Мысль «Как случилось, что за 12 лет катания в Альпах мы ни разу не побывали в Швейцарии?» и восторженные отзывы знакомых о горнолыжном отдыхе в Церматте совпали во времени. В итоге свой отпуск в минувшем январе мы с мужем провели именно здесь.
Противоречивые отзывы о Церматте на ski.ru сослужили добрую службу: во-первых, подстегнули наше любопытство, а во-вторых – помогли правильно настроиться на знакомство с Церматтом, – не формировать завышенных ожиданий, отбросить все иллюзии и застрявшие где-то в сознании стереотипы, и вообще приготовиться воспринимать новое место «с чистого листа».
Прибытие в Церматт
Церматт встречает нас приветствием «Добро пожаловать» на перроне ж/д станции (на паре десятков языков, включая русский) и пронизывающим холодом (здешние -15 градусов, после миланских +8, дались нам тяжело…). Грузимся в такси, – электромобиль странноватого вида, одновременно напоминающий аквариум и коневозку, и ещё холодильник, – показалось, что внутри это «чудо техники» не отапливается.
17 шв.франков (около 15 евро) за 400 метров пути, и не в каком-нибудь роскошном лимузине, а в дребезжащем «холодильнике», управляемом лихачом-румыном с пиратской серьгой в ухе, – похоже, мы нашли самое дорогое в мире такси! (Кстати, впоследствии мы искренне радовались, что в городке разрешено движение только электро- и гужевого транспорта: выхлопные газы и шум двигателей внутреннего сгорания изрядно подпортили бы отдых.)
Через пару минут выгружаемся у своих апартаментов. Жильё выбрали вполне бюджетное – апартаменты оказались дешевле, чем до сих пор мы бронировали в Доломитах, Франции и Австрии. В процессе поиска жилья попадались варианты и ещё дешевле, но на чём точно не хотелось экономить – так это на виде на Маттерхорн. А вдруг вернуться ещё раз в Церматт нам не доведётся? Нельзя экономить на том, что, возможно, не удастся повторить! Поэтому в светлое время суток мы имели возможность любоваться видом Маттерхорна не только с трасс и подъёмников курорта, но и из окон и, конечно же, с балкона:
При заселении обнаружилось, что служащая ресепшн языками, помимо французского, не владеет. По-английски не понимает вообще. По-немецки знает с десяток слов. Впрочем, их нам для общения с ней, в дополнение к универсальному языку жестов, вполне хватило. На мой вопрос относительно фена в апартаментах она ответила: фена нет, не предусмотрена такая опция. Кошмар! Я же обратила на это внимание при бронировании! Но, поскольку жильё бронировала практически за год, – ещё в феврале – конечно же, успела об этом забыть.
(Для тех, кто не проникся масштабом бедствия: отсутствие фена означает для девушки с длинными волосами, что после катания и принятия душа волосы будут сохнуть до ночи, а значит, все вечерние прогулки и развлекательные мероприятия на свежем воздухе – отменяются).
Я уже представляла себе, как мы отыщем в Церматте магазин бытовой техники и привезём домой новый швейцарский фен в качестве сувенира. Озадачила только мысль, как его везти: после миланского шопинга чемоданы и так уже трещали по швам… Видимо, выражение лица в этот момент у меня было такое, что мадам прониклась сочувствием, постучала минут через 10 в нашу дверь и протянула мне фен. Ура, жизнь налаживается!
Катание в Церматте
Катание в зоне Горнерграт
В первое же утро, позавтракав, торопимся кататься. Доезжаем на лыжном автобусе (наша – зелёная линия, они курсируют по центральной части Церматта; имеется ещё и красная, – собирает народ по более отдалённым уголкам курорта; обе – бесплатные). Автобусы здесь ходят с завидной регулярностью: дольше 5 минут не ждали ни разу.
