Куда поехать покататься на лыжах с семьёй в этом году?
Кировск поражает своей энергией, но разве это бесконечно интересно? Мы только что вернулись. А февраля с морозом и метелями – совсем не лучший месяц для отдыха в Хибинах. В следующий раз я мечтаю о юных горах и весеннем солнце!
Опять Красная Поляна? Нет нет нет. Достаточно было взглянуть на ценники, которые в этом году потеряли все рамки приличия и предсказуемости. Да и стойкое предубеждение у меня к этому месту. К тому же хотелось чего-то нового.
Домбай? Я там уже катался лет десять назад и, в принципе, не против был освежить воспоминания. К тому же мне, как начинающему фотографу, очень важна красота окрестных гор, но жена в этом случае использовала свое право вето. Лавина еще эта… В общем, не в этом году.
В Приэльбрусье я неоднократно бывал летом, ходил на вершину и очень люблю эти места. Именно поэтому боюсь разочароваться и испортить впечатления зимним горнолыжным отдыхом. Все жду, когда максимально правильно сложатся звезды 🙂 Поэтому в этот раз Архыз.
Был, видел, катался. Делюсь подробностями и интересными моментами. Плюсы и минусы в конце.
Чтобы добраться до Архыза, можно воспользоваться самолетом, направляясь в Минеральные Воды, или поездом, следуя до Невинномысска или тех же Минеральных Вод. Далее потребуется такси на 200 километров до конечного пункта назначения. Такой маршрут подходит не только для Архыза, но и для Домбая, а также Приэльбрусья.
В связи с тем, что проживание было запланировано в самом Архызе, а расстояние до подъёмников составляет около десяти километров, требуя каждый день поездки туда-обратно, выбор пал на автомобиль как традиционный способ передвижения.
Затрудняюсь даже подобрать слова для описания этой поездки. Выехали в шесть тридцати утра, преодолели 1300 километров по трассе М4 до Кропоткина без заторов. Ночевали в привычном хорошем отеле. На следующий день побывали в Зеленчукском, купили местную сим-карту и примерно к четырём часам уже разместились на базе отдыха в Архызе.
За один день преодолели расстояние обратно, отправились в путь рано утром в шесть часов и к двенадцати ночи вернулись домой, добавив к общему пробегу ещё 1650 километров.
Если жить непосредственно в поселке Архыз, как поступили мы, то следует учитывать некоторые нюансы. Поселок находится примерно в 10 километрах от подъемников и надо будет добираться до курорта на автомобиле, на такси (300 рублей) либо на маршрутке (50 рублей), которая ходит достаточно часто от местной почты, что за рынком.
На курорте есть несколько платных парковок в Романтике стоимостью порядка 500 рублей в сутки, платная парковка на Лунной поляне за 150 рублей в сутки и рядом с ней большая бесплатная парковка. Бесплатная парковка так близка к подъемникам, что я смог найти только одну причину выбора платной парковки в Романтике для людей, освоивших синие трассы – это потенциальные вечерние пробки.
Дорога узкая, неочищенные обочины заставлены автомобилями. Вечером в районе Романтика часто люди грузятся в машину, полностью перекрыв полосу движения. Нам ни разу не приходилось стоять в серьезных пробках — лишь небольшие задержки на пару ругательств и один сердитый взгляд со стороны жены — но в сети встречаются отзывы о часовых пробках. Почему курорт не решает эту проблему, мне не очень понятно.
Очереди, ски-пассы и прочее. Рекомендую решить вопросы со ски-пассами накануне первого катального дня. Рекомендую решать эти вопросы на полупустых кассах Лунной поляны, а не в вероятной толчее на Романтике.
Вчера приобретя всё необходимое, мы с радостью поделили остатки утренней бархатистой ткани и отправились к «Романтику». Там нас встретила невероятная толпа людей. Моя единственная цель заключалась в передаче ребенка инструктору, но из-за этого простого намерения соответствующие службы курорта оказались в замешательстве.
Организационные сложности сильно усугубились из-за повышенного потока гостей нынешним годом. Возможно приобрести ски-пасс онлайн, но всё равно необходимо выстоять очередь и получить карту в кассе с обязательной фотографией. Запись ребенка к инструктору происходит в одном окошке, а активация ски-пасса для льготного прохода — в другом. Возврат средств за неиспользованный ски-пасс требует ожидания очереди, составления заявления и повторного посещения очереди в кассу. Вот и вся история.
Всё это более-менее терпимо, если людей мало и полностью перестаёт работать при большом количестве посетителей.
Также не совсем правильная тарифная политика курорта, отсутствие ски-пасса на утреннюю часть дня и очереди приводят к большой активности перекупщиков.
Медицинское обслуживание в поселке имеет свои нюансы. ОМС здесь охватывает лишь базовые услуги травмпункта, которого нет в поселке. В случае серьезной травмы придется вызывать скорую из Зеленчукской, что займет около 50 километров.
Но есть неожиданное исключение: частный медицинский центр принимает как по полису страховки, купленной на месте (100 рублей в день), так и за наличные. Без страховки гипс на руку обойдется примерно в 7000 рублей, а на ногу – в 10000. Интересно, что страховка за 100 рублей не покрывает всех расходов, и все равно придется доплачивать «копеечку» за бинты.
Несмотря на то, что сам никогда не травмировался, он беседовал с пострадавшими на подъемниках и изучал отзывы в интернете. С одной стороны, ситуация понятна: не везде в российских селах есть травмпункты (в Архызе постоянно проживает около 500 человек). Но в этом конкретном случае у него сложилось впечатление о чем-то странном и агрессивной рекламе услуг. Впрочем, если вспомнить сломанную ключицу дочери в Домбае десять лет назад… Бывало и хуже.
Про жилье. Жили непосредственно в поселке Архыз, на турбазе «Речной Бриз». Если воспринимать это место именно как турбазу, а не отель, то всё очень и очень неплохо. Есть большая столовая, где можно в течение дня полноценно покушать. При желании, можно готовить самостоятельно или мясо на мангале пожарить, для чего тоже есть все условия.
Турбаза создает уютную атмосферу, идеально подходящую для отдыха горнолыжников, ведь персонал отлично понимает их особые нужды. Завтрак доступен с семи утра, чтобы успеть на первый подъемник. Бесплатно предоставляется круглосуточный доступ к кипятку, чаю и сахару. Для удобства имеется сушилка для снаряжения, баня и небольшой прокат.
Отдельным плюсом является прекрасное расположение на берегу реки. Картинка сделана в десяти метрах от базы. А панорамные окна в пол с видом на всё это великолепие – бесценны.
В Архызе отсутствуют сетевые магазины, такие как «Азбука вкуса», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит» или «Дикси». Даже «Красное и белое» здесь не найдешь. Тем не менее, в поселке есть небольшой магазин самообслуживания, где можно приобрести все необходимое. Желающим купить алкоголь лучше взять его с собой.
Мобильный интернет хоть и есть, но качество оставляет желать лучшего: связь прерывается, а вечером скорость падает до минимума. С симкой Мегафона из Зеленчука мы и не пользовались, поскольку на базе был хороший Wi-Fi.
Также настоятельно рекомендую иметь в запасе наличные. На курорте, в некоторых кафешках и магазинах есть терминалы для карт, но из-за нестабильной мобильной связи работают они не всегда и не везде.
На турбазе питались мы завтраком и ужином преимущественно в столовой. Прекрасно то, что добраться до еды можно в домашних тапочках. Дважды посетили кафе «Хижина», о котором так хвалят на форумах – вкусно, но все столы заняты. Если судить по ситуации, чтобы поужинать без ожидания входа зимой, нужно приходить либо до 17:00, либо после 21:00.
Прибыв на место, разместились, затарились продуктами, подключили интернет (без него никуда!), приобрели ски-пассы и разобрались в тонкостях. Ну вот, можно отправляться на трассы!
Романтик – сердце курорта. Отсюда гондолы доставят вас как на южные, так и на северные склоны.
Чуть выше по долине в поселке Лунная поляна находится бесплатная парковка для автомобилей и функционирует еще один кресельный подъемник «Лунный экспресс».
Для новичков доступны два варианта: северный склон с крутым подъемом или южные склоны.
На севере вас ждут живописные виды, быстрый гондольный подъемник, отсутствие очередей и широкая трасса. Однако, из-за крутого уклона на доске подняться без остановки бывает проблематично. В ветреную или снежную погоду подъемник первым останавливается из-за сильного ветра.
В южной части горного массива расположены несколько зеленых трасс с пологим спуском, позволяющие совершать нескучные езды с небольшими дугами. К минусам можно отнести постоянное скопление людей и ощутимые очереди на кресельный подъемник «Спутник», рассчитанный на четверых человек.
