Интервью skisport.ru
Несколько дней назад я создал у нас на форуме ветку под названием Падение Ивана Жилинского в Спринте на Дворцовой — что это было? Дело в том, что там возникла чрезвычайно редкая для мира карбоновых лыжных ботинок ситуация – у Ивана в момент максимального усилия на финишной прямой между роллером и ботинком словно бы потерялась связь, они словно бы «разошлись» в пространстве в разных плоскостях. А поскольку Иван – гонщик очень сильный, по сути – лидер в области лыжероллерного спринта, то захотелось разобраться в этом вопросе, понять, что тому послужило причиной.
Увы, обсуждение на форуме не позволило прийти к какому-то единому мнению, и тогда я решил обратиться к первоисточнику и позвонил самому Жилинскому.
— Я совершил одну техническую ошибку – взял на старт очень старые ботинки. Эти ботинки перед Спринтом на Дворцовой я, наверное, года четыре активно использовал: сначала это была моя гоночная, потом тренировочная пара, а карбон, как любое волокно — он же имеет слоистую структуру, и рано или поздно от нагрузок начинает разрушаться. То есть на самом деле не то что через четыре, а уже через пару лет ботинки под моим весом уже не сильно гоночными являются, а я всё-таки вышел в них на этот старт. По сути, они изначально, ещё перед стартом, были уже мягкие, на ротации фактически скручивались, это первое обстоятельство.
Второе – верхняя манжета у меня была затянута не до упора, то есть у меня был люфт между голенью и манжетой – это вторая моя ошибка.
И третье – я очень долго находился в этот день в ботинках, они просто стали мокрыми изнутри, потому что я и ходил в них везде, и жарко было, и я ещё перед стартом почувствовал, что нога уже подвспотела, а времени поменять носки не было. А когда у вас нога становится мокрая, она, фактически, начинает внутри ботинка скользить. Таким образом, все эти факторы в совокупности привели к тому, что я смог «положить» платформу на асфальт.
Ещё один важный момент забыл упомянуть – на лыжероллерах Эльва стояли далеко не лучшие крепления, в них тоже был люфт. То есть везде, в каждом звене, получается, было немного люфта: сначала был люфт между креплением и ботинком, потом сам ботинок уже был (воспользуюсь тут таким сленговым словечком), немного «жидким» — как я сказал выше, эта модель ботинок конкретно у меня была уже сильно «уставшая». Вдобавок ко всему я недотянул верхнюю манжету, это ещё люфт относительно голени и ботинка, и всё – благодаря сочетанию всех этих обстоятельств я сумел их «положить».
Когда я вышел на старт, сделал несколько первых движений – чувствую, вообще не держит ботинок, точнее, голень болтается внутри манжеты, а протягивать на гонке – ну где там это делать? И в итоге я получил то, что получил.
Если в первые разы у меня мышцы-стабилизаторы были ещё живыми, было легко бежать, то с каждым последующим шагом усталость накапливалась всё больше. А поскольку дисциплина не моя [«Л.С.»: основная специализация Ивана – 200-метровый спринт], накопилась усталость, плюс асфальт плохой, и я просто почувствовал, что мышцы-стабилизаторы не в порядке, на финишном отрезке я просто не отконтролировал угол, под которым нужно было давить на лыжероллер.
Как вообще это работает? Ты начинаешь смещаться с ноги, ощущаешь, что получил нужный угол атаки и тогда вкладываешь все силы в отталкивание. А здесь из-за усталости я не отконтролировал, насколько я «положил» уже ботинок, а «положил» я его в эти мгновения уже сильно, и в этот момент я ещё и всем весом тела, со всей силы задавил.
Тут ведь какая штука? Мне, фактически, дай любой ботинок — я его «положу». Ну, наверное, кроме нового Спайна. То есть если мы берём новый Спайн, почему я в нём и бегаю – это единственный ботинок, который я не могу взять и «положить». Ну, если только сделать это прям специально. Всё остальное не выдерживает, а Спайн обычно держит мой толчок. Но ввиду того, что конкретно в этот день мои ботинки были уже сильно старыми, а новые использовать в этот день я пожалел (совершенно опрометчиво), вот я и получил такой результат. То есть фактически к этому падению привела совокупность нескольких моих неправильных решений. Ну и, плюс, у лыжероллеров Эльва крепления были с небольшим люфтом.
*
— Salomon, последняя в линейке любительская модель — я не помню, как она называется. У Salomon есть топовая модель, у них такой носик гладкий, они типа под карбон сделаны, и вторая модель, с защёлкой в виде клюва, она юниорской считается. Вот такие и были. Но, видите, что тут ещё важно понимать — на этих креплениях постоянно бегают сильные спортсмены на всех соревнованиях, нагрузка на них высокая, и там всё равно со временем появляется люфт скобы внутри зоны, где эта скоба зажимается. И когда ты имеешь везде небольшие люфты, когда они суммируются, ты получаешь потом таким вот образом «положенную» на асфальт платформу.
Вдобавок ко всему колёса были высокие, новые, а когда полиуретан высокий, новый, намного проще с этой высоты его «положить», потому что из-за нового колеса пятно контакта очень маленькое, и отклонение влево-вправо очень быстро достигается — если ты их особо не отконтролировал, то получил то, что получил.
Поэтому на ботинки Спайн тут наговаривать точно глупо — я не знаю ботинка, который держит лучше, чем Спайн. Поэтому я на них и бегаю. Не потому, что у нас с ребятами со Спайна какие-то договоренности, а просто потому, что всё остальное банально хуже. Где-то шнуровка расшнуровывается, потому что это обычные шнурки, это зимний ботинок. Летние ботинки других производителей, с моей точки зрения, также уступают Спайну. Поэтому искать в данном эпизоде проблемы в Спайне могут только те, кто его откровенно не любит. Мол, ага, смотрите, даже Жилинский на этих ботинках упал. А дело-то тут не в Спайне, а в том, что у Жилинскому не хватило ума в этот день новые ботинки надеть. Скупой платит дважды.
— Это я привёз в Дёмино сестру Аню, прямые эфиры именно она вела. Она ещё снимала внутри всё – мастер-класс мы провели для ребят из команды Сергея Устюгова, то есть будет ещё большой выпуск на Ютьюбе – мы его смонтируем и скоро выложим.
— Спасибо.
* * *
Ютуб-канал Ивана Жилинского