В первый день было решено размяться в зоне, предназначенной, судя по отзывам и картам, для самого «расслабленного» катания – Горнерграт. Прелесть катания в Церматте – в том числе и в отличной связанности всех трёх зон (слева направо, глядя на карту или на горы из посёлка: Sunnegga-Rothorn, Gornergrat и Matterhorn Glacier Paradise + Schwarzsee). Поэтому в зону катания Горнерграт можно попасть как по антикварной зубчатой железной дороге, стартующей прямо напротив здания ж/д вокзала в Церматте (довозит до вершины Gornergrat (3089 м) 35-38 минут),
так и на гондольном подъёмнике “Matterhorn Express” из противоположного конца посёлка. Так мы в первый день и сделали. Вышли на первой остановке (их у “Matterhorn Express” несколько, об этом – чуть позже) и пересели на такую же 8-местную гондолу “Riffelberg Express”.
Здесь – большая зона катания, с синими и красными (у нас возникло подозрение, что эти красные трассы австрияки отмаркировали бы тоже как синие, исходя из их ширины и профиля). Очень красивые виды на Маттерхорн!
Именно здесь мы нашли свою самую любимую во всём Церматте трассу – красную, № 35, ниже пятачка “Riffelberg” (2582 м) переходящую в № 39-41-42. На этих фото можно оценить примерное количество народа на трассах в Церматте, – таково было среднее количество катающихся за 2 недели нашего пребывания на курорте. Просто сказка!
Для новичков здесь – тоже раздолье: целая россыпь несложных синих трасс.
Удобно, между двумя синими трассами, расположилась деревня иглу, – бар и ресторан, где вечером можно отведать сырное фондю.
Слегка размявшись на этих склонах, на станции Riffelberg садимся в поезд и поднимаемся ещё выше, на Gornergrat (3089 м).
Знаменитый исторический “Kulmhotel Gornergrat” (3100 м), проживающие в котором получают уникальную панораму из окон и возможность любоваться на Маттерхорн круглосуточно, даже в свете луны и звёзд.
Виды отсюда – и правда, изумительные, – и на Маттерхорн, и на окрестные ледники:
Вокруг – толпы китайцев с селфи-палками, и не помышляющих ни о каких лыжах и сноубордах, – похоже, приезжают сюда с дневной экскурсией. Странно, подобного ни на одном из курортов Австрии, Италии и Франции нам не встречалось… Интересно, почему именно в Церматт? В Швейцарию? По каким-нибудь идеологическим соображениям, или просто по причине того, что здесь в наличии – удобный горный поезд?
После обеда съезжаем на лыжах до станции Riffelalp (2211 м) и на поезде спускаемся в посёлок.
Кстати, в ложбине между зонами Gornergrat и Rothorn-Sunnegga (район катания называется Gant) – новый маятниковый подъёмник Hohtälli, который забросит вас на высоту 3286 м. Отсюда также открываются исключительные виды:
Спуск отсюда возможен и в зону катания Gornergrat (красная трасса № 44, – узкая, но в остальном не представляющая особой сложности), и в зону Sunnegga (красный спуск № 28, тоже, узковатый, но вполне дружелюбный.)
Озадачила в этой зоне только одна трасса – красная № 29: очень узкая, а главное, ничем не огороженная на самых опасных участках, в смысле, слева гора – справа пропасть глубиной метров 100, и даже сетку никто не подумал поставить. Вероятно, в Церматте считается, что, если ты заехал на красную трассу, ты делаешь это на свой страх и риск? Но должен же курорт нести ответственность за лыжников, улетевших с маркированной трассы в ущелье?…
Съезжать по идущей в обход этого страшного участка чёрной трассе – широкой и имеющей с двух сторон естественное ограждение в виде скал – значительно комфортнее, несмотря на её внушительный, по-настоящему чёрный, уклон.
Кстати, если попадёте в Церматт в плохую погоду (например, в такую)
– у вас всё равно есть шанс сделать отличные снимки на фоне Маттерхорна. Как? Очень просто: доезжаете на поезде Gornergrat до самого верха и направляетесь прямиком в отель “Kulmhotel Gornergrat”. В местном PhotoShop-е вам сделают такие снимки – все обзавидуются!
Катание в зоне Rothorn-Sunnegga
На второй день мы решили обследовать ближайшую к своим апартаментам зону катания – Rothorn-Sunnegga. Увы, Ротхорн (3103 м) в этот день был закрыт из-за ветра (как и в последующие), но это нас не остановило.
