19.09.2024

Дмитрий Васильев: «Самым насущным вопросом для летнего биатлона становится обособление»

Дмитрий Васильев: "Самым насущным вопросом для летнего биатлона становится обособление"

С 13 по 17 июня в Острове Псковской области состоится открытие сезона в летнем биатлоне — всероссийские соревнования, по итогам которых будет проведен отбор в сборную России на июльский чемпионат мира в Италии. Двукратный олимпийский чемпион (1984, 1988) Дмитрий Васильев рассказал «Московским новостям», зачем вообще нужна разновидность биатлона, в которой спортсмены бегут по асфальту.
— Как возникла эта дисциплина?

— Это не искусственное образование, как многие думают. Лыжероллеры — традиционный метод летней подготовки классических биатлонистов. Постепенно в нашем виде спорта становилось все больше стадионов, лыжероллерных трасс, стрельбищ. И возникла идея летом тоже проводить соревнования — только на лыжероллерах. В нашей стране они появились где-то с конца 1970-х, я как раз был на подходе к попаданию в сборную. По масштабу чемпионаты СССР были столь же серьезными, как и зимние, но с одной оговоркой: их рассматривали исключительно как этап подготовки к «настоящим» стартам. Собственно, примерно так же к ним относятся и сейчас — как у нас, так и во всем мире.


Сейчас, насколько я знаю, до половины всего объема подготовки к зимнему сезону занимает бег на лыжероллерах. В сборной СССР мы исходили из 20%, не больше. Мне такое увлечение роллерами не кажется правильным. Потому что это не развивает выносливость, функциональные качества. Бег, бег с палками, имитация — вот это классические методы, при помощи которых достигалась в наше время функциональная форма, и зимой она была гораздо более стабильной. Без таких странных провалов, как сейчас.

— На лыжероллерах бегать тяжелее?

— Везде тяжело. Многое зависит от структуры мышц каждого отдельного спортсмена, от его предрасположенности. На снегу — работа ног и корпуса более мягкая. На асфальте — более грубая, более «мускулистая». Соответственно есть те, кому проще бежать на лыжах, а вот на лыжероллерах получается гораздо медленнее. И наоборот. В том числе и поэтому я думаю, что у летнего биатлона должны быть свои звезды, отличающиеся от зимних.

С точки зрения травм и падений летний биатлон опаснее зимнего. Понятно, что, когда ты со спуска летишь в сугроб снега в комбинезоне или на асфальт в одной майке, разница большая. Возьмем недавнее падение на олимпийской трассе в Сочи Максима Цветкова — упади он так летом, костей бы не собрал. В то же время не думаю, что стоит делать отдельные трассы для летнего биатлона. В этом нет ни практического, ни финансового смысла.

— Стрелять летом легче?

— Если основываться на своем опыте, то мне всегда было сложнее. Почему-то подходил к стрельбищу с гораздо более высоким пульсом, нежели на лыжах. Зимой, как его ни разгоняй, все равно он как-то легче контролируется. Тут еще такой нюанс, который, возможно, влияет на стрельбу. Другие ощущения. Летом ты практически голый, на тебе одна футболка, а на руках нет перчаток. А зимой кроме перчаток еще два-три слоя одежды. И они немного гасят колебания тела. Мне кажется, так значительно проще. Но это, повторю, мои ощущения.

— Лыжероллеры отличаются друг от друга?

— Есть универсальные роллеры нескольких фирм, они самые неприхотливые, к ним все привыкли. Самые популярные — финской фирмы Marwe, на них как раз проводятся чемпионаты мира. В рамках инвентаря одной фирмы разделяются три вида колес: медленные, средние и скоростные. На тренировках выбор колес зависит от целей, а на соревнованиях все, естественно, бегут на быстрых. Но важный момент: такого понятия, как сервисмены, в летнем биатлоне нет — всем участникам организаторы просто раздают по паре лыжероллеров из партии, прошедшей процедуру утверждения. В итоге все в равных условиях. И в этом я вижу дополнительный плюс летнего биатлона.

— Стоит ли отдельно развивать летний биатлон?

— Я уверен, что биатлон стоит разделять на два параллельных вида спорта. Для классического биатлона летний этап промежуточный, подготовительный. Спортсмен никогда не станет готовиться к соревнованиям на лыжероллерах отдельно, зачем? В основном на таких стартах люди бегут на фоне усталости, под нагрузками, о высокой скорости и ярких выступлениях не может быть и речи. Поэтому самым насущным вопросом для летнего биатлона становится обособление. У спортсменов должна появиться специализация. И вот если это случится, у летнего биатлона просто колоссальные перспективы. По популярности он будет как минимум не уступать зимнему, хотя бы по причине участия стран из Южного полушария. Международный союз биатлонистов дистанцируется от этой проблемы — им бы с постоянно растущей популярностью зимнего биатлона разобраться. Поэтому надо просто создать отдельное летнее подразделение, которое будет жить своей жизнью.

Евгений Слюсаренко,
«Московские новости»


Источник

Loading