подъемников всего 5 отелей: «Романтик 3*», «Вертикаль», «Flora Boutique», «Arkhyz Royal Resort & Spa» и «Аллюр». Номерной фонд не очень большой, в выходные и праздники мест не хватает. Можно остановиться в поселке Архыз, там больше вариантов жилья и оно значительно дешевле. От поселка до подъемников 11,5 км, каждый час ходят автобусы, по ски-пассу проезд бесплатный.
Автор — Анастасия Обуденкова