Однако эти вопросы важны. И становятся самыми острыми, когда заходит речь о содержании, благоустройстве и эксплуатации трассы.
Как известно читателям нашего сайта, в начале 2023 года в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие городской среды» был разработан проект благоустройства трассы в Алешкино, называемой — «знаковый объект по адресу: Лыжная трасса в Алешкинском лесу».
Перечень работ: устройство асфальтобетонного покрытия лыжной трассы, устройство освещения, установка малых архитектурных форм, ремонт газона.
Странно, правда? При чем тут какой-то знаковый объект?
Попробуем разобраться.
Начать необходимо с основы – самой территории, на которой расположена трасса.
Это Особо Охраняемая Природная Территория (ООПТ) под названием Природно-исторический парк (ПИП) «Тушинский»
Деятельность на этой территории регулируется следующими правовыми актами:
— Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
— Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»
— Постановление Правительства Москвы № 944-ПП Об утверждении Положения о природно-историческом парке «Тушинский»
— Приложения к Постановлению Правительства Москвы № 944-ПП (нас интересует приложение № 3) В котором определено зонирование ПИП «Тушинский» и перечень функциональных зон.
Ого! Уже интересно, в какой же зоне находится наша трасса?
Посмотрим схему с наложенной на нее трассой: она полностью находится в функциональной зоне П-14. А что это значит?
Это – Прогулочная зона, разрешенная хозяйственная деятельность в которой определена в п. 5.9, разрешено:
— строительство, ремонт и обслуживание дорожно-тропиночной сети с естественными и искусственными покрытиями (в том числе водонепроницаемыми, для зоны П-14);
— размещение и поддержание в исправном состоянии (ремонт, замена) площадок отдыха ( физкультурных);
— установка и ремонт малых архитектурных форм (скамьи, мостики, лестничные спуски, искусственное освещение);
— создание и обустройство зон с информационными площадками;
— организация велосипедных маршрутов;
Стоит отметить, что для других типов прогулочных зон П-15-П-31, в п.4.9 Запрещается: — строительство дорожно-тропиночной сети с искусственными водонепроницаемыми покрытиями;
- А где же лыжные трассы, роллерные трассы? — спросите вы.
- А нету.
В таких реалиях существует наша лыжная трасса, де-юре являясь лыжным-велосипедным маршрутом. Но, как все знают, де-факто лыжная трасса в Алешкино имеет достаточно высокий уровень подготовки, который позволяет проводить массовые спортивные мероприятия с получением разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы (Префектура). И является специально выделенным для этого местом, по факту вхождения в Адресный перечень и временной регламент подготовки и содержания лыжных трасс на территории СЗАО (пункт 7) и перечень лыжных маршрутов, которым Мосприрода ежегодно не забывает похвалиться.
Схема трассы
Казалось бы, все прекрасно, и можно сообщать об отличных спортивных объектах, сотнях километров подготовленных трасс, публиковать яркие фотографии со спортивных мероприятий! Но это до тех пор, пока речь не заходит об аспектах содержания и эксплуатации трасс.
В повседневной деятельности балансодержатели не руководствуются публикациями и красивыми фотографиями, а работают на основе имеющихся нормативных актов, описанных выше, со всеми вытекающими из указанных формулировок казусами, подробно описанными в статье “Московским лыжникам построили новую базу — почему же они недовольны?“
А время бежит, инфраструктура ветшает, меняются структуры организаций, устаревают межведомственные соглашения. Как же обслуживать инфраструктуру трассы, поддерживать и развивать ее, при этом оставаясь в рамках законов и нормативных актов?
Трасса — объект немаленький по площади, никто не будет менять статус такой огромной территории, переводить на баланс другого ведомства, реорганизовывать сложившуюся структуру ООПТ. Приходится проявлять чудеса изобретательности.
В этом году до территории ПИП «Тушинский» дошла очередь по программе «Развитие городской среды», целью которой является Создание для жителей и гостей города Москвы инфраструктуры городской среды высокого уровня комфортности. А первой задачей — Обеспечение устойчивого развития парков и парковых зон, природных территорий города Москвы, повышение их социальной, экологической, рекреационной значимости, создание максимально благоприятных условий для развития подрастающего поколения.