Подъёмник Sunnegga – горное метро – нам такое повстречалось впервые…
Интересно, конечно, но абсолютно не комфортно – до подъёмника нужно идти по тоннелю метров 100, потом ещё подниматься по лестнице… Внизу явно не хватает траволатора! Ну не любим мы ходить пешком в горнолыжных ботинках!
Кроме пары красных трасс с Ротхорна, мы объехали всю эту зону. Виды на Маттерхорн отсюда впечатляют ничуть не меньше, чем из зоны Gornergrat (хоть отсюда до Маттерхорна и подальше).
Отличные – широкие и интересные – красные трассы, неплохие синие, чёрная № 8 – нормально подготовленная, вполне «по зубам» тем, кто на лыжах стоит уже уверенно.
Накатавшись здесь от души, решаем съехать вниз. Выбрали красный спуск № 4. На высоте 2000 м, у нижней станции кресельного подъёмника, видим развилку: направо уходит трасса № 2, налево – № 1. Обе – красные. Но на № 1 – перетяжка, крупно, на 4 языках, написано: «Не для начинающих». Естественно, выбираем её! Что могу сказать, – и правда, совсем не для начинающих: очень узкая, – не разъехаться, проблематично обгонять друг друга, а на нижнем участке – ещё и уклон весьма приличный. Как следствие – только на наших глазах произошла пара падений.
Трасса № 2 идёт в объезд, не такая крутая на нижнем участке, но такая же узкая, не понравились. Обе эти трассы ведут до ресторана “Cervo”, рядом с которым – лифт, спускаешься на нём, – и ты снова в длинном тоннеле подъёмника Sunnegga.
Наиболее «лесная» из всех зон катания. Если кому-то это важно, в обеих зонах – Rothorn-Sunnegga, и Gornergrat – преобладают лиственницы, которые, как известно, на зиму сбрасывают свои иголки-листья и выглядят совсем не так весело, как зелёные, нежно любимые мною, ёлочки:
Катание в Schwarzsee
Дальше было решено обследовать третью зону катания. Мы сели с утра на “Matterhorn Express”, вышли на верхней станции Schwarzsee и…(неожиданность!) не обнаружили наверху гондольного подъёмника, который явно должен бы стартовать прямо отсюда же, судя по схеме. Это на следующий день мы увидели, что подъёмник здесь не заканчивается, он просто поворачивает на 90 градусов влево и везёт всех, кто остался в гондолах, дальше, в Matterhorn Glacier Paradise (откуда, кому надо, могут перебраться на следующем подъёмнике и в итальянскую Червинию).
Непривычная конструкция, не правда ли? В первый день мы в этих тонкостях не разобрались (одна из причин – ехали в кабинке одни: будь в гондоле ещё пассажиры, мы бы, конечно, сразу задумались, почему они не выходят).
Так или иначе, но катание в зоне Schwarzsee нам тоже понравилось. Отличные красные трассы № 51 и 52, проложенные в лесу, с очень приличным уклоном.
Если, конечно, придираться, то можно сказать, что они узкие, поэтому сильно на них не разгонишься… Но нам всё равно пришлись по душе.
И, конечно, вид на Маттерхорн отсюда – прямо от его подножия – восхищает. Мне показалось, отсюда он – особенно хорош:
Катались здесь долго (причём, практически в полном одиночестве), а когда надоело, – поняли, что устали, и визит в Matterhorn Glacier Paradise откладывается до следующего дня.
Кстати, второй подъёмник, который везёт лыжебордеров в Matterhorn Glacier Paradise и называется Furi, был закрыт ВСЕ 13 дней нашего пребывания в Церматте. День за днём мы видели у его нижней станции такую картину:
Думаю, здесь просто решили вывести этот подъёмник из эксплуатации, и это – вполне оправданно: на гондолах доезжать до Matterhorn Glacier Paradise – значительно комфортнее, да и очередей на них мы не наблюдали.
Катание в Matterhorn Glacier Paradise
Поднимаемся всё на том же “Matterhorn Express”, но не выходим из кабины на станции Schwarzsee, а едем дальше, до конечной, Trockener Steg.
Там встаём в очередь на старый маятниковый подъёмник, вот этот:
Вариантов у нас не было: новый подъёмник, запущенный параллельно старому в этом сезоне, закрыт из-за ветра. Минут через 20 стояния в очереди случается чудо: служащий канатки отправляет всех на только что запущенный новый подъёмник.
