Чимбулак — горнолыжный курорт, известный еще со времен СССР, расположен в Алматы, в горах Заилийского Алатау. Верхняя точка 3200 метров. Первый раз мы оказались на Чимбулаке в …. ого, аж сам удивился — в 2005 году(!) и поездка эта стала прорывной лично для меня в плане освоения карвинга. Широкие ровные длинные ратраченные поля позволяли отрабатывать технику и почувствовать все нюансы.
Таким и остался Чимбулак в нашей памяти — просторным и широким. Прошло 12 лет и мы решили вернуться на Чимбулак вновь, посмотреть, как он обновился после Азиады и, может быть мы были неправы, игнорируя казахстанский курорт столько лет?
Но в самом начале хотелось бы сказать большое спасибо Нурову Равилю, за то что встретил нас на стоянке, проводил, показал, рассказал, еще и ждал, пока мы с самолета разберемся со своим барахлом. Равиль, огромное спасибо за помощь!
Проживание
Жить можно в городе или на горе. В городе разнообразие отелей и квартир, однако возникают расходы на транзит город-Медео, около 2500 тенге (500 рублей) в одно направление, т.е. 5000 тенге в день (1000 руб.) если автомобилем. Можно пользоваться муниципальным транспортом, это будет существенно дешевле.
Проживание на горе возможно в гостинице Чимбулак, либо в небольшой гостинице на второй площадке креселки, правда отзывы по ней “не очень”, либо арендовать коттеджи, если вас много и бюджет позволяет. Мы приехали на Новый год, решение на вылет созрело 30.12.2016 г, поэтому никаких вариантов найти место на горе уже не было, да и особо не хотелось.
Цены
Возле Медео есть большая автостоянка (500 тенге/100 руб. в день), от которой работает фуникулер и закидывает прямо на Чимбулак. Тут же расположены кассы, покупая абонемент дневной или 4-х часовой, вы автоматически получаете право проезда на фуникулере.
Цены на абонемент — это конечно главный отрицательный фактор. В выходные и праздничные дни дневной абонемент стоит 9500 тенге (1900 руб). По международным меркам не дорого, чуть меньше $30, но учитывая курсы валют, каждый “ширк” карточкой в терминале выжимает скупую слезу, потому что 2 человека — это уже 19 000 тенге, еще нужно пообедать на горе, а это от 5000 тенге на двоих (1000 руб), итого расходы в день на двоих вываливаются в 30 тыс. тенге (6 000 руб) без проживания (на момент написания статьи цены упали, так как на Чимбулаке проходит Универсиада).
Для среднестатистического казахстанца это неподъемная сумма для регулярного катания. Но если ваши доходы позволяли выбирать между Европой и Чимбулаком, то, как верно заметила одна россиянка, чем выше курс евро, тем больше россиян будет у вас в Алмате.
На фуникулере можно подниматься полностью готовым к каталке, т.е. в ботинках, либо взять вещи с собой и переодеться в пункте проката. В прокат можно спуститься по лестнице рядом со станцией фуникулера либо на лифте, если вы в ботинках. Сам прокат мне не интересен, так как езжу со своим снаряжением, а вот «хранилка» пригодилась. За 1000 тенге (200 руб) в день выделяется высокий шкафчик, куда входят 2 пары лыж и 1 пара ботинок. Вторую пару ботинок также можно затолкать, но уже потребуются усилия. Мы ботинки брали с собой в отель, чтобы просушивать, в шкафчике хранили только лыжи-палки.
Стоимость шкафчика зависит от продолжительности аренды, за месяц это, например, 12 500 тенге (2500 руб).
Для упрощения расчета я беру курс тенге-рубль как 5:1, на самом деле тенге сейчас немного дешевле, поэтому в рублях цена еще выгоднее.
Трассы
Итак, в нашей памяти Чимбулак был просторным и широким. Было это во времена, когда слаще морковки других мест мы еще не видали и поэтому впечатления от горы были особенными.
Сейчас же, уже имея за плечами определенный опыт, впечатления от Чимбулака оказались другими. Где же эта ширина, которая нас так потрясла в первый раз? Да, раньше и деревья были выше, и трава зеленее, и Чимбулак ширее.
Горнолыжный комплекс не отличается разнообразием трасс. С вершины перевала есть два направления – одно вниз к Чимбулаку, второе на обратную сторону.
Трассу на северной стороне можно разбить на три этапа. Крутые неширокие участки от верхней до средней площадок, от средней до условной середины, и далее относительно пологий широкий выкат.
Условия такие, что 90% лыжников (и конечно 100% бордеров) первые два участка просто шкребут и только на нижнем участке могут расслабиться и раскатиться.
Если вы неуверенно катаетесь, то удовольствие на основном склоне Чимбулака вы вряд ли получите. При этом нужно учесть, что мы катались достаточно в хороших условиях после снегопадов, везде был снег, трассы ратрачены, не жесткие, но и не мягкие. Если трасса будет пожестче, то и лыжнику со средним уровнем катания будет непросто.
