Безопасность катания в горнолыжном туризме.


Специалисты по классификации и безопасности склонов для катания на лыжах.

Косенков Ю.А, Анисимов С.Ю., Данилин В.И.


Введение санкций западных стран против России привело к тому, что большая часть российских туристов переместилась на внутренний туристический рынок, в том числе на рынок горнолыжных услуг. Уровень сервиса и безопасности на большинстве российских горнолыжных комплексов не соответствует европейским стандартам, привычным для многих россиян.


В нынешней ситуации безопасности на горнолыжных склонах — ключевой критерий, определяющий популярность и комфорт катания.


Руководители многих ГЛК в России начинают действовать по соблюдению правил безопасности только после прихода следователя СК РФ для проведения дознания по несчастному случаю или смерти на горнолыжных трассах или склонах. Забывают они, что ответственность за безопасность услуг на горнолыжных трассах лежит на ГЛК, оказывающем эти услуги, согласно Закону о защите прав потребителей и статье 238 УК РФ (оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности).


Статистика свидетельствует о том, что на горнолыжных курортах России и Альпах на каждые 1000 человеко-дней катания приходится 1-2 травмы на лыжах и 3-4 — на сноубордах, иногда со смертельным исходом. За зимний сезон количество обращений в медучреждения, СК РФ из-за травм на горнолыжных курортах России достигает 1000-1500, при этом значительно больше случаев травм без обращения к медикам.
Любители экстрима на горных склонах чаще всего получают ушибы разной степени тяжести. Больше половины обратившихся в травмпункты – более 53% — получили именно ушибы. У 17% диагностируются растяжения и вывихи, у каждого десятого горнолыжника или сноубордиста – перелом конечностей. Травмы головы, в частности сотрясение мозга, получают около 5%.


Статистика травм горнолыжников приближается к статистике ДТП на автодорогах зимой. На дорогах безопасность движения регулируется ПДД и штрафами, а при катании на лыжах и сноуборде – простыми правилами поведения в виде объявлений около касс или подъёмников, защитными сетками по усмотрению службы эксплуатации. Нарушения правил не наказуемы.


В большинстве горнолыжных курортов отсутствует систематический сбор и анализ информации о несчастных случаях и трагических инцидентах. Причины происшествий не изучаются, а результаты не публикуются общественности по понятным причинам. Без надлежащего контроля ситуация имеет тенденцию ухудшаться.


Для обеспечения безопасности катания туристов на горнолыжных трассах необходимо комплексное решение: паспортизация трасс с размещением средств безопасности, классификация их сложности, регулярное сезонное экспертное оценивание безопасности и подготовка специалистов по безопасной эксплуатации объектов согласно действующим нормам.


Администрация горнолыжного комплекса должна обеспечивать выполнение положений по эксплуатации объектов, однако в большинстве случаев этого не происходит. Соблюдение этих положений в ГЛК может являться правовой основой при расследовании несчастных и трагических случаев на туристических трассах, а также жалоб со стороны туристов.


Продвигая свои горнолыжные комплексы, администрация обязана указывать и обеспечивать высокую безопасность услуг на горнолыжных трассах в соответствии с законом о защите прав потребителей. Это может стать конкурентным преимуществом и повысить привлекательность ГЛК, но этого не происходит.


На основе накопленного опыта предлагаем комплексные меры для обеспечения безопасности эксплуатации горнолыжных трасс и объектов.


Регулирование горнолыжных туристических трасс как объектов недвижимости с учетом норм и законов. Перечисление применяемых мер активной безопасности (заграждения, сетки, маты и т.п.) и пассивной безопасности (знаки о категории сложности трассы, предупреждающие, запрещающие и информационные знаки, ограничительные столбы, указатели направления безопасного движения, правила поведения и др.).


Классификация категории трудности горнолыжных спусков для туристов по ГОСТу Р 55881-2016 и приказу ФАТ от 8 сентября 2020 года № 287 ПР-20.


В текущем сезоне необходимо проводить оперативный контроль правильности установки активных и пассивных средств безопасности, а также соблюдения регламентов по их обслуживанию согласно паспортным данным трасс. Проверку могут выполнять собственные службы эксплуатации ГЛК или привлекаемые профильные эксперты и специалисты.


Обучение специалистов по безопасному использованию горнолыжных трасс и экспертов по классификации и безопасности в рамках дополнительного образования.


Инструктаж туристов по правилам безопасности при катании разных уровней.


Разработка, утверждение и применение в оказании услуг Стандартов организации по ГОСТ Р 1.4 2004 во всех сферах предоставления услуг на горнолыжных трассах, а также комплекса Приказов по организации (ГЛК) по ГОСТ Р 57279-2016, в том числе как основных правовых документов при проведении дознаний следователями СК РФ.

Освоение и документальное оформление лыжних маршрутов в наши дни. Целесообразность объектов недвижимости не может быть произвольной, как иногда практикуется в некоторых горнолыжных комплексах. Основные требования установлены ГОСТ Р 55881-2016, Приложение Е2 – Паспорт трассы, но обычно игнорируются. А это основной документ, который предъявляется следователям при проведении дознаний.


Паспортизацию горнолыжных туристических трасс следует проводить одновременно с классификацией.

Классификация горнолыжной туристической трассы Необходим для работы. трассы согласно ФЗ №16 от 5 февраля 2018г. ст. 5.


Федеральный закон не устанавливает строгих требований к горнолыжной трассе как к объекту недвижимого имущества, находящегося на участке земли. Администрациям горно-лыжных курортов при подаче заявлений в аккредитованную организацию на классификацию трасс предлагается предоставить выписки из Единого или Регионального государственного реестра недвижимости либо копию свидетельства о праве собственности на земельный участок или иной объект недвижимого имущества, где расположена горнолыжная трасса, либо копию договора аренды участка земли или иного объекта недвижимого имущества, где расположена горнолыжная трасса.


Классификацию проводят аккредитованные организации на основании Приказа Федерального агентства по туризму от 8 сентября 2020 года N 287-Пр-20. В приказе содержатся некорректные положения, касающиеся безопасности трасс, но классификация геометрии сложности не входит в его компетенцию. После ликвидации ФАТ контроль за исполнением приказа осуществляет Минэкономразвития.


ГЛК должна помнить, что параметры геометрической сложности классифицированной горнолыжной трассы не определяют её безопасности; безопасность — это отдельная категория.


Классифицированный маршрут внесен в федеральный список достопримечательностей.

Часто для классификации ГЛК приглашают организации с низкими ценами, не проверяя компетентность их экспертов. Это затрудняет правовую экспертизу следователями несчастных случаев на трассах, так как экспертиза проводится по параметрам классификации, а «оценка безопасности» — по косвенным показателям без однозначного ответа. Большинство экспертов аккредитованных организаций не являются специалистами в безопасности горнолыжных трасс и делают выводы на основе опыта наблюдения.

Для поддержания постоянного оперативного надзора за безопасностью катания на лыжных склонах. нами Создана формализованная Методика контроля и оценки эффективности применяемых средств безопасности с вынесением заключений и рекомендаций по их совершенствованию на основе «ГОСТ Р 572179 – 2016. Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов», которая входит в учебный курс.


Регулярные заключения о безопасности катания на горнолыжной трассе могут стать основанием для разбирательств в следственных органах и судах при несчастных случаях с туристами. При этом важно соблюдение Правил безопасного катания, учитывающих местные условия и предусматривающих применение санкций нарушителям согласно Законам и Положениям, дающим такую возможность администрации горнолыжного комплекса.


Для обеспечения оперативного контроля безопасности катания туристов на горнолыжном курорте необходима специальная служба, подобная «Лыжному/горному патрулю», следящая за соблюдением туристами Правил безопасного катания и имеющая право удалять нарушителей с трасс.


Для обеспечения безопасности важно подготовить специалистов, обслуживающих горнолыжные трассы ГЛК. Стоит помнить, что трасс с одинаковой геометрией и условиями эксплуатации не существует: в Паспортах отражены индивидуальные характеристики каждой трассы, и каждый специалист службы эксплуатации должен это знать.


После окончания катания туристов рабочих трасс для работы снегоуплотнительных и выравнивающих машин (СУМ) снимают все средства безопасности, а после уплотнения снега устанавливают их заново согласно индивидуальным схемам из паспорта трассы.
В этих случаях контроль правильности повторной установки средств активной и пассивной безопасности, заданных в Паспорте трассы, специалистами по безопасности Службы эксплуатации очень важен для обеспечения безопасности.


Служба эксплуатации горнолыжных трасс часто комплектуется работниками, не разбирающимися в правилах безопасной эксплуатации. Недостаток квалификации у сотрудников службы эксплуатации осложняет ситуацию для руководства ГЛК при предъявлении следователями претензий по статье 238 УК РФ.


Необходимость в подготовке специалистов по классификации и безопасности горнолыжных трасс возрастает в данных условиях, как для работников эксплуатационной службы, так и по запросам аккредитованных организаций.


Мы разрабатываем программы.
Обучение работников службы эксплуатации ГЛК по безопасности обслуживания.
На лыжных трассах проводят подготовку специалистов по классификации и обеспечению безопасности.
как дополнительное образование, Пройденные в ведущих ГЛК России, документы об обучении работников эксплуатационной службы передавали в СК РФ во время предварительного расследования.


В итоге можно выделить главные принципы обеспечения безопасности катания на курортных склонах.

— совместная паспортизация и классификация трасс,


Постоянный контроль за размещением и работой защитных средств на трассах по данным из Паспортов трасс.


Необходима профессиональная подготовка для руководителей среднего звена и специалистов по обслуживанию трасс.


Обучение туристов навыкам безопасного катания всех уровней сложности.


Обеспечение постоянного оперативного контроля за соблюдением туристами Правил безопасного катания и наложение запрета на нарушения.

Автор

Косенков Юрий Анатольевич, Свидетельство эксперта №112 от 27.01.2020, http://avts-atsu.ru/attestatsiya-ekspertov.html,


Авторы стандартов ГОСТ Р 55881-2016 и ГОСТ Р 57279-2016 по горнолыжному туризму.

т. 8-903-7802050, ukosenkov@mail.ru