Переходим к самому интересному.
В рамках программы «Развитие городской среды» в Москве благоустроены десятки зон и территорий, при этом, разработчики проектов благоустройства стремятся следовать самым современным принципам и тенденциям — Тренды в благоустройстве общественных пространств и городской среды 2022-2023
Ищут уникальные архитектурные подходы и решения с учетом истории и особенностей локации.
Разработкой проекта благоустройства трассы в Алешкино занималось ООО «Проектная Мастерская №1» — архитектурно-ландшафтное бюро с многолетней историей проектирования и авторским надзором за реализацией общественных пространств от дворовых территорий до крупных городских парков. примеры проектов.
Для Алешкино создается уникальный проект, сочетающий творческий подход, соблюдение нормативных рамок и требований. Разработано пространство, не уступающее, а то и превосходящее по преимуществам проекты, такие как Лыжероллерная трасса в парке 850-летия города Москвы в Марьино и… все, в Москве больше нет похожих пространств. Только подмосковные, среди которых Алешкино может занять достойное место.
Почему может? Потому что появление чего-то нового всегда вызывает страх и протест у части общества, не готового воспринимать изменения. Так случилось и в Алешкино. Злую шутку сыграло название проекта – благоустройство Лыжной трассы в Алешкинском лесу. Такое название вызвало волну общественной паники.
Дело в том, что в Алешкинском лесу действительно имеется еще одна малоизвестная «лыжная трасса», проходящая именно по территории Алешкинского леса. Так называемый «старый круг» в лесной части парка, представляющий из себя самотопную лыжню шириной 1-2 метра среди деревьев, хорошо известную местным жителям.
Данное обстоятельство вызвало закономерный испуг у жителей, опасающихся вырубки леса для прокладки трассы четырехметровой ширины.
К счастью, этого не произойдет. Проект благоустройства не затрагивает лесную часть парка. Реконструкция проходит по маршруту уже существующей трассы, расположенной в долине реки Братовка юго-западнее Алешкинского леса, в рамках прогулочной дорожно-тропиночной сети с естественным покрытием, имеющей ширину 4-8 метров. Проект не предусматривает уборки ни единого дерева, и является, по сути, ремонтом, реконструкцией существующей дорожно-тропиночной сети и существующих мостов. Этого так долго ждала и добивалась лыжная общественность. В этом заинтересованы множество спортивных школ, вынужденных организовывать тренировочный процесс на отдаленных трассах. С созданием круглогодичной инфраструктуры трасса заживет и в летние периоды.
Конечно, и у лыжников имеются опасения, связанные с организацией безопасности и особенностями совместного использования трассы на территории прогулочной зоны. Ставятся вопросы целесообразности асфальтирования “Садов” — самой рельефной части трассы, на которой имеются резкие виражи. Трассой пользуются не только лыжники, но и велосипедисты, бегуны, которым, как и самим лыжникам, для тренировок нужен не только асфальт. Грунтовые тропинки нужны для бега или пешей имитации лыжных ходов, которые обычно выполняются на рельефных участках трассы.
Должны быть решены вопросы информирования публики, вопросы разведения потоков, создание различных центров притяжения гуляющих и отдыхающих, с организацией движения по безопасным участкам трассы, обсуждается целый ряд иных мер. Понимая беспокойство общественности, проектировщики готовы принимать и ждут конструктивные предложения.
Однако работа в этом направлении затруднена неспособностью протестующих жителей сформировать со своей стороны какие-либо согласованные идеи, кроме требований отменить благоустройство и асфальтирование на существующей трассе полностью.
Такой подход не является рациональным, в связи с чем московскими лыжниками и жителями района, поддерживающими благоустройство, решено организовать подписание обращения в поддержку проводимой реконструкции трассы, подробнее в этой теме форума.
Но вернемся на трассу. Так что же такое знаковый объект? Этим вопросом мы задались в начале статьи. Знаковый объект — это понятие из сферы градостроительства и архитектуры. Знаковые объекты определяют облик города и являются его визитной карточкой. Существующая лыжная трасса в Алешкино и есть тот самый знаковый объект, который давно нуждается и заслужил это благоустройство.