Бинго! Мы оказались здесь впервые, и нам сразу «достаётся» кабина в «люксовом» исполнении, украшенная снаружи каким-то переливающимся шиммером, а внутри – логотип курорта и адрес сайта на спинках сидений – не просто вышиты (как в более «простых» кабинах), а выполнены в виде аппликации из стразов Swarovski.
Что тут скажешь… Конечно, такие детали радуют взор… Как и виды за окном, которые и впрямь великолепны:
Но здесь, пожалуй, не удержусь и поворчу немного: вот приезжаешь ты на таком распрекрасном подъёмнике со стразами наверх, а там – будь любезен, пройди пешком по длинному, наверное, метров 100 длиной, тоннелю (примерно такому же длинному, как в нижней части горного метро Sunnegga, о котором говорилось выше). Кстати, и обогрев сидений, наличие которого явно просматривается при взгляде на сидения, не был включён.
Так и хочется сказать собственникам курорта: ребята, курорту ОЧЕНЬ нужны пара траволаторов в этих местах, в их отсутствие все ваши стразы и часы “Omega” и “Hublot”, установленные у каждой станции подъёмников, выглядят мишурой, дешёвыми понтами, ибо, стремясь создать иллюзию роскоши, вы экономите на главном – на комфорте ваших гостей.
Тем не менее, катание в этой, самой высокогорной, зоне понравилось нам больше всего. Именно отсюда, с вершины «Кляйн Маттерхорн» в Церматт ведёт самая длинная трасса всего курорта!
Для начала мы, конечно, зашли на смотровую площадку, – панорама, открывающаяся оттуда, определённо, стоит затраченного на это времени:
Вид на Червинию и Долину Аосты:
И на Церматт (внизу слева):
Для любителей ставить рекорды: от верхней станции подъёмника бугель поднимает на высоту 3899 м, – это наивысшая точка всего курорта. Хотя, трасса, ведущая оттуда – пологая и неинтересная, а бугель – старый и медленный:
От пика Testa Grigia (3480 м, высшая точка итальянской Червинии) стартует синяя трасса № 87, переходящая в 73 – широкая, как футбольное поле и пологая, на фото видно, как народ активно расталкивается палками:
К верху трассы № 73 со стороны Церматта (точнее, от вершины Trockener Steg, 2939 м) можно доехать на длиннющем бугеле-рекордсмене. (Не меньше 2 км длиной, а может, и все 4 км, кто знает? Просто бесконечный бугель! Представляю, как успеваешь на нём закоченеть в мороз с ветром!)
Эти синие поля-трассы – единственный участок в зоне катания Matterhorn Glacier Paradise, которого мы по возможности старались избегать в дальнейшем. Остальные склоны порадовали. Самыми любимыми нашими трассами здесь стали № 63 и 64: достаточно широкие, чтобы разогнаться, и при этом – с приличным чёрно-красным уклоном, красота!
Ещё очень хороши красные № 71 и 72, но в их нижней части ты неизбежно выезжаешь на «футбольшое поле» № 73 и должен доталкиваться палками.
Катание в Червинии
А вот покататься в Червинии нам в этот раз не довелось. Честно, было любопытно, и мы собирались. Но, видимо, не судьба… не в этот раз. Сначала нас не пускала туда погода, – были закрыты верхние подъёмники. Как только погода наладилась, и мы уже собрались было покупать «международное расширение» к своим скипассам (по 42 CHF на человека), позволяющее расширить действие локального «церматтовского» скипасса ещё и на Червинию, – именно в этот день мы встретились в гондоле подъёмника с парой россиян, как раз только что «перемахнувших» в Церматт из Червинии. Ребята так восторгались трассами и пейзажами Церматта, в сравнении с Червинией, что нам стало жаль – не столько денег, сколько времени, потраченного на Червинию, в ущерб ещё одному катальному дню в Церматте…
Ну ничего, может быть, когда-нибудь, когда достроят новый гондольный подъёмник типа 3S (после 2021 года), соединяющий Testa Grigia (в Червинии) с Кляйн Маттерхорном (в Церматте), мы ещё вернёмся в эти края и тогда уж наверняка заедем и в Червинию тоже…
Источник: https://www.ski.ru