Газета «Невское Время» продолжает публиковать проект руководителя фотослужбы газеты Андрея Чепакина, рассказывающего об этапах пути к присвоению званий мастера лыжных марафонов серий Russialoppet и Worldloppet
Составление плана участия в марафонах в последние годы похоже на лотерею: будет, не будет? Повсеместное потепление отменяет соревнования одно за другим. Так, в прошлом году я пробежал только «Николов перевоз» в Дубне, а с остальным не сложилось.
Нельзя сказать, что нынче мы с коллегами сломя голову бросились навёрстывать упущенное, но план сваяли с запасом.
Главная цель на сезон – достойное участие в легендарном 90-километровом классическом марафоне Vasaloppet, который пройдёт в Швеции в марте. Все остальные старты хоть и входят в «покоряемые» серии Russialoppet и Worldloppet, всего лишь своего рода прикидки-репетиции. В этом я доверяю своему партнёру по марафонам Дмитрию Кричевскому – мужу и тренеру чемпионки мира Елены Эктовой. Он хоть и моложе меня, но куда искушённее во всех вопросах лыжной подготовки.
Первые плановые состязания нынешнего года – марафон Jizerska Padesatka – соревнования с давней историей. Через год им стукнет 50 лет. Интересная трасса, но с одним серьёзным недостатком – большой зависимостью от погоды. Европа, как-никак! Однако организаторы в своих рассылках регулярно успокаивают: снега заготовлено с запасом. Марафону ничего не угрожает.
Надеемся!
Чехия. Стартуют элитные гонщики
Ехать решили на машине по маршруту Россия – Латвия – Литва – Польша – Чехия. До пограничного перехода добрались быстро. Дорога хоть и не экстра-класса, но знакомая. А вот на самой границе слегка застряли, несмотря на то что машины здесь дело нечастое и кроме нас перехода ожидал лишь один микроавтобус с хорватскими то ли пловцами, то ли ватерполистами. Пограничники и с той и с другой стороны всё делали очень вдумчиво, серьёзно и совсем не торопясь. Если бы на финской границе работали в таком же темпе, то уже через пару часов очередь растянулась на много километров.
В Эстонию за последние годы я приезжал несколько раз. А вот в Латвии и Литве не был с зимы 1991 года, когда снимал вооружённые баталии с участием рижского ОМОНа и события у вильнюсской телебашни, которые, как считается, ознаменовали начало распада Советского Союза. Поэтому на многое обращаю пристальное внимание.
Начнём с того, что двигаться приходится не спеша. Ехать быстрее не дают дороги – узкие и с очень плохим покрытием. Похоже, что в Литве с советских времён так и осталась единственная приличная автострада Вильнюс – Каунас.
Искренне желаю латышам и литовцам хорошего будущего, но пока увиденное не радует. Когда-то я подрабатывал групповодом и возил сюда – в «нашу Европу» – многочисленных туристов. В эту поездку мы останавливались в нескольких городах, но никакого присутствия туристов не отметили.
Всё кардинально поменялось, как только мы пересекли границу Польши. Основные магистрали отличного качества, а автобаны уступят разве что немецким. На небольшом расстоянии друг от друга сооружены целые комплексы для отдыха с заправками, ресторанами быстрого питания и гостиницами. В одной из таких мы и заночевали.
Утром, продолжив путь, стали свидетелями аварии – большегрузный автомобиль штормовым ветром просто сдуло с трассы. Фура намертво заблокировала автостраду. Однако через короткое время полиция и спасатели на тягаче всё разрулили.
Аварию на польском автобане местные спецы разрулили очень быстро
Уже на подходе к цели задумавшийся навигатор «покатал» нас пару часов по польским деревушкам. Судя по тому, что довелось увидеть, живут люди не сказать что богато, но, как говорит один мой коллега по редакции, опрятно. Впечатляет количество яблоневых садов и занимаемая ими площадь.
К городку в горах Янов над Нисой подъезжаем затемно. Хозяин дома, в котором мы арендовали жильё, встречает нас на квадроцикле и сопровождает по горному серпантину. Едет быстро. Мы хоть и переобулись для поездки в Европу в нешипованную резину, стараемся не отставать.
Утро. На улице плюс 10. Едем получать стартовые номера в городок Либерец. Здесь царит приподнятая, праздничная атмосфера. Гомон разноязыкой толпы. Кто-то встречает старых друзей, кто-то заводит новых.
Возвращаемся и, пообедав дома, отправляемся смотреть трассу. По горным улочкам вовсю текут не ручьи, а полноводные реки. Однако организаторы не унывают, успокаивая тысячи спортсменов, приехавших сюда со всего света. А как не волноваться, если в прошлом году из-за отсутствия снега марафон отменили?
Вечером Дмитрий Кричевский колдует, одновременно готовя несколько пар наших лыж. На завтра обещают резкое похолодание, и угадать со смазкой – задача практически нереальная. Трасса проходит на разной высоте, и температура и структура снега меняются неоднократно.
Утро. Похолодало. Рек-ручьёв не видно. Завтракаем, по привычке сую в подсумок несколько тюбиков с гелями. Грузимся в машину.
Приезжаем на место часа за полтора до старта. Пробуем лыжи. Дима продолжает эксперименты со смазкой. Я смиренно жду окончательного варианта.
Читать окончание материала