Синие и красные маршруты приглашают к активному отдыху в лесу. Широкие тропы, полные живописных видов, предлагают разнообразие для любителей катания. Пологие участки позволяют насладиться плавными поворотами, а крутые склоны создают динамичный заезд с образованием мягких бугорков.
На них частенько происходят «кегельбаны» из начинающих горнолыжников.
Мне очень понравилось кататься!
На южных склонах по вечерам тёплым и сырым становилось из-за погоды, вследствие чего люди уходили на северные, где снег держался холодным до самого вечера.
В первой половине дня ребенок занимался с инструктором в группе из 4-5 детей, что давало возможность родителям немного покататься. Программа называется «Архызенок», запись ведется в основном сервисном центре Романтика. Прогресс виден невооруженным взглядом, парень практически перешел с плуга на поворот на параллельных лыжах.
Существуют два варианта трасс — одна в южной части, другая в северной. Использовали их не всегда, но почитатели широких, хотя и мягких, волн были в восторге.
По-моему, не хватает широких трасс с ровным уклоном, где можно от души пораздавать широкими резаными дугами. Вот таких, как на южном склоне Бигвуда в Кировске. Да и начинающим, кто уже перерос зелёные трассы, но ещё не может справиться с буграми на коротких и крутых участках синих трасс, может быть достаточно сложно.
Чтобы спуститься на парковку к автомобилю на Лунной поляне, нужно было преодолеть черную трассу. Две синие трассы, обходящие черный участок, в наше время были недоступны – одна закрыта под соревнования, а вторая по техническим причинам. Для сына первый спуск по ней запомнился надолго, к тому же я катаюсь на доске, да и в целом не очень хороший учитель. Мои методы обучения можно выразить одной фразой: «Это Спарта, сынок! Выживает сильнейший! И не бойся грузить нос лыжи, хотя это и очень страшно.»
И вот я уже еду! Научился управлять скоростью на ухабах и крутых спусках, поэтому все последующие спуски прошли без случайных падений и остановок. Горжусь собой и наконец-то заработал право на лыжные палки 🙂
С 31 января по 6 февраля в Архызе проходили Чемпионат России, Первенство России и этап Кубка России. Под эти соревнования закрыли синюю трассу «Лунка», но подъемник работал в штатном режиме. В остальном мероприятие прошло незаметно для обычных катальщиков, что, наверное, минус.
Хорошо, что никто не препятствовал соревнованиям, но где сам праздник спорта? Ведь это идеальный шанс продвинуть горнолыжный спорт! Нужно было хотя бы трибуны установить, проходы на экранах показывать… А так — оградились сетками и живут в своем отделенном мире.
Кстати, почему, когда по трассе на лыжах спускаются не спортсмены, а тренеры или технический персонал, то всегда это либо плуг, либо, что чаще, банальное боковое соскальзывание? Нельзя поворот заложить, пользуясь случаем?
Инфраструктура курорта современная и функционирует бесперебойно. Подъёмники работают быстро, поэтому очередей в основном не возникало, разве что по 5-10 минут в самый разгар дня. Исключение составлял, возможно, подъемник «Спутник», ведущий на трассы южного склона. На него иногда собиралась очередь. В пользование им не поступали.
Неудобным моментом является порой плановое приостановление работы канаток. Например, с 12:30 до конца дня закрывается главная канатная дорога «Млечный путь» на южном склоне. А северные склоны всегда полны людей.
Зачем делать профилактику днём? Нельзя ли её провести с 16:30, когда канатные дороги закрыты для посетителей? На других курортах такого нет.
Вблизи курорта совершил недолгий пеший поход. Сейчас там трудится старшим гидом Анна Ханкевич, возможна присоединение к группе.
Район в плане скитура кажется очень многообещающим. Одна только долина реки София с относительно пологими склонами хребта Чегет-Чат чего стоит.
Неплохой, в принципе, получился выход, только команда оказалась не самой бодрой… Качайте физическую форму! Ну согласитесь, что перебираться вверх на своих двоих и ограничиться одним спуском, потому что «устал и утомился», – это не самая равноценная конвертация усилий в удовольствие. В общем, мне не хватило.