Отдельно хотелось бы отметить оставшиеся 10% лыжников. На Чимбулаке удивило достаточно большое количество людей, спускающихся на высоких скоростях. Не могу понять причины этого явления, может быть уклон такой, что психологически еще нестрашно разогнаться, может быть просматриваемость трассы соблазняет. Речь идет не о «колхозниках», которые сели в стойку, закрыли глаза и понеслись вниз, а о людях, кто уже может контролировать лыжи. Один знакомый показывал мне GPS с отметкой в 110 км/час, «достигнутые» им на Чимбулаке, второй знакомый-гонщик сбил лыжника так, что оба оказались в гипсе. За время катания были свидетелями нескольких столкновений, даже пришлось вызывать спасателей, помогать ребенку, которого сбил мужчина, хорошо хоть не уехал. Пацану около 10-12 лет, телефона нет, катался с отцом, отец уехал вниз, номера его мобильника пацан конечно-же не помнит.
В общем нам с Александрой показалось, что на Чимбулаке процент рискованно катающихся лыжников выше, чем на других горнолыжных курортах и это очевидный минус.
В итоге в этой части вы имеете фактически один достаточно крутой рабочий спуск .
В зависимости от ваших планов это может быть недостатком, если вы хотите просто покататься не напрягаясь, или наоборот – преимуществом, если у вас в планах повышение уровня своего катального мастерства. Безусловно, как на любом курорте, здесь есть тоже «дополнительные» трассы, типа «трубы» и т.п., которые могут создать иллюзию разнообразия, когда смотришь на схему трасс, но это всего лишь иллюзия. Основная масса катальщиков едет в одном направлении.
Еще один крупный недостаток Чимбулака – основной склон находится постоянно в тени, только внизу солнце выходит ненадолго из-за гор, подсвечивая трассу. Говорят, что весной солнца больше. Из-за отсутствия света после 15:30 кататься становилось некомфортно.
Однако есть другой вариант. Помимо основного склона на северной стороне хребта, есть еще две пологих трассы с креселкой на южной стороне (так называемый Левый Талгар)
К плюсам Левого Талгара можно отнести следующие моменты:
— Склоны полностью освещены солнцем гораздо больше времени.
— Небольшой уклон делает их идеальным местом для отработки карвинга. За столько лет катания я впервые увидел 2-х бордеров, которые на жесткой доске проходили в чистом карвинге весь склон сверху донизу.
Кстати о бордерах…
Недостатки:
— На креселке постоянно дует ветер, подниматься некомфортно. Казалось бы, сделайте защитные козырьки, как например в Шерегеше на “хлебнице”, но увы.
— Пологие трассы привлекают много желающих, иногда образуются “пробки”, но рассасываются быстро.
— Трассы короткие, хотелось бы подлиннее.
— Если вы покупаете 4-х часовой абонемент, то нужно контролировать время посадки на креселку. Не знаю, как разрешается ситуация, если вы проворонили и спустились вниз, а 4 часа уже вышло и вас турникет не пропускает. Подниматься снизу вверх пешком явно не вариант для большинства.
Тем, кто любит солнышко, хочет кататься не напрягаясь (или наоборот, любитель понапрягаться в карвинге) эти две трассы должны понравиться.
Очереди
Несмотря на праздничные дни и просто замечательную погоду очереди были умеренными. Видимо прайс-лист эффективно ограничивает поток желающих. Даже в многочисленных кафешках можно было легко найти свободное место.
Единственная крупная очередь возникает при посадке на фуникулер для спуска вниз к городу. Помимо лыжников/бордеров вверх/вниз едет много простых отдыхающих, приехавших поесть шашлык и посмотреть на горы, организация посадки не продумана, поэтому толпа щемится в фуникулер, а несколько помогаек пытается ее не очень эффективно регулировать. Можно было бы поставить дополнительное ограждение и запускать ровно по 8 человек, чтобы никто не мешал друг другу. Судя по всему, что такое “организатор очереди” администрации неизвестно. Хотя возможно новогодний пик пройдет и проблема рассосется сама собой.
Итоги
Главное достоинство Чимбулака — это расположение в непосредственной близости к Алмате. Когда у тебя под боком такая гора, в любом случае будешь время от времени (как только накопишь) ездить на нее. Из Астаны в Алмату летает большое количество рейсов, поэтому, если очень хочется утолить голод, всегда можно подобрать расписание так, чтобы с самолета сразу выехать на гору, а с горы — в аэропорт.
Если же речь идет о планировании отпуска, то я бы крепко подумал. На наш с Александрой взгляд, Гудаури по большинству параметров превосходит Чимбулак. Реальное разнообразие трасс, южный солнечный склон, адекватный ценник (ски-пасс почти в 2 раза дешевле), большой выбор отелей непосредственно на горе, определенный национальный колорит, все это в совокупности делает Гудаури более интересным вариантом для длительного катания.
Источник: https://vsobolev.com