19. В этот же день на канатке познакомился с парнем из Перми, под конец дня затащившим меня в лес справа от подъемника северного склона. Так себе лес, по мне, так слишком густой для комфортного катания. Ну и накувыркался я там знатно в тот раз. Ручей ещё этот. В любом случае, прекрасный день получился.
Погода нас порадовала. Как видно из картинок, нам повезло. Если заранее предвидеть погодную ситуацию последних дней на Кавказе, то повезло просто невероятно! Устойчивый минус ночами, небольшой плюс в течение дня и яркое, почти весеннее солнце. Нет причин жаловаться.
Погода здесь оказалось приятнее, чем на Красной Поляне. Отсутствие близости моря в этом месте обеспечивает более устойчивый, предсказуемый и уютный климат. В целом, погода не подвержена резким изменениям.
В последний день катания случился пуходень. Даже северный склон закрыли из-за ветра перед моим спуском, словно ждали, пока я накатаюсь. Вершина может быть очень ветреной, ветер вырывает доски из глотков лодок. В такую погоду берегите снаряжение и забирайте его внутрь гондолы, здесь это разрешено. Двое парней впереди, внезапно лишившиеся снаряжения, выглядели растерянными.
В целом все прошло отлично. Погода, жилье, подъемник – всё было замечательно.
Организационные вопросы, о которых я упоминал ранее, не заняли много времени. Правда, пришлось постоять полчаса в очереди с инструктором и ещё полчаса возвращать деньги за неиспользованный ски-пасс (моя компания решила пропустить день катания из-за предсказанного дождя).
Несколько раз на подъеме возникли небольшие задержки на 5-10 минут. Мне важно оставаться на Кавказе со всей его спецификой после катания, а не оказаться в искусственном мире, похожем на торговый центр «Мега».
В каждом случае есть как достоинства, так и недостатки.
Плюсы:
— Это Кавказ, детка! Невероятная природа и сногсшибательная красота вокруг! Айран и хычины! Колоритные местные жители и вкусный шашлык из баранины! А этот пьянящий горный воздух после равнины…
Новый курорт пропитан свежестью, что сразу бросается в глаза: современные подъемники и вся техническая составляющая созданы в едином дизайнерском духе, избегая хаотичности и небрежности. Такая продуманность – бесспорный плюс.
Система искусственного снегообразования великолепна и функциональна, в отличие от декоративных конструкций.
Благодаря этому Архыз, когда на Кавказе снег отсутствует, начинает работу раньше других курортов и функционирует дольше.
— Подготовка трасс. Говорят, что раньше было идеально. Сейчас не идеально, но хорошо.
— Не заметил привычной на кавказских курортах проблемы с проходом «друзей канатчиков» без очереди. Этому есть место в других местах.
В этом районе хорошие шансы на успешное развитие ски-тура. Любителям активного отдыха здесь понравится.
Хорошо было на улице: теплое солнышко грело, а воздух был мягким и приятным. Дождевики оставались дома ненужными.
Минусы:
— Это Кавказ, детка! Хаотичное нагромождение непонятных строений, созданных из палок и проволоки. Дороги усеяны конским навозом, а тротуаров нет. Нестандартное понятие сервиса. И все это за немаленькие деньги, в общем-то…
— Очень много новичков. Уверенно катающихся в обозримом радиусе можно пересчитать по пальцам одной руки. А вот откровенных ломов, которые в джинсах и позе троллейбуса бесстрашно несутся вниз, видел не очень часто.
Организационные сложности присутствуют, что неизбежно влечет за собой внушительные очереди. Такая ситуация вызывает неудовольствие. Некоторые могут попытаться объяснить это увеличением потока туристов из-за закрытых границ, но это недостаточно оправдано.
Понимаю необходимость медицинского страхования. В наше время каждый гражданин должен иметь доступ к первоосновам медицинской помощи, исключение из этого правила неприемлемо.
Здесь не так много обычных для жителей крупных городов промышленных центров.
В реальности нет никаких развлечений за пределами места жительства. Досуг часто сводится к базовым потребностям: отдыху, посещении бани и сну.
— Постоянные проблемы с связью и интернетом. А как же лайки? А видео из ТикТока перед спуском? Или этот… Как его… Модный нынче клубхаус! А расплачиваться часами? ТАК ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО!
До скорой встречи на вершинах! Желаю всем преодолевать трудности и извлекать из них пользу.
Автор — Денис Агапов, drive2.ru/users/